Осиповский Тимофей Федорович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ О >

ссылка на XPOHOC

Осиповский Тимофей Федорович

1765-1832

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Тимофей Федорович Осиповский

Осиповский Тимофей Федорович (1765—1832) — русский мыслитель, профессор математики. Известен своей критикой кантовского утверждения об априорном происхождении истин геометрии. В целом воззрения Осиповский не выходили из рамок метафизического механистического материализма. Ученый испытал на себе влияние идей Декарта, что проявилось в преувеличении методологической роли математики, в переоценке познавательного значения аналитического метода. Осиповский боролся против мистики, высоко оценивал роль просвещения и науки. Во взглядах на религию он оставался на позициях деизма. Основное философские сочинение: «О пространстве и времени» (1807), «Рассуждения о динамической системе Канта» (1813).

+ + +

Осиповский Тимофей Федорович (1765—1832) — русский мыслитель-материалист, профессор математики. Известен своей критикой кантовского утверждения об априорном происхождении истин геометрии. В целом воззрения Осиповского не выходили из рамок метафизического механистического материализма. Ученый испытал на себе влияние идей Декарта, что проявилось в преувеличении методологической роли математики, в переоценке познавательного значения аналитического метода. Осиповский активно боролся против мистики, высоко оценивал роль просвещения и науки. Вместе с тем во взглядах на религию он оставался на позициях деизма. Основное философские сочинение: «О пространстве и времени» (1807), «Рассуждения о динамической системе Канта» (1813).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 323.


Осиповский Тимофей Федорович (22.01 (2.02).1765, с. Осипово Ковровского у. Владимирской губ. -12.(24).06.1832) - математик и философ. Доктор философии (с 1807), профессор (1803-1820) и ректор (1813 -1820) Харьковского университета. В 1812 году, при основании Харьковского общества наук при университете, Осиповский стал его президентом, выступал с сообщениями по вопросам физико-математических наук. После увольнения из университета переехал в Москву, где занимался переводами и научной деятельностью. Философские взгляды Осиповского отражены в речах, произнесенных на торжественных собраниях Харьковского университета: «О пространстве и времени» (1808), «Рассуждение о динамической системе Канта» (1813). Осиповский один из первых в России интерпретаторов философских и естественнонаучных идей И. Канта, он критически анализировал также идеи Г. В. Лейбница о предустановленной гармонии, субъективизм Дж. Беркли, Д. Юма. Сформировался как мыслитель на основе изучения физико-математических наук и фр. философской литературы XVIII века, перевел на русский язык «Логику» Э. Кондильяка и «Небесную механику» П. Лапласа, выпустил соч. но астрономии (1825, 1827, в 1828 перевел их на фр. язык).

Осиповский признавал независимое существование предметов и явлений в пространстве и во времени, неуничтожимость материи и движения, вечное изменение во Вселенной. Сущность жизни Осиповский стремился понять, не прибегая к понятию трансцендентного, опираясь на естественные науки, решающее значение в познании природы придавал опыту. Строение материи Осиповский объяснял атомо-молекулярной гипотезой, оставался во взглядах на материю и природу механистическим материалистом. Осиповский выступил с критикой утверждения И. Канта о том, что пространство и время не объективные формы реально существующего мира, но чистые формы чувственного созерцания, а также его представлений о синтетическом и априорном характере математических построений в алгебре и геометрии. По мнению Осиповского, математические идеи - это отражение в сознании объективно существующих пространственных форм. В «Курсе математики» (1801) он утверждал, что протяженность тел существует как объективная реальность и лишь отражается в пространственных понятиях. В «Рассуждении о динамической системе Канта» выступал против натурфилософии конца XVIII - начала XIX века, против априорного характера динамической теории как враждебной атомизму. Анализируя сущность динамической системы Канта, Осиповский сделал вывод, что Кант приписывал одной из коренных сил материи, расширительной, неестественное свойство - независимость от материи. Однако, отвергая идеализм динамической системы, Осиповский не оценил глубокие диалектические идеи о взаимодействии сил притяжения и отталкивания. В отношении к религии Осиповский слыл вольнодумцем, о чем свидетельствует донос на него проф. А. Дудровича, писавшего, что «образ мыслей ректора совершенно противный началам веры и Священного Писания». Автор доноса называл его главным виновником вольнодумства среди студентов физико-математического факультета Харьковского университета. Осиповский сопротивлялся организации при университете отделения «библейского общества» и созданию кафедры богословия. Разделяя просветительские идеи в понимании общества, он уповал на улучшение социальных порядков через утверждение в людях таких качеств, как честь, добродетель. В зависимость от успехов просвещения он ставил развитие нравственности, справедливости, уменьшение в обществе «праздных людей». Хотя Осиповский явился критиком идей неевклидовой геометрии Лобачевского, он оказал определенное влияние на развитие естественнонаучной мысли России, прежде всего в таких областях, как математика, астрономия, физика.

Т. Л. Мазуркевич

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 451-452.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Рассуждение о пользе наук... 1795;

О пространстве и времени // Речи, говоренные в торжественном собрании Харьковского ун-та 30 августа 1807 г. Харьков, 1807;

Русские просветители. М., 1966. Т. 2.

Литература:

Кравец И. Н. Т. Ф. Осиновский - выдающийся русский ученый и мыслитель. М., 1955;

История философии в СССР. М., 1968. Т. 2. С. 230-234.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС