Плетнев Петр Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Плетнев Петр Александрович

1792-1865

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Плетнев Петр Александрович (1792-1865), поэт и критик, профессор российской словесности, впоследствии — ректор Петербургского университета; друг Пушкина и первый помощник его в литературных делах. Познакомились они еще до окончания Пушкиным Лицея; в годы михайловской ссылки поэт постепенно передал ему посредничество в издании своих произведений. Переписка их насыщена делами литературными, издательскими, финансовыми, практическими и проч. Плетнев, по собственному признанию, был для Пушкина «всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром». Он выпустил в свет — то есть нашел издатели и книгопродавца, решил типографские, материальные и иные проблемы, более 20 книг Пушкина, причем делал это совершенно бескорыстно. Пушкин называет Плетнева «кормильцем», «благодетелем» и признается, что независимостью своей он «обязан Богу и тебе».
Плетневу посвящен «Евгений Онегин». Трудно более точно определить свойства личности Петра Александровича, чем это сделал Пушкин в «Посвящении», назвав его человеком «души прекрасной, святой исполненной мечты, поэзии живой и ясной, высоких дум и простоты».
Дружба их с годами крепла. Живя в Петербурге, они виделись чуть ли не ежедневно, Дружили семьями.
Плетнев был «правой рукой» Пушкина в журнале «Современник», а после гибели поэта продолжил издание, по определению И. С. Тургенева, «унаследовав» журнал от Пушкина.

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.


Плетнев Петр Александрович (10[21].08.1792; по его собственной записи в альбоме П. И. Кеппена, родился 15.08.1792 — 29.12.1865[10.01.1866]), поэт, критик, издатель. Родился в Тверской губ. Сын священника. Первоначальное образование получил в Тверской духовной семинарии. В 1810—14 учился в Педагогическом институте.

В 1814 началась блестящая педагогическая карьера Плетнева: он служит в Екатерининском и Патриотическом институтах, в военных учебных заведениях. По рекомендации В. А. Жуковского, с 1828 преподает литературу наследнику престола Александру II и вел. княжнам. С 1832 по 1849 Плетнев — профессор русской словесности Петербургского университета, читает лекции в Главном педагогическом институте. С 1840 по 1861 Плетнев — ректор Петербургского университета, с 1841 — член Петербургской Академии наук.

В к. 1810-х, в пору литературных дебютов, как поэтических, так и прозаических, Плетнев — добросовестный ученик своих кумиров: Н. М. Карамзина, Жуковского, К. Н. Батюшкова. С некоторым опозданием он осваивает лучшие образцы поэзии. Провинциализм молодого поэта сказывается в одновременности этих подражаний: «чувствительные» стихи в духе уже несколько архаичной к тому времени карамзинской поэзии («К Гонорскому», «Загородная роща», оба — 1818) сочетаются с ультраромантическими мотивами (баллады «Пастух» и «Могильщик», 1820).

В 1819 Плетнев становится действительным членом Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств и Общества любителей российской словесности. Связь с первым формальна, во втором Плетнев — один из активнейших членов: некоторое время редактирует печатный орган Общества — «Соревнователь просвещения и благотворения», избирается «цензором поэзии» (совмещающим функции редактора и рецензента) на 1821, регулярно печатает свои критические разборы в «Трудах» Общества. В обстановке подъема гражданственных, патриотических настроений в среде «соревнователей» Плетнев пишет оду «Долг гражданина» (1823) и послание «К Вяземскому» (1822), сближается с Ф. Н. Глинкой, Н. И. Гнедичем, в особенности с А. А. Дельвигом. С 1824 Плетнев — активнейший сотрудник издаваемого Дельвигом альманаха «Северные цветы».

В 20-е Плетнев становится одним из ведущих критиков формирующегося пушкинского круга писателей. Он пишет ряд статей, посвященных романтической поэзии, причем в центре его внимания оказываются писатели, близкие по идейно-эстетической ориентации. «Добрые критики» Плетнева основывались на поощрительных рецензиях Карамзина с их принципом, «не осуждая плохого, хвалить хорошее». Необходимо было, с его точки зрения, очертить круг «правильной» литературы, неприемлемые тенденции и авторы не осуждались — они просто не рассматривались.

Черты доромантической культуры определили и отношение Плетнева к романтизму. В новом литературном направлении он принимает то, что скоро «выпадает» из системы — «нового классика» Батюшкова, «Рыбаков» Гнедича (ст. «Заметка о сочинениях Жуковского и Батюшкова» и «“Рыбаки”, идиллия Гнедича», 1822). Плетнев будет писать об «ограниченности» субъективного начала в романтизме: отсюда проистекала его критика «Кавказского пленника» Пушкина (ст. «Кавказский пленник», 1822), неприятие Байрона (ст. «Шильонский узник», 1822, посвящена переводу Жуковского). В статье «Орлеанская дева» Шиллера в переводе Жуковского (1824) он противопоставляет субъективности Ф. Шиллера «объективную манеру» В. Шекспира. Сильное увлечение Шекспиром вылилось в опыты его переводов, а затем в самостоятельное исследование «Шекспир» (1837).

В статье 1824 «Письмо к графине С. И. С<оллогуб> о русских поэтах» критик предложит концепцию русской поэзии, полемичную по отношению к обзорам А. А. Бестужева. Он объявит 20-е «золотым веком» русской словесности, подчеркнет многообразие поэтических стилей и невозможность сведения их к одной какой-либо тенденции. Статья вызвала негативную реакцию и в среде противников (А. Бестужев, Ф. В. Булгарин), и в среде единомышленников (Пушкин, Е. А. Баратынский). Тем не менее «добрые критики» Плетнева были необходимы для консолидации сил вокруг «Северных цветов» в не меньшей мере, чем его прямое участие в издательских делах. Рецензия Плетнева на первый сборник «Северных цветов» (1825), как и его статья «О стихотворениях Баратынского» (1827), защищавшая поэта от упреков в безнравственности, являлись выражением мнения пушкинского круга.

Оказавшись в самом центре литературного движения, Плетнев продолжил и свои поэтические опыты. Основные жанры его лирики 20-х — элегия, послание, антологическое стихотворение. Освоение элегической традиции первоначально вылилось в опыты стилизации — «Батюшков из Рима», «Жуковский из Берлина», «К рукописи Б<аратынского> стихов» (все —1821). Последнее было настолько близко поэтике молодого Баратынского, что долгое время приписывалось этому поэту. Послания Плетнева изображали не условный образ «унылого» поэта, а вполне реальный облик личности, ищущей своей поэтической дороги (напр., послание «К Гнедичу», 1822). Отвечая на критику своей поэзии со стороны Пушкина, Плетнев написал стихотворение «К А. С. Пушкину» (1822), одно из лучших в его лирике. В нем прозвучало и признание скромности своего поэтического дара, и мысль о растворении судьбы в славе друзей («Я буду жить бессмертием мне милых…»). Тепло принятое, послание послужило началом дружбы двух поэтов.

Плетнев становится постоянным и преданным поверенным во всех литературно-издательских делах Пушкина. Связь с опальным поэтом привела к возникновению секретного следствия о Плетневе. Он принимал участие в издании «Литературной газеты», затем журнала «Современник». Актом признательности со стороны Пушкина явилось посвящение Плетневу IV и V глав «Евгения Онегина» (1828) — а затем — и всего романа (в 1833, при его отдельном издании).

В к. 20-х Плетнев оставляет поэтическое поприще, реализуя свою идею ухода в мир «беспечной безвестности» (см. одно из его последних стихотворений «Безвестность», 1827). Взамен остается дружба. «Моя история вся в вас», — писал поэт Жуковскому

После смерти Пушкина Плетнев в числе т. н. литературной «складчины» (Жуковский, П. А. Вяземский, В. Ф. Одоевский, А. А. Краевский) издает «Современник» в пользу семьи поэта. С 1838 по 1846 выпускает журнал уже самостоятельно. Здесь Плетнев пытается продолжить пушкинские принципы: привлекает к изданию писателей, связанных с прежним «Современником», печатает рукописи поэта, материалы о нем. Однако «исключительно литературное» направление журнала, стремление занять нейтралитет в разгоревшейся полемике славянофилов и западников не способствовали популярности. Ближайшим другом и помощником Плетнева в этот период становится Я. К. Грот, обширная переписка с которым имеет большую историко-литературную и мемуарную ценность.

Центральной статьей Плетнева в пору издания «Современника» стал его разбор «Чичиков, или “Мертвые души” Гоголя» (1842). Плетнев, введший Н. В. Гоголя в н. 30-х в литературные круги Петербурга, становится к к. 30-х его помощником в литературно-издательских делах: он помогает цензурному «прохождению» «Мертвых душ», позднее редактирует и издает «Выбранные места из переписки с друзьями». В статье о поэме Гоголя Плетнев подчеркнул погруженность писателя в мир действительной жизни, указал на приоритет жизни над вымыслом («не вымысел важен, а жизнь»). В разборе прозвучала мысль и о том, что первый том поэмы лишь начало, «вступление к великой идее о жизни человека, увлекаемого страстями жалкими»). В пору, когда за Гоголем установилась прочная репутация чисто комического писателя, это акцентирование «серьезности» и глубинной философичности поэмы было весьма актуально. Не случайно статья понравилась Гоголю более всех др. разборов поэмы.

Одним из первый в России Плетнев обратился к жанру биографического очерка. Его биографии «Александр Сергеевич Пушкин» (1838), «Евгений Абрамович Баратынский» (1844), «Жизнь и сочинения Ивана Андреевича Крылова» (1847), «О жизни и сочинениях В. А. Жуковского» (1852) содержали редкий сплав мемуаристики (в них использовались письма к нему), тонкого анализа творческого облика писателя и полемической заостренности, направленной против игнорирования принципа «уважения к преданию» в эпоху к. 30—40-х. В них давалась картина литературного быта предшествующей эпохи, противопоставляемая современным, «торговым» нормам взаимоотношений в литературно-журнальном мире.

В. Проскурина

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Сочинения:

Сочинения и переписка: В 3 т. СПб., 1885;

Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым: В 3 т. СПб., 1896;

Поэты 1820—30-х. Л., 1972. Т. 1;

Статьи, стихотворения, письма. М., 1988;

Из переписки П. А. Плетнева / Публ. Е. П. Горбенко // Памятники культуры. Новые открытия. Л., 1987.

Далее читайте:

Плетнев П.А. - Александр Сергеевич Пушкин. - Плетнев П.А. Статьи. Стихотворения. Письма / Сост., вст. ст. и прим. А.А. Шелаевой. – М.: Советская Россия, 1988. – С. 31 – 48.

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), поэт.

"Современник" - Русский журнал, выходивший в Петербурге в 1836-1846 годах.

Русские писатели и поэты:  | АБ | БА | ВА | ГА | ДА | ЕА | ЖА | ЗА | ИА | КА | ЛА | МА | НА | ОА | ПА | РА | СА | ТА | УА | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-ЩА | ЭА | ЮА | ЯА |

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС