Платон
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Платон

427-347 до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

IGDA/G. Dagli Orti
ПЛАТОН

Платон в России

ПЛАГОН В РОССИИ. Историческое развитие русской философской культуры было неразрывно связано с платонизмом и неоплатонизмом, понимаемыми предельно широко, как некоторое духовное устремление, «как указующий перст от земли к небу, от долу-горе» (Флоренский П. А. Смысл идеализма. Сергиев Посад, 1914. С. 6). Для русского философствования было характерным восприятие традиций платонизма не только в связи с учением Платона об идеях, но и с идеализмом вообще (в историко-философском плане), с реализмом в споре об универсалиях, с априоризмом и рационализмом в теории познания, со спиритуализмом и телеологией в онтологии. Философские сочинения Платона непосредственно были включены в русскую философскую культуру достаточно поздно (XVIII в.), но общий строй идей платонизма был освоен на самых ранних этапах. Христианско-православная культура Киевской Руси через византийское и болгарское влияние (см. Болгарские влияния) восприняла идеи платонизирующего аристотелизма. Именно аристотелизм, наполненный элементами платонизма и пифагореизма, был воспринят вост. отцами церкви как учение, тождественное платоновской философии. Платонизм был очень удобен для христианизации и активно использовался при обосновании христианской догматики (особенно догмата о Троице).

Называя Платона первым философом, автор «Шестоднева» Иоанн, экзарх Болгарский, в целом следовал парадигме «Источника знания» Иоанна Дамаскина, который наряду с такими учителями церкви, как Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин и др., оказал решающее влияние на южнославянский культурный ареал, а затем и на философскую культуру рус Средневековья. Неоплатонизм явился философской основой психизма, и сам факт распространения исихастских идей в Болгарии, а затем и на Руси свидетельствовал о гом. что философская культура обеих славянских стран была готова к восприятию различных модификаций неоплатонических представлений. Влияние исихастских идей было настолько велико, что явственно сказалось на взглядах Нила Сорского, определив идеологию «заволжских старцев» с их богословско-политической программой нестяжательства (см. Нестяжатели). Указанное влияние длилось вплоть до XVIII века, вылившись в платонические диалоги Сковороды и Щербатова («Размышления о смертном часе», «Разговор о бессмертии души»), в «Добротолюбие» Паисия Величковского.

Многие диалоги Сковороды пестрят платоновскими идеями, а под определенным углом зрения их содержание вполне вмещается в рамки своеобразного учения о «философии солнца» и «метафизике света». Теорией света особенно интересовались неоплатонически настроенные мыслители. Вся платоновская онтология, гносеология и эстетика основывались на учении о солнце и свете. У Платона все существующее представай» как свет или отсвет. В философских классах Киево-Могилянской и Московской Славяно-греко-латинской академий господствовали курсы схоластазированного аристотелизма, но это не означало того, что философские идеи Платона и неоплатоников были в полном забвении. Первые публикации диалогов Платона появились в журнале Новикова «Утренний свет» (1777-1778). В переводе И. Сидоровского и М. Пахомова вышли «Творения велимудрого Платона» (в 4 т.).

Большое значение для распространения платонизма в России имело издание в кон. XVIII в. соч. Августина, который отдавал предпочтение платоновской философии. Широкое распространение получили в это время издания энциклопедического характера - «Кабинеты любомудрия» и «Зерцала древней учености», в которых философия определялась как «платонический нектар» и давалась такая характеристика учения Платона: «Христиане одни только Платоновой философии держались, как в первые времена, так и несколько после, как-то Юстин Мученик, Климент Александрийский, Ориген, Василий, Григорий Назианзин и Августин» (Зерцало древней учености, или Описание древних философов, их сект и различных упражнений. М., 1787. С. 17). Начало XIX века ознаменовано большим интересом к философии Платона, основанном на убеждении, что католическое богословие насквозь проникнуто идеями аристотелевской философии и платонизм мог бы стать базой религиозно-философского умозрения, связанного с православием. Изучение взглядов Платона было введено в философские курсы университетов и духовных академий. Во многих журналах появились статьи и рецензии о Платоне.

Распространению идей платонизма в России 20-х годы XIX века способствовала популярность философии Шеллинга. Связь с Платона заключалась в непрерывности философской традиции, проявляющейся в противопоставлении реального и идеального, природы и духа, субъекта и объекта. Особенно сближало Шеллинга с Платоном учение о «мировой душе». Высокую оценку философии Платона можно найти и в творчестве любомудров. Веневитинов, секретарь общества любомудров, писал в статье «Письмо к графине NN»: «Божественному Платону предназначено было представить в древнем мире самое полное развитие философии и положить твердое основание, на котором в сии последние времена воздвигнули непоколебимый храм богине» (Поля: собр. соч. М.; Л., 1934. С. 254). Подобную оценку взглядам Платона можно найти у многих русских мыслителей 1-й половины XIX века - в «Истории философских систем» (Спб., 1818) Галича, в статье Надеждина «Платон. Философ оригинальный, систематический» (Вестник Европы. 1830. № 5), «Метафизика Платонова» (Вестник Европы. 1830. № 13, 14).

К философским различиям между Платоном и Аристотелем возводили свои построения славянофилы. Антитеза западного и восточного способа мышления была определена, по их мнению, рационализмом Аристотеля, с его «отвлеченным сознанием рассуждающего разума», и «цельностью в умственных действиях» Платона. Платонизм с его «гармонией в умозрительной деятельности разума» является, считали они, если не основой учения вост. церкви и православия, то во многом их существенным философским элементом. Глубокий интерес к учению Платона, вплоть до усвоения и ассимиляции его отдельных элементов, присущ духовно-академической философии. Многие философские сочинения ее представителей объединяло убеждение в том, что «в учении Платона религия и философия находятся в наитеснейшем контакте, но уже в системе Аристотеля философия порывает с религией окончательно» (Сборник статей в память столетия Императорской Московской духовной академии. Сергиев Посад, 1915. Ч. 1. С. 153).

Большим знатоком и почитателем философии Патона был профессор философии Петербургской духовной академии В. Н. Карпов, который перевел и издал 6 томов «Сочинений Платона» (1863-1879), а во «Введении в философию» (Спб., 1840) изложил свою систему «философского синтетизма», построенную на платоническом видении мира. Платоновская философия пользовалась вниманием и среди университетских преподавателей философии. Профессор Московского университета Редкин опубликовал 7-томное исследование «Из лекций по истории философии нрава в связи с историей философии вообще», 3, 4, 5-й тома которого содержали перевод много диалогов Платонов. Много книг и статей, посвященных Платону, появляется во 2-й половине XIX века, делаются попытки вписать греческого философа в христианскую философскую традицию. «Самое высокое учение о божестве принадлежит Сократу и Платону», - отмечал И. А. Чистович.

Одним из наиболее ярких русских платоников был Юркевич 12 января 1866 года на торжественном собрании Московского университета он произнес речь «Разум но учению Платона и опыт по учению Канта», в которой предпринял попытку синтезировать учения Платона и Канта. Почти во всех своих сочинениях Юркевич стремился показать «характеристическую черту платонического мышления» в русле развития собственного миросозерцания Важным этапом в изучении платонизма были труды А. Н. Гилярова «Источники о софистах. Платон как исторический свидетель», «Платонизм как основание современного мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии», Козлова «Метод и направление философии Платона». Грота «Очерк философии Платона», большая статья В. С. Соловьева «Жизненная драма Платона». Соловьев был блестящим переводчиком сочинений Платона. Смерть не позволила ему полностью завершить эту работу, но в собственных философских построениях, в своей метафизике всеединства он был последовательным платоником. При этом платоновские идеи выполняли у него функции несущей конструкции всей философской системы.

Верховным принципом идеализма Платона была идея добра или блага - творческое, божественное начало, которое, как солнце, дает миру свет и жизнь. «Платон ставит себе впервые ту самую задачу «оправдания добра», которая послужила предметом главного труда В. С. Соловьева» (Трубецкой С. Н. Протагор Платона//Вопросы философии и психологии. 1901. Кн. 3 (58). Платонические идеи Соловьева оказали влияние на последующую рус. религиозную философию и философию русского символизма. Особенно органично платонизм вошел в философское творчество Флоренского и Франка. В своей «Истории русской философии» Зеньковский назвал Франка последним представителем русского неоплатонизма. Своеобразной энциклопедией платонизма можно считать творчество Лосева. Ее основными вехами были: его собственная неоплатоническая система («Философия имени»), многотомная «История античной эстетики», а также перевод, комментирование и издание сочинений Платона, Плотина, Прокла. Характерной особенностью восприятия платоновской философии в русской мысли было стремление к ее христианизации. Исключение составляли оценки платоновского учения, сделанные Соловьевым и Зеньковским. Для Соловьева был характерен акцент на языческом осмыслении платоновского миросозерцания, для Зеньковекого же утверждение о слишком большой философичности Платона для христианства, т. к. платоновский дуализм усложняет не только само понятие мира, но и вносит «осложнение и в понимание Бога» (Зеньковский В. В. Основы христианской философии. Париж, 1964. Т. 2. С. 15). Неслучайно одна из ключевых в этом плане работ Зеньковекого получила название «Преодоление платонизма и проблема софийности мира» (Путь. 1930. № 24). 

А. И. Абрамов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 476-478.

Литература: Гиляров А. Н. Платонизм как основание современного мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии. М., 1887; Юркевич П. Д. Разум по учению Платона и опыт по учению Канта //Известия Московского ун-та. 1866. № 5; Грот Н. Я. Очерк философии Платона. М., 1896; Эрн В. Ф. Верховное постижение Платона // Вопросы философии и психологии, 1917. Кн. 137-138; Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930; Зеньковский В.В. Преодоление платонизма и проблема софийности мира // Путь, 1930. № 24; Абрамов А. И. Оценка философии Платона в русской идеалистической философии // Платон и его эпоха. М., 1979.


Вернуться на главную страницу Платона

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС