Пий IX
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Пий IX

1792-1878

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Пий IX

Пий IX.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/ 

Пий IX (Джованни Мария, граф Мастаи-Ферретти), 1846.VI.16 —1878.II.7

Пий IX (1792-1878), римский папа с 1846. В 1846-47 провел либеральные реформы в Папской обл., что побудило часть участников Рисорджименто видеть в нем будущего объединителя Италии. В начале Революции 1848-49 согласился на некоторые либеральные меры, но вскоре бежал из Рима. Автор «Силлабуса». После ликвидации папской власти над Римом (1870) отказался признать объединенное итальянское государство.

+ + +

Пий IХ - в миру - граф Джованни Мариа Мастаи-Ферретти (Mastai-Ferretti) (13.V.1792 - 7.II.1878), - римский папа с 1846 года. В 1846 году объявил весьма ограниченную политическую амнистию, создал комиссии для изучения вопросов железнодорожного строительства и административной реорганизации Папского государства. В обстановке назревавшей в Италии революционной ситуации эти весьма умеренные реформы были восприняты либеральной буржуазией, частью республиканцев и народными массами как обещание большего и ошибочно побудили их увидеть в "либеральном папе" своего вождя в борьбе за национальную независимость и единство. В 1846 году - начале 1848 года народные демонстрации под лозунгом "Да здравствует Пий IX!", развязывая политическую активность масс, стали важным фактором назревания революционного кризиса в Италии. В период революции 1848-1849 годов в Италии Пий IX в марте 1848 года согласился на введение конституции и посылку войск на итало-австрийский фронт. Однако уже 29 апреля 1848 года он публично осудил освободительную войну против Австрии (чем подал сигнал к наступлению контрреволюции во всей Италии). 24 ноября 1848 года Пий IX бежал из восставшего Рима в неаполитанскую крепость Гаэту, откуда 18 февраля 1849 года обратился к главам католических держав с призывом к интервенции против Римской республики. Вернувшись 12 апреля 1850 года в Рим после падения республики, проводил открыто реакционную политику. Энцикликой "Силлабус" (1864) объявил поход церкви против сил прогресса и демократии. Завершение объединения Италии привело к окончательной ликвидации папского государства (1870). Упорно отказываясь примириться с потерей светской власти, Пий IX объявил себя "Ватиканским узником" (1 ноября 1870 года), не покидающим пределы Ватикана, осудил закон итальянского правительства "О гарантиях прерогатив папы и святого престола и о взаимоотношениях государства и церкви" (1871). Он запретил католикам участвовать в парламентских выборах (формула "non expedit") и по существу призвал католиков бойкотировать объединенное итальянское государство. С именем Пий IX связано провозглашение догмата о "непогрешимости папы" (1870).

К. Э. Кирова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Личность Пия IX

Ночью 24 ноября 1848 года папа римский Пий IX, монарх государства «Папская область» и глава римской католической церкви, переодетый, бежал в карете графини Спаур из Рима в Гаэту, на территорию Неаполитанского королевства, и стал оттуда готовить военный поход против Рима. Почему же папа бежал из своих владений?

Джиованни Мариа Мастаи-Ферретти был избран на папский престол после смерти папы Григория XVI в 1846 году и принял имя Пий IX. Выходец из графской семьи (родился в 1792 году), он предназначался семьей к военной службе, однако заболевание эпилепсией вынудило его отказаться от военной карьеры. В 1819 году граф Мастаи благодаря отдаленному родству с папой и связям был посвящен в священники и выдвинулся на церковном поприще как проповедник-миссионер. Один из биографов рассказывает об этом периоде его жизни: «...он исключительно проповедовал ночью при фантастической живописной обстановке, в церкви, погруженной в мрак, кроме кафедры, на которой несколько свечей тускло освещали его бледное, вдохновенное лицо. Еще эффектнее были ночные представления на городской площади; тысячи свечей блестели в окнах окружающих домов, толпы восхищенных слушателей кишели у возвышенной платформы, на которой стоял молодой проповедник, рядом с громадным распятием, обращая свою вдохновенную речь к черепу с зажженной внутри свечой. Мастаи не проповедовал, а играл. Он играл на кафедре точно так же, как некогда в театре в любительских спектаклях» 1.

Граф Мастаи быстро сделал церковную карьеру. В 1823 г. он служит в папском легатстве в Чили, в 1827 году Мастаи уже архиепископ Сполето, позже — Имолы, в 1840 году возведен в кардиналы, а в 1846 году избран на папский престол. Его понтификат был не только одним из бурных в истории папства, но и самым продолжительным: 31 год 7 месяцев. Ни до, ни после него ни один из римских пап не сидел столько лет на папском престоле. Оказавшись во главе церковного государства и католической церкви в революционные годы середины XIX в., папа Пий IX пытался задержать ход событий. Он во всем следовал советам окружавших его иезуитов и своего статс-секретаря (с 1848 года) кардинала Антонелли, крайнего реакционера, 25 лет фактически направлявшего политику папского правительства.

Один из деятелей революции 1848 года в Риме, Микельанджело Пинто, дает такую характеристику Пию IX: он — «то, что на обыкновенном языке называется „добрый человек". Он чувствителен, сострадателен к ближним, благочестив до суеверия и ревнителен в выполнении своих обязанностей до фанатизма. Ограниченный по уму, он обладает только весьма поверхностным образованием и не отличается ни знанием света, ни административными способностями, ни дипломатической тонкостью, и если сердечные стороны его личности достаточно развиты, зато умственные заключены в весьма тесную рамку. Что касается политических его мнений, то можно смело сказать, что он их вовсе не имеет... Мелочный и малодушный... скорее подозрительный, нежели доверчивый... одержимый мелким честолюбием», он искренне видел в себе помазанника божьего 2.

Цитируется по изд.: Шейнман М. От Пия IX до Павла VI. 1979, с. 3-4.

Примечания

1. Отечественные записки, 1878, февраль, с. 582.

2. Вестник Европы, 1867, июнь, с. 287—288.

Блаженный Пий IX, Папа Римский (Pius Nonus). Мирское имя: Джованни Мария Мастаи-Ферретти. Происхождение: Сенигалья (Италия). Годы жизни: 13 мая 1792 - 7 февраля 1878. Годы понтификата: 16 июня 1846 - 7 февраля 1878. Отец: Джироламо, граф Мастаи-Ферретти. Мать: Катериан Солацци.

Джованни Мария Мастаи-Ферретти изучал философию и богословие в Риме. В 1810 г. во время беспорядков он покинул город. Вернувшись в 1814 г., из уважения к желанию отца он попросился в Благородную Охрану папы, но не был принят из-за проблем со здоровьем: у будущего главы церкви случались эпилептические припадки. Имея склонность к духовным занятиям, Джованни поступил в римскую семинарию и стал священником. Со временем припадки эпилепсии прекратились. В 1819 г. началась его служба в курии. В 1827 г. Лев XII назначил его архиепископом Сполето. Когда в 1831 г. городу угрожали австрийцы, Мастаи-Ферретти убедил солдат вернуться домой, дав денег на обратную дорогу, и уговорил главнокомандующего не преследовать их за дезертирство. В 1832 г. Джованни получил более престижную кафедру в Имоле, а в 1840 г. стал кардиналом. Он был любим людьми за дружелюбие и милосердие, а дружба с некоторыми революционерами создала ему репутацию либерала.
На конклаве, начавшемся после смерти Григория XVI, кардиналы оказались разделены на две фракции: консерваторов, одобрявших абсолютизм, и либералов, выступавших за умеренные реформы в управлении церковью. После двух недель совещаний победу одержал либерал Мастаи-Ферретти. Весть о его избрании была встречена в народе с радостью.
Упрямство Григория XVI и его статс-секретаря Ламбрускини поставило Папское государство на грань краха. Движение "Молодая Италия" требовала больших политических свобод, и Пий IX, вроде бы, поначалу высказывался за реформы. Его первым политическим актом стала амнистия политзаключенным и изгнанникам, объявленная 16 июля 1846 г. Некоторые реакционеры осудили папу за этот шаг, полагая, что политические противники, воспользовавшись освобождением, продолжат революционную деятельность. Невзирая на это, Пий продолжил реформы и 19 апреля 1847 г. объявил о намерении учредить Консультативный совет из мирян, создал Гражданскую гвардию и Совет кабинета министров. Но чем больше уступок делал папа, тем настойчивее были требования новых преобразований. Фактически власть в Риме захватило тайное общество "Чирчоло Романо" под предводительством Чичеруаккьо. Революционеры требовали введения конституционной формы правления, полностью светского правительства и войны с ненавистной Австрией. Бунт 8 февраля 1848 г. вынудил Пия пообещать светское правительство, а 14 февраля была обещана конституция, но войны против Австрии папа как Отец всех католиков допустить не мог. Однако восстания все равно следовали одно за другим. Папа был объявлен предателем, а на премьер-министра Росси было совершено удачное покушение. Пий был вынужден запереться в Квиринале. 24 ноября он бежал в Гаэту, где к нему присоединилось большинство кардиналов. Рим оказался в руках революционеров, 9 февраля 1849 г. провозгласивших республику. Папа обратился за помощью к Франции, Австрии, Испании и Неаполю. Уже 29 июня французская армия генерала Удино захватила мятежный Рим, а 12 апреля 1850 г. Пий вернулся в свои владения. Статс-секретарем был назначен кардинал Антонелли. Последующие годы прошли под знаком непрерывной борьбы с революционерами и королем Сардинии Виктором Эммануилом, стремившимся к объединению Италии. Агенты, действовавшие во многих городах Папского государства, агитировали людей за объединение страны. Тем временем, сардинско-франузская армия нанесла поражение Австрии при Мадженте, и папский престол лишился последнего политического союзника. В 1860 г. Виктор Эммануил потребовал аннексии Умбрии и Марке. После отказа папы эти области были захвачены силой. После двух поражений папской армии при Кастельфидаро и Анконе в сентябре 1860 г. под властью Пия остался лишь Рим и его непосредственные окрестности. Наконец 20 сентября 1870 г. был захвачен и Вечный Город, ставший столицей объединенной Италии. Светская власть папы была ликвидирована. "Закон о гарантиях" от 15 мая 1871 г. обещал ему личную независимость, ежегодное содержание в размере 3 миллионов лир и право экстерриториальности папских дворцов. Этот закон не был признан ни Пием IX, ни его преемниками.
Однако потеря суверенитета Папского государства была лишь одним из многих испытаний, постигших Пия IX за время его длинного понтификата. Вряд ли была хоть одна страна, где не были ущемлены права Римской церкви. По конкордату 1841 г. с Сардинией была отменена десятина, образование стало полностью светским, церковное имущество конфисковано, ордены распущены, а выступавшие против этого епископы брошены в тюрьму или высланы из страны. Более успешные для церкви конкордаты с Вюртембергом и Баденом были аннулированы. Однако наиболее враждебным к Риму немецким государством оказалась Пруссия. С 1873 г. правительство Бисмарка начало проводить антикатолические мероприятия, объединенные понятием "Культуркампф" ("Борьба за культуру"). В частности, были приняты законы о гражданском браке и об изгнании иезуитов. Особенно больно "Культуркампф" ударил по духовенству бывших польских земель. Даже в традиционно лояльной Святому Престолу Австрии конкордат 1855 г. был встречен общественностью в штыки. В 1870 г. австрийский парламент аннулировал его, оставив в руках церкви лишь ведение собственно духовными вопросами. Также следует отметить активность папской администрации в Америке. В 1852 - 1862 гг. были подписаны конкордаты с Коста-Рикой, Гватемалой, Никарагуа, Сальвадором, Гондурасом, Гаити, Венесуэлой и Эквадором.
Если на политическом фронте Пия IX, в основном, преследовали неудачи, то в делах духовных он был более успешен. Папа боролся против ложного либерализма, который угрожал уничтожить самую сущность веры и религии. В 1864 г. была выпущена известная энциклика "Quanta Cura" и приложенный к ней "Syllabus errorum", в которых осуждались пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, масонство и различные виды религиозного либерализма. Пий IX особо почитал Пресвятую Деву Марию. 8 декабря 1854 г. в присутствии двухсот епископов он провозгласил догмат о Непорочном Зачатии. Однако главным деянием Пия в духовной сфере, безусловно, является созыв Первого Ватиканского собора 8 декабря 1869 г. Основной задачей собора было определение доктрины церкви и утверждение двух конституций, "Догматической конституции католической веры" и "Первой догматической конституции Церкви Христа", определявших принцип примата папы и догмат о его непогрешимости. Накануне голосования шестьдесят епископов, несогласных с догматом, покинули Рим. Из-за Франко-Прусской войны собор пришлось прервать, а начавшаяся вскоре революция помешала возобновлению работы. Официально собор был закрыт лишь в 1960 г. во время подготовки ко Второму Ватиканскому собору.
Пий IX умер 7 февраля 1878 г. Его понтификат был самым длинным в истории. В 2000 г. Пий был объявлен блаженным, однако его нерешительная политика и преследования евреев вызвали у многих сомнения в целесообразности причисления его к лику святых.

Использован материал с сайта http://monarchy.nm.ru/ 

Далее читайте:

Папы римские (по векам в хронологическом порядке): | I-IVV-IXX-XIVXV-XIXXIX-XXI

История папства  (хронологическая таблица).

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС