> XPOHOC > БИОГРАФИИ > ЧЕРНОСОТЕНЦЫ >
ссылка на XPOHOC

Павел (Преображенский)

1843-1911

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Павел (в миру Преображенский Павел Григорьевич), еп. Чигиринский (10.08.1843— 18.09.1911), церковный и общественный деятель, активный участник черносотенного движения в Киеве.

Родился в погосте Никольском на Ухтоме Пошехонского у. Ярославской губ. в семье священника. Окончил с отличием Ярославскую ДС и Киевскую ДА (1869). 22 февр. 1870 назначен помощником инспектора Киевской ДС, с 1872 преподаватель греческого языка, затем Священного Писания и Обличительного богословия в семинарии. В 1873—1884 секретарь Правления, в 1884—1887 член педагогического и распорядительного собраний Правления семинарии. 22 июля 1883 назначен настоятелем Добро-Никольской церкви на Подоле, 7 авг. рукоположен во священники, с 6 мая 1888 протоиерей. Первый делопроизводитель Киевского епархиального училищного совета (с янв. по июль 1885), членом Совета оставался до конца жизни. Исполнял целый ряд обязанностей в епархии: духовный следователь Киево-Подольского благочиния (1883—1885), благочинный Киево-Подольских церквей (1885—1892), сверхштатный (1892-1894), с 1894 штатный член Киевской духовной консистории, заведовал делами о штундизме и других ересях. В марте 1887 назначен цензором журнала «Церковно-приходская школа», некоторое время был главой местного духовно-цензурного комитета. В 1889-1901 преподавал Закон Божий в Киево-Подольской женской гимназии ведомства Императрицы Марии. Состоял членом многих епархиальных комитетов, комиссий и попечительств. С 1895 член Совета Киевского Религиозно-Просветительского общества. С 1 июня 1903 кафедральный протоиерей Софийского собора.

Овдовел, 20 окт. 1908 принял постриг, 22 октября возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Киевского Златоверхого Михайловского монастыря на правах настоятеля, а через три дня хиротонисан во еп. Чигиринского первого викария Киевской епархии. 7 ноября 1908 назначен председателем Киевского епархиального училищного совета (до 1910), с 12 ноября председатель Свято-Владимирского братства и тов. председателя Киевского отделения Всероссийского Императорского Православного Миссионерского Общества. Состоял также тов. председателя Киевских отделов Императорского Православного Палестинского Общества (с 1902) и Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III (с 1901 — член-казначей), руководил Киевским обществом охраны памятников старины и искусства.

Будучи по своим убеждениям патриотом и монархистом, оказывал активную поддержку киевским черносотенным организациям. В ту пору архимандрит Анатолий (Грисюк) отмечал, что владыке был присущ глубокий патриотизм, «это было глубокое, проникавшее все силы души чувство любви к Родине, родному русскому народу и его Царю». А прот. Г. Я. Прозоров отмечал перед панихидой по еп. Павлу: «В тяжелые годины государственных испытаний, пережитых за последние десять лет, почивший Святитель явил в себе пример того, как нужно любить ро-дину, как служить ей и молиться за нее. Церковь, Родина и Самодержавный Царь — вот три основы, на которых покоились лучшие убеждения почившего... Патриотический русский Киев никогда не забудет его неусыпных трудов во время выборов в Государственную Думу, его благодетельного воздействия на епархиальное духовенство в то время, когда многие хотели усыпить это духовенство и отвлечь от патриотического национально-русского дела, не забудет его живейшего участия в делах Западно-Русского съезда всех монархических собраний, не забудет того, что Преосвященный Павел стоял в центре всех Киевских национально-патриотических деяний, воодушевляя, объединяя и примиряя главных деятелей». Проф. П. В. Никольский, говоря о патриотических заслугах владыки, отмечал: «Он не спрашивал: куда идти? Ибо он твердо знал один и единственный путь: за православную веру, за русского Самодержавного Царя, за русский народ. <...> С этого времени, в течение многих лет, он составлял духовный центр, к которому обращались патриоты и за советом, и за материальной помощью на общее дело, а всего более за молитвенным утешением».

Именно на еп. Павла пришлась значительная доля организационных работ в связи с приездом Императора Николая II и Августейшей Семьи в Киев в 1911. В день своей смерти, по обыкновению, он совершил Божественную литургию в Михайловском монастыре. А вечером пожелал служить панихиду на вечере памяти П. А. Столыпина, организованном Киевским Клубом Русских Националистов. Перед панихидой обратился к собравшимся с проникновенным словом, в котором призвал в «запечатленном кончиною мученика» государственном подвиге главы правительства «черпать силы и высокий пример для себя, как надобно служить Царю и России, и как умирать за них. За этот подвиг Петра Аркадьевича воздадим ему усердной нашей молитвой о нем. Это — святой наш долг, каким обычно всегда платит руководимый Церковью русский православный народ родным своим героям за верное их служение отечеству и Его Государю». В самом начале панихиды, в которой ему сослужили протоиереи М. Д. Златоверховников, С. И. Трегубов, М. И. Вишневецкий, М. А. Стельмашенко и др. священники, по возглашении дьякона «Благослови, Владыко» успел произнести: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно», и упал. Врачи констатировали смерть от разрыва сердца. Погребен у южной стены Екатерининского придела Михайловского собора Михайловского Златоверхого монастыря.

Т. Кальченко

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.


Сочинения:

Речь архимандрита Павла при наречении во епископа Чигиринского, I викария Киевской епархии // Киевские епархиальные ведомости. 1908. № 46;

Речь Преосвященного Павла, епископа Чигиринского на торжественном акте в день празднования в Киеве 25-летия церковной школы (5 окт. 1909) // Киевские епархиальные ведомости. 1909. № 41;

Предстоящее прославление Свт. Иоасафа Горленко, епископа Белгородского и Обоянского // Киевские епархиальные ведомости. 1911. № 1-2;

Последняя речь Преосвященного Павла, епископа Чигиринского, произнесенная перед открытием собрания Клуба Националистов в Киеве, посвященного чествованию памяти П. А. Столыпина 18 сент. 1911 // Киевские епархиальные ведомости. 1911. № 34-41 и др.

Литература:

Титов Ф. И. Преосвященный Павел, епископ Чигиринский (Некролог). Киев, 1911;

Титов Ф. И. Памяти Преосвященного Павла, епископа Чигиринского. Клев, 1911.

Здесь читайте:

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

“Русское собрание”, монархическая организация в России, создана в Петербурге в октябре — ноябре 1900 г.

Союз «Белое Знамя» (другое название Союз «Белого Знамени»), крупнейшая право-монархическая организация Нижегородской губ. 1905 г.

Союз русских женщин (СРЖ), национально-монархическая общественная организация начала XX в. 1907 г.

Союз русских людей (СРЛ), одна из крупнейших право-монархических организаций н. XX в. 1905 г.

Союз Русских Православных Людей в г. Шуе и уездах Владимирской губ. (до 1906 — «Союз партии русских православных людей в г. Шуе и уездах Владимирской губ.»), одна из самых первых право-монархических организаций России. 1905 г.

"Союз русского народа", организация черносотенцев.

“Союз Михаила Архангела” (“Русский народный союз имени Михаила Архангела”), русская монархическая организация, возникшая в начале 1908 г.

Русская монархическая партия (РМП), одна из крупнейших право-монархических организаций, основанная В. А. Грингмутом. 1905 г.

Русский монархический союз (РМС), одна из самых крупных патриотических организаций Москвы предреволюционного периода. 1906 г.

«Русское Братство» (РБ), киевская монархическая организация, существовавшая в 1905—1908 гг.

«Русское Знамя», ежедневная газета, орган Союза Русского Народа.

Русское Монархическое Собрание (РуМоСо), общественная организация, интеллектуальный штаб монархистов Москвы.

Русское Окраинное Общество (РОО), культурно-просветительская патриотическая организация правого толка, созданная для борьбы с сепаратизмом национальных окраин Российской Империи.

Совет монархических съездов, руководящий орган право-монархического движения. 1915 г.

Тамбовский Союз Русских Людей, или Тамбовский Серафимовский Союз Русских Людей (ТСРЛ), одна из самых крупных и наиболее активных региональных право-монархических организаций.

Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы?

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур)

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС