Озеров Владислав Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ О >

ссылка на XPOHOC

Озеров Владислав Александрович

1769-1816

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Озеров Владислав Александрович (30.09[11.10].1769—5[17].09.1816), драматург. Родился в с. Казанское (или Борки) Тверской губ. Происходил из старинного обедневшего дворянского рода. В 1787 окончил Сухопутный шляхетский корпус. В 1804 перешел на службу в Лесной департамент, дослужился до генеральского чина. Вследствие служебных неприятностей вышел в отставку, сильно нуждался. В 1810 заболел тяжелой душевной болезнью. На мировоззрение Озерова большое влияние оказали Я. Б. Княжнин и французские писатели (особенно Ж. Ж. Руссо). Первая публикация Озерова — вольный перевод «Послания Элоизы к Абеляру» Ш. Колардо (1794). Первая трагедия «Ярополк и Олег» (1798) — подражание Княжнину — после премьеры запрещена цензурой, т. к. в одном из героев увидели намек на И. П. Кутайсова и А. А. Аракчеева. Трагедия «Эдип в Афинах» (1804) — первое значительное произведение Озерова. В трактовке действующих лиц Озеров следует не Софоклу, а французскому классицисту Ж. Ф. Дюси. Эдип в ней — слабовольный старец; поборнику тирании Креону противопоставлен гуманный монарх Тесей (намек на Александра I). Трагедия «Фингал» (1805) навеяна «Поэмами Оссиана» Дж. Макферсона. Однако суровый романтический колорит шотландского эпоса снижается, утрачивает значительность. Озеров больше, чем его предшественники, обращается к внутреннему миру героев. Стилистика этого периода носит сентименталистский характер. Трагедия «Дмитрий Донской» (пост. 1807) по характеру событий как бы предвещала решимость Александра I стать защитником европейских народов от Наполеона. В последней трагедии «Поликсена» (1809) древнегреческий миф служит драматургу для утверждения превосходства высоконравственной личности над деспотами. Трагедия близка романтическим балладам — «Леноре» Г. Бюргера и «Людмиле» В. А. Жуковского. С 1808 Озеров работал над трагедией из эпохи бироновщины, но черновики ее, как и почти весь архив писателя, сожжены им в припадке безумия в 1810.

Историзм Озерова носит условный характер. Исторический материал он подчиняет нравственно-политическим задачам. Драматургия Озерова занимает промежуточное положение между классицизмом и карамзинской школой. Борьба между чувством и долгом классицистического героя заменяется в трагедиях Озерова борьбой чувств в одном человеке. Доминирующим мотивом поступков становится «голос сердца». Формальные же элементы поэтики классицизма в произведениях Озерова остаются незыблемыми. Однако уже появляются нетрадиционные метры, в т. ч. вольный ямб, который до Озерова считался пригодным лишь для басни. Это оживляло величавый язык классицистической трагедии. Характерная особенность творчества Озерова — мирное соседство классицизма и сентиментализма. В переходную эпоху разрушения классицизма и становления сентиментализма этот компромисс стал причиной блистательной, но недолгой славы драматурга. Озеров стоял вне литературной борьбы своего времени, но его пьесы были предметом ожесточенного спора между «Беседой любителей русского слова» и «Арзамасом». Творчество Озерова не принимали Г. Р. Державин, А. А. Шаховской (первоначально участвовавший в постановках трагедий Озерова), А. С. Шишков. Большое значение творчеству Озерова придавали П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков, молодой А. С. Пушкин, позднее говоривший о несовершенстве трагедий Озерова. Особенности стиля писателя повлекли за собой сочетание высокой патетики в оформлении спектакля (П. Гонзаго) с сентименталистским музыкальным сопровождением (И. А. Козловский). На пьесах Озерова сформировалась национальная русская школа трагической игры (Е. С. Семенова, А. С. Яковлев, Я. Е. Шушерин, В. А. Каратыгин).

Савельев В.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Сочинения:

Соч. Ч. 1—2. СПб., 1816—17;

Соч. Ч. 1—3 / Вступ. ст. П. А. Вяземского. 5-е изд., СПб., 1828;

Трагедии. Стихотворения / Вступ. ст. И. Н. Медведевой. 2-е изд. Л., 1960.

Здесь читайте:

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС