Павлов Михаил Григорьевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Павлов Михаил Григорьевич

1793-1840

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Павлов Михаил Григорьевич

Павлов Михаил Григорьевич (1793-3.04.1840), русский ученый в области натурфилософии, минералогии и сельского хозяйства. Окончил Московский университет по математическому и медицинскому отделению. Защитил диссертацию на степень доктора медицины. Читал лекции по минералогии и сельскому хозяйству. Был директором земледельческой школы и учебного Опытного хутора. Пропагандировал прогрессивную систему севооборота; сконструировал особый плуг (т. н. “плужок Павлова”), организовал сельскохозяйственную школу для крестьянских детей. Издатель журналов “Атеней” (1828-30) и “Русский земледелец” (1838-39). 

Русское небо


ПАВЛОВ Михаил Григорьевич (1793— 1840) — русский натурфилософ. Окончил Московский университет, в качестве профессора преподавал там ряд естествоведческих дисциплин, в т. ч. физику и сельское хозяйство. Выступил в первой работе («О пустоте в природе», 1817) как материалист, но, не найдя в метафизическом материализме ответа на волновавшие его вопросы, перешел (после научной командировки за границу, 1818—1820) на позиции шеллингианской натурфилософии. Благодаря диалектичности своего мировоззрения и тесной связи с естествознанием и агрономической практикой П., оставаясь идеалистом, плодотворно (это отметили Герцен и Чернышевский) решал проблемы соотношения эмпирии и умозрения, науки и практики, классификации наук и др. Основное сочинение— «Основания физики». Ч. 1—2. 1833—36.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 330.


ПАВЛОВ Михаил Григорьевич (1793–03.04.1840), философ, физик, агробиолог, выдающийся деятель русского земледелия. Окончил Воронежскую семинарию и Московский университет (1816) одновременно по математическому и медицинскому факультетам. Профессор Московского университета (с 1820). Читал курсы минералогии, сельского хозяйства, физики и др., издавал журналы «Атеней» (1828–30) и «Русский земледелец» (1838–39), был директором Земледельческой школы. Сыграл большую роль в развитии науки о сельском хозяйстве. В философии был последователем Ф.В. Шеллинга; развивал принципы идеалистической диалектики и общую «теорию вещества» (материя) – в духе натурфилософской концепции Шеллинга – Л. Окена. Своей педагогической и журналистской деятельностью Павлов оказал большое влияние на формирование молодого поколения России к. 1820–30‑х.

Соч.: О полярно-атомической теории химии//Новый магазин естественной истории … 1821. №3–4. Ч. 2; О способах исследования природы//Мнемозина. Ч. 4. М., 1825; Земледельческая химия. М., 1825; Основания физики. Ч. 1–2. М., 1833–36; Курс сельского хозяйства. Т. 1–2. М., 1837.

+ + +

ПАВЛОВ Михаил Григорьевич (1793—3.04.1840), философ, физик и агробиолог. Окончил Московский университет (1816) и был его профессором (1820—40). Издавал журналы «Атеней» (1828—30) и «Русский земледелец (1838—39).

В философии выступил первоначально как метафизический материалист (О пустоте в природе // Вестник Европы. 1817. № 5). Познакомившись с немецкой философией, особенно с натурфилософией Шеллинга—Окена, Павлов перешел на позиции идеализма (О полярно-атомической теории в химии // Новый магазин естественной истории… 1821. Ч. 2. № 3—4; О способах исследования природы // Мнемозина. Ч. 4. М., 1825), развивая на этой философской основе диалектику (идея универсальности движения, взаимосвязанности и законосообразности явлений, их противоречивости, единства природы и сил, лежащих в ее основе). В главном натурфилософском труде «Основания физики» (ч. 1—2, М., 1833—36) Павлов рассматривал науку как систему понятий, объясняющую действительность, дающую руководство для овладения природой и целесообразного использования ее сил, а также формирующую познавательную способность человека. Науки Павлов классифицировал по предмету (о Боге, о природе, о познании) и по методу познания (откровение, опыт, умозрение). Философию Павлов считал «наукой о возможности предметов нашего познания», единственной «умозрительной» наукой он подчеркивал ее тесную связь с конкретными науками, отстаивал идею единства теории и практики. Различая 3 познавательные способности — чувства (опыт), разумение (функция разума) и умозрение (функция ума), Павлов считал, что умозрение свободно от эмпирии, движется от безусловного (идеального) к обусловленному (материальному) и формой этого движения являются идеи; умозрение априори постигает идеальную, внутреннюю, сущностную сторону предмета; разумение же есть деятельность интеллекта в связи с эмпирией и поэтому движется по тому же пути, что и опыт, эмпирия — от обусловленного к безусловному, от единичного к общему. Взятое в общем виде, движение разумения, выражающееся в понятии, суждении и заключении, изучается специальной наукой — логикой. Павлов настойчиво пропагандировал идею связи чувственного и рационального познания, критиковал абсолютизацию как чувственного, так и разумного познания. Опытность представлялась ему важнейшей гносеологической функцией, действующей в формах «наблюдения» и «опыта» и сообщающей человеку a posteriori сведения о явлениях. Свое идеалистическое учение об умозрении Павлов в полемике с материализмом обосновывал с позиций христианской онтологии. Общая «теория вещества» (материи) Павлова носила натурфилософский характер в духе Шеллинга— Окена. В области эстетики Павлов своеобразно сочетал теорию подражания с эстетикой объективного идеализма.

Каменский З.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Павлов Михаил Григорьевич (1( 12). 11.1792, Елец Орловского наместничества - 9(21 ).04.1840, Москва) — философ и естествоиспытатель. В 1813 году поступил в Харьковский университет, но через год перешел на Московское отделение Медико-хирургической академии, а затем - в Московский университет, закончив в 1816 году математическое и медицинское отделение. В 1818 году Павлов защитил докторскую диссертацию, затем уехал за границу для усовершенствования своих знаний. С 1820 года - профессор Московского университета. Одновременно ведет интенсивную научную и литературную деятельность, в частности издает журнал «Атеней». Павлов считал себя последователем Шеллинга. Его онтология сходна по своей сути с воззрениями Велланского. Он признавал существование природы, мира вещественного и противостоящего ему мира духовного, идеального, полагая при этом, что «материальное образуется но образу идеального». Вместе с тем идеи не представлялись Павлову последней сущностью: они созданы божественной волей. Богу него предстает как Абсолют, порождающий из себя мир. Отсюда постижение «единства и безусловного - вот цель, к которой мыслящий в человеке дух стремится постоянно...». Исходя из этих основных постулатов, Павлов строил свою натурфилософию, включавшую эволюционистские идеи. Он пытался выявить сущность науки и принципы ее построения (логический и генетический), предложил классификацию наук. Для него характерна критика априоризма, одностороннего умозрительства, защита идеи единства умозрения (философии) и эмпирии (конкретных наук). В эстетике Павлов примыкал к романтической школе. По его мнению, «произведение изящного искусства... выражает собою какое-либо понятие или мысль». Оценивая роль Павлова в истории русской мысли, необходимо вслед за Зеньковским отметить, что наибольшее значение имела не собственно его научная публицистика, а его лекционная, преподавательская деятельность. Под влиянием его идей теоретически формировались кадры «молодой России 30-х гг.». Его ученик Станкевич писал: «М. Г. Павлов выступает именно как новатор-проповедник, умевший заражать своим научным энтузиазмом».

В И. Приленский

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 456.

Сочинения: Натуральная история // Атеней. 1830. № 4; Общий чертеж наук // Отечественные записки. 1839. № 11; Философия трансцендентальная и натуральная (Отрывки из словаря наук)// Атеней. 1830. №4.

Литература: Каменский 3. А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. М., 1980; Философия Шеллинга в России. Спб., 1998.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения: 

“Основания физики” (1833 — 36), 

“Земледельческая химия” (1825), 

“Курс сельского хозяйства” (1837).

Литература:

Каменский 3. А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. М., 1980;

Философия Шеллинга в России. Спб., 1998.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС