Плеснер Хельмут
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Плеснер Хельмут

1892-1985

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Хельмут Плеснер

Плеснер (Plessner), Хельмут (1892-1985) — немецкий философ и социолог, один из основоположников (наряду с Шелером) философской антропологии. Занимался культурсоциологией и эстетикой. Учился у В. Виндельбанда, Э. Трёльча, Э. Ласка, X. Дриша. С 1926 года — профессор в Кёльне. После прихода фашистов к власти эмигрировал, работал в Гронингене, где стал первым профессором социологии в Нидерландах. С 1946 года — профессор философии и социологии в университете Гёттингена. С 1962 года — профессор в Школе социальных исследований в Нью-Йорке, затем преподавал в Цюрихе (Швейцария). Свою концепцию Плеснер строит на широком привлечении материала естествознания, прежде всего биологии. Из философов на нее наибольшее влияние оказали В. Дильтей (предложивший, согласно П., «источник новой постановки проблемы философской антропологии»), а также Э. Гуссерль. Сам Плеснер оказал воздействие на становление концепции конструирования социальной реальности Бергера и Лукмана. Конституируемая философская антропология должна, по Плеснеру, быть вписана в космологическую перспективу и исходить из базисных структур человеческого бытия. Тем самым человек должен быть понят в рамках единого проекта, одновременно схватывающего его и как природное, и как культурное существо. Эта перспектива обнаруживает, что человек занимает центральное и исключительное положение в мире, создавая порядок, ориентированный на него самого (тем самым человеческое существование не предопределено в его концепции, как у Шелера, сущностными и ценностными порядками, которые лишь обнаруживаются, а не творятся человеком). Вопрос о человеке, по Плеснеру, не может ставиться исходя из допущения существования неизменного порядка, определяющего все сущее, так как это противоречит историчности бытия человека (вскрытого Дильтеем). Последний не есть неизменная субстанция, а есть, скорее, «открытый вопрос». Человек сам «ведет свою жизнь», но чтобы понять непостижимую тайну его бытия, необходимо двигаться от «тела» к «сознанию», а не наоборот, как шла предшествующая философская традиция, метафизически пренебрегая биологической стороной человеческого существа. Именно «тело», по мысли Плеснера, является исходной базисной структурой, оно есть медиум, связывающий «внутреннее» и «внешнее», реально данное и трансцендентное, обращенность к самому себе и к миру в актах поведения. Человеческое бытие всегда пребывает на «границе», оно «едино» в своей двойственности, отсюда его неизбывная проблематичность, вбирающая в себя величие и нищету человеческого. Основная граница в таком контексте — между телом и средой. Тело и есть собственная граница человека, вместе с тем она граница иного. Граница всегда есть «переход» из одного пространства в другое, а бытие на границе— это всегда бытие «между».

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 323-324.

Другие биографические материалы:

Абушенко В.Л. Немецкий философ и социолог (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Филиппов А.Ф. Один из основоположников философской антропологии (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Представитель философской антропологии (Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009).

Пытался обосновать философскую антропологию как специфическую научно-философскую дисциплину (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Gesammelte Schriften. Fr./M, Bd. 1–5, 1980–83.

Gesammelte Schriften. Bd. 1-10. Fr./M., 1980-1985.

Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию. М., 2004;

Литература:

Dietze С. Nachgeholtes Leben. Helmuth Plessner 1892-1985.

Gottingen, 2006;

Haucke K. Plessner zur Ein- fflhrung. Hamburg, 2000;

Pietrowicz S. Helmuth Plessner. Genese und System seines philosophiseh-antropologischen Denkens. Freiburg, 1992.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС