Носов Николай Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >

ссылка на XPOHOC

Носов Николай Николаевич

1908-1976

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Николаевич Носов

Носов Николай Николаевич [10(23).11.1908, Киев — 26.7.1976, Москва] — детский прозаик, драматург, сценарист.

Родился в семье киноактера. После окончания семилетки работал на заводе.

С 1927 — студент Киевского художественного института. Через 2 года перевелся в Московский государственный институт кинематографии (окончил в 1932); до 1951 работал режиссером, занимаясь постановкой мультипликационных и учебных, а в годы войны — научно-технических фильмов.

Первый рассказ «Затейники» был опубликован в 1938 в журнале «Мурзилка» (№ 9). До войны было написано еще несколько рассказов — «Живая шляпа», «Мишутка и Стасик» (в последующих изданиях «Фантазеры»), «Чудесные брюки» (в последующих изданиях «Заплатка»), «Огурцы», «Метро» и др., опубликованных главным образом в «Мурзилке».

Первый сборник рассказов Носова вышел в 1945 под названием «Тук-тук-тук» с подзаголовком «Веселые рассказы». Сюда вошли, помимо уже опубликованных, несколько новых рассказов. В последующие годы появлялось по 2-3 новых рассказа Носова в периодике и отдельными изданиями. В 1946 опубликован сборник Носова «Ступеньки», в 1947 — сборник «Веселые рассказы», объединивший переиздание ранее опубликованных рассказов с новыми. В этом же году по рассказу «Мишкина каша» Носов написал комедию в одном действии под названием «Умелые руки» (Затейник. 1947. №7). Этот же сюжет лег в основу сценария Носова для полнометражного фильма «Дружок», вобравшего в себя также основную интригу одноименного рассказа (киностудия им. Горького, 1958). Драматургической переработке Носова подверг также рассказы «Телефон» (комедия в 1 действии), «Тук-тук-тук» (пьеса для кукольного театра в 1 действии), «Огородники» (комедия в 1 действии, 3 картинах под заглавием «Мишка на огороде»).

 

У большинства читателей где-то на бессознательном уровне существует убеждение, что художественные произведения рождаются в умах творцов уже в готовом виде и более никогда не меняются. А ведь это не так. Тот же Николай Носов свой рассказ «Телефон» подверг капитальному ремонту и превратил в сценическое произведение, а именно, в комедию. Тем самым он придал старому произведению новую жизнь. Аналогично ремонт телефонов возвращает, казалось бы, напрочь «убитое» устройство к жизни, позволяет полноценно им пользоваться.

 

В 1949 отдельной книгой вышла повесть «Веселая семейка». По повести Носова написал пьесу в 3 картинах для школьного театра (Затейник. 1949. №10). Под заглавием «Про пчел (Из Колиного дневника)» в альм. «Круглый год. Книга-календарь для детей» (1949) был опубликован отрывок из повести «Дневник Коли Синицына», вышедшей отдельным изданием в 1950. Повесть «Витя Малеев в школе и дома» впервые опубликована в журнале «Новый мир» (1951. №6). В марте 1952 она была отмечена Государственной премией СССР; в 1952 вышла отдельной книгой новая редакция повести, и только за этот год она выдержала 4 переизд. По повести Носова написана комедия в 3 действиях, 7 картинах под названием «Два друга». По одноименному сценарию в 1954 был снят полнометражный художественный фильм.

В 1957 публикуется цикл юмористических рассказов «Фантазеры» (одноименный фильм — 1966).

Проза Носова насыщена юмором, игровой стихией. В произведениях Носова, как правило, повествование ведется от первого лица, от лица мальчика 11-12 лет. Сюжеты Носова остры, динамичны, наполнены забавными ситуациями. Герои — неуемные выдумщики и фантазеры, в то же время это обычные дети — порою неловкие, порою трусливые, но всегда непосредственные. Для создания образа Носова не пользуется развернутым описанием, ему достаточно выразительного диалога или комического случая, чтобы точно высветить своих персонажей.

Опыт создания приключенческих и юмористических произведений Носова использует и в новом жанре — фантастическом романе-сказке. 1-я часть широко известной трилогии о Незнайке — «Приключения Незнайки» — напечатана в 1954. Исследователи отмечают зависимость замысла Носова от художественной идеи книги А.Хвольсон «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков», однако реализация замысла Носова оказалась самобытной. Фантастические коротышки, как и герои прежних произведений Носова, прочно привязаны к бытовым будням, только теперь это быт сказочного цветочного города. «Все эти носовские крошечные человечки — маленькие взрослые, обладающие забавной детской непосредственностью,— в сущности, богоугодны... Коротышки из сказочной страны не фарисействуют и не лицемерят» (Карлов Б.— С.539). Они подчеркнуто индивидуальны — интеллектуал Знайка, умельцы Винтик и Шпунтик, разъезжающие на газированном автомобильчике, доктор Пилюлькин, художник Тюбик, охотник Пулька и, конечно, очаровательный «самый известный малыш» Незнайка. Композиционно «Приключения...» разделены на 30 небольших глав, каждая из которых повествует об очередном приключении коротышек. В занимательной форме детям преподносится обширный познавательный материал.

В 1958 написана 2-я часть трилогии — «Незнайка в Солнечном городе». Сюжет близок к волшебной сказке — с помощью волшебной палочки происходят чудесные превращения. Но по-прежнему здесь ценится дружба, осуждаются лень и необязательность.

В 1965 вышла заключительная часть трилогии — «Незнайка на Луне». Познавательное научно-фантастическое повествование получило здесь дополнительный оттенок — сатирический. Появляются однозначно отрицательные персонажи — лунные жители Скуперфильд, Спруте, госпожа Минога, господин Гадкинз. Ошеломляющий успех «Незнайки на Луне» был обусловлен и тем, что книга открывала недоступный для советского читателя мир капитала и его отношений, став энциклопедией западной политической, экономической и повседневной жизни, доступной даже детям. Прочитав книгу Носова, «каждый отлично усвоит, что такое акционерное общество, реклама, продажная пресса, лопнувший банк, биржа ценных бумаг, забастовка и безработица» (Карлов В.— С.538).

«Дурацкий остров», на который насильственно свозят тех, кто не желает жить по нормам лунного общества, можно рассматривать в ряду сходных образов-метафор из романов-антиутопий: в результате психотропной обработки коротышкам прививается игромания, после чего, сами того не замечая, они превращаются в баранов. Написанная как сатира на американскую действительность, книга спустя четверть века стала восприниматься как уникальное пророчество о России периода «реформ» — настолько полно и точно, вплоть до деталей, оказались описаны негативные приметы эпохи: обман доверчивых вкладчиков, заговоры олигархов, продажные СМИ, отупляющая индустрия развлечений с фильмами ужасов, наглые и бесцеремонные журналисты, послушная власти туповатая полиция, оглушающая реклама.

В 1990-е носовские персонажи обрели вторую жизнь: продолжение серии книг о Незнайке, задуманное, но не осуществленное Носовым, написал Б.Карлов («Новые приключения Незнайки: Остров голубой звезды» и «Новые приключения Незнайки: Снова на Луне»; обе — СПб., 1999), которому удалось подхватить ритм и стилистику носовского повествования, сохранить характеры коротышек, действующих уже в компьютерную эру. С другой стороны, замысел Носова оказался искажен в полнометражном мультфильме «Незнайка на Луне» (1997), где была выхолощена критика «рыночного» общества, подмененная «борьбой за экологию».

За трилогию о Незнайке Носову присуждена Государственная премия РСФСР (1969). По мотивам трилогии Носова были написаны пьесы-сказки: «Приключения Незнайки», «Незнайка-путешественник», «Незнайка учится», «Незнайка в Солнечном городе».

В 1960 опубликован рассказ «Приключения Толи Клюквина» (Пионерская правда. №22-25). Рассказ дал название сборнику, вышедшему в 1961.

В 1964 по рассказу был поставлен полнометражный художественный фильм.

«Повесть о моем друге Игоре» опубликована в журнале «Нева» (1971. №5). Прототипом главного героя послужил внук писателя. Носов по-прежнему пристально вглядывается в ребенка, не уставая удивляться детскому восприятию жизни.

В периодике 1950-60-х публиковались «Иронические юморески», в которых Носов выступил как публицист. Во многом эти материалы служат путеводителем по художественным произведениям Носова — здесь можно найти сведения о том, где Носов публиковал ту или иную вещь, рассказывается о читательских письмах, побудивших приняться за книгу; кроме того, издание содержит отклики на злободневные темы того времени.

«Герой моих новых повестей — я сам»,— делился Носов новыми замыслами в 1974. Писатель начинает работу над автобиографическим произведением.

В 1976 в журналах «Нева» и «Семья и школа» печатаются 2 повести Носова — «Повесть о детстве» и «Все впереди», которые в переработанном виде объединены в книгу «Тайна на дне колодца», вышедшую в 1978, уже после смерти автора.

Е.И. Колесникова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 672-674.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 3 т. М., 1968;

СС: в 4 т. / комм. Ф.Эбина. М., 1979-82;

Избранное / предисл. В.Катаева. М., 1961.

Литература:

Рассадин С. Николай Носов. М., 1961;

Савченко Г. Трилогия забавных приключений: Повесть Н.Носова о Незнайке // Детская литература. 1970. №6. С.12-14;

Сивоконь С. Открытие мира: О творчестве Н.Носова // Семья и школа. 1979. №5. С.44-47;

Недува Э.Ш. Творчество Н.Н.Носова и его роль в развитии жанра юмористической прозы для детей. М., 1981;

Жизнь и творчество Николая Носова. М., 1985;

Карлов Б. [Памяти Николая Носова] // Карлов Б. Новые приключения Незнайки. Остров голубой звезды. СПб., 1999. С.535-539.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС