Никитенко Александр Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Никитенко Александр Васильевич

1805-1877

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Александр Васильевич Никитенко

Никитенко Александр Васильевич (12.III.1804 - 21.VII.1877) - историк русской литературы, деятель цензуры. Выходец из крепостных крестьян графа Шереметева. В 1828 году окончил Петербургский университет. В 1834-1864 годы - профессор кафедры словесности. С 1855 года - академик. С 1833 года выполнял обязанности цензора. В 1859 году - директор делопроизводства Комитета по делам печати, в 1860-1865 годы - член Главного управления цензуры. Автор многих записок по цензурным вопросам. Начал печататься с 1826 года. Самыми значительным произведением были: "Речь о критике" (1842), "Опыт истории русской литературы" (1845). Однако ученые труды и критические выступления Никитенко отличались эклектизмом, отсутствием ясной концепции и успехом не пользовались. Никитенко получил прочную известность как автор ценного мемуарного источника - "Дневника", который вел в течение 51 года (1826-77) ("PC", 1889-92. Отд. изд. - в 1893). Научное издание "Дневника" в 3 томах осуществлено в 1955-1956 годы.

И. В. Порох. Саратов.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Литература: История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М.-Л., 1962; Ветринский Ч. (Чешихин), Два рус. обществ. типа, "Новое слово", 1894, No 7-8.


Никитенко Александр Васильевич (12[24].03.1805—21.07.[2.08].1877), историк литературы, критик. Родился в Воронежской губ., сын сельского учителя из крепостных. В 1828 окончил Петербургский университет. С 1830 читал лекции по политэкономии в Петербургском университете. В 1834—68 профессор кафедры русской словесности. Был членом Главного управления цензуры (1860—65). Академик Петербургской академии наук (1855). Никитенко считал, что начало и конец всякого знания заключены в природе и судьбах духа человека. Специфику общественной жизни определяют и служат основой всего человеческого порядка вещей присущие духовной природе человека «законы истинного, благого и изящного». Свою философскую позицию Никитенко называл «реализмом», противостоящим как материализму и позитивизму, так и всему «абстрактному и фантастическому». В политической области Никитенко выступал как «умеренный прогрессист», предлагая либерализм просеивать сквозь сито консерватизма. После революции 1848 в Европе у него окрепла мысль о реформистском прогрессе для России. Революция, по его мнению, не продвигает общество по пути прогресса, а отбрасывает его назад в результате наступающей реакции и тем самым играет разрушительную, а не созидательную роль. Он полагал, что в России народные массы не готовы к самостоятельной политической деятельности. «Мы испытали деспотизм личный, но Боже нас сохрани испытать еще деспотизм толпы, массы — деспотизм полудикой варварской демократии». Народ еще надо воспитывать. Кроме того, он ратовал за экономическую свободу, за свободу хозяйственной деятельности. Вопросами законодательства и управления должны заниматься «немногие или некоторые», получившие власть, по праву избрания. Народ «должен быть управляем, а не управлять. Но он должен иметь право предъявлять свои нужды, указывать правительству на пороки и злоупотребления тех лиц, которые поставлены для охранения и исполнения законов… Никому из народа не должен быть прегражден путь к власти, если он достоин ее по своим дарованиям и образованию».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Никитенко Александр Васильевич (12(24).03.1805. сельцо Удеревка Бирючинского у. Воронежской губ. - 21.07(2.08). 1877, Павловск) - историк литературы, критик. В 1828 году окончил Петербургский университет, с 1834 года - профессор кафедры русской словесности. В течение многих лет работал цензором. После публикации «Дневника», получившего высокую оценку Розанова, Мережковского и др., стал известен как оригинальный политический мыслитель. Никитенко считал, что начало и конец всякого знания заключены «в природе и судьбах духа человеческого». Специфику общественной жизни определяют и «служат основой всего человеческого порядка вещей» присущие духовной природе человека «чаконы истинного, благого и изящного». Свою философскую позицию Никитенко называл «реализмом», противостоящим как материализму и позитивизму, так и всему «абстрактному и фантастическому». В социально-философской и политической области Никитенко выступал как «умеренный прогрессист», предлагая либерализм «просеивать сквозь сито консерватизма». Он считал, что Россия со времени Петра I включилась в строительство «общего дома европейских народов», где каждый народ - «чадо одного и того же человечества», и, какие бы черты самобытности он ни имел, как бы ни уклонялся от «общего пути», он должен трудиться над «одной великой задачей рода человеческого».

Никитенко негативно оценивал роль церкви в истории России, считая, что она выхолостила демократические и гуманистические идеи христианства, превратив его в «религию невольников». Он различал «прогресс сломя голову» и прогресс «постепенный», сторонником которого являлся. Мысль о целесообразности реформистского пути для России превращается в твердое убеждение после революции 1848 года в Европе. Революция, по его мнению, не продвигает общество по пути прогресса, а отбрасывает его назад в результате наступающей реакции и тем самым играет разрушительную, а не созидательную роль. Будучи выходцем из семьи крепостных, он сочувственно относился к бесправному положению крестьянства. Оценка Никитенко социально-психологического облика последнего отличалась трезвостью и реализмом, он указывал на его непросвещенность, предрассудки, политический индифферентизм. Никитенко считал безусловно необходимой отмену крепостного права, предоставление крестьянам личной свободы и свободы хозяйственной деятельности, полагая, что они вполне способны правильно распорядиться этими свободами, но был убежден, что народные массы не готовы к самостоятельной политической деятельности: «Мы испытали деспотизм личный, но Боже нас сохрани испытать еще деспотизм толпы, массы - деспотизм полудикой варварской демократии».

Никитенко предлагал «прежде позаботиться о воспитании этой массы, которое, умерив ее дикие инстинкты, сделало бы ее способною ко всему тому, что ей навязывают, не имея никакого обеспечения, что она этого не употребит во зло». Никитенко видел в государстве надклассовую, надсословную организацию, призванную гармонизировать отношения внутри общества, заботиться о «развитии и преуспеянии нравственных, умственных и материальных сил народа». Он высказывался за создание совещательного представительного органа в России. Вопросами законодательства и управления должны заниматься «немногие или некоторые», получившие власть «по праву избрания». Народ «должен быть управляем, а не управлять. Но он должен иметь право предъявлять свои нужды, указывать правительству на пороки и злоупотребления тех лиц, которые поставлены для охранения и исполнения законов... Никому из народа не должен быть прегражден путь к власти, если он достоин ее по своим дарованиям и образованию». Роль интеллигенции, «класса образованного», должна, с его точки зрения, возрастать, в т. ч. и в государственном управлении: бюрократия, представленная в основном «аристократией», должна поделиться властью с интеллигенцией, которая формируется из наиболее талантливых представителей разных сословий. Современную ему эпоху Никитенко рассматривал как время радикальной реформы всей цивилизации и образованности, целью которой должно явиться: торжество демократии, свобода труда и более правильное распределение народного богатства, полная свобода совести, уважение к нравственному достоинству и значению человека.

Н. Г. Габидулина

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 413-414.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Речь о необходимости теоретического или философского исследования литературы. СПб., 1837;

Записки и дневник (1826—77). СПб., 1893 (М., 1955—56).

Похвальное слово Петру Великому. Спб., 1838; Мысли о реализме в литературе. Спб., 1872;

Моя повесть о самом себе и о том, чему свидетелем в жизни был. Спб., 1904-1905.

Литература:

Ветринский Ч. (Чешихин). Два русских общественных типа (А. В. Никитенко и И. С. Аксаков) // Новое слово. 1894. № 7-8;

История русской литературы XIX в. / Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М.-Л., 1962;

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС