![]() |
Полонский Яков Петрович |
1819-1898 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Яков Петрович Полонский
Век девятнадцатый – мятежный, строгий век – Полонский Яков Петрович (1819/1898) — русский поэт. Творчество включает стихи (преимущественно любовного и пейзажного свойства), поэмы и повести. С 1886 г. — член-корреспондент Петербургской АН. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 225. Полонский Яков Петрович (1819 - 1898), поэт. Родился 6 декабря (18 н.с.) в Рязани в небогатой дворянской семье. Учился в Рязанской гимназии, по окончании которой поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы начинает писать и публиковать свои стихи в "Отечественных записках" (1840), "Москвитянине" и в студенческом альманахе "Подземные ключи" (1842). Дружит с А.Григорьевым, А.Фетом, П.Чаадаевым, Т.Грановским, И.Тургеневым. В 1844 выходит первый сборник стихов Полонского "Гаммы", обративший на себя внимание критиков и читателей. После окончания университета жил в Одессе. Там им был опубликован второй сборник "Стихотворения 1845 года". В 1846 Полонский переезжает в Тифлис, поступает на службу в канцелярию и одновременно работает помощником редактора газеты "Закавказский вестник". Находясь в Грузии, Полонский обращается к прозе (статьи и очерки по этнографии), публикуя их в газете. Грузия вдохновила его на создание в 1849 книги стихов "Сазандар" (Певец), в 1852 - исторической пьесы "Дареджана Имеретинская". С 1851 Полонский жил в Петербурге, время от времени выезжая за границу. Сборники стихов поэта (1855 и 1859) были доброжелательно встречены разными критиками. В 1859 - 60 был одним из редакторов журнала "Русское слово". В общественно-литературной борьбе 1860-х Полонский не принимал участия на стороне какого-нибудь из лагерей. Он защищал поэзию "любви", противопоставляя ее поэзии "ненависти" ("Для немногих", 1860; "Поэту-гражданину", 1864), хотя и признавал невозможность любви "без боли" и жизни вне проблем современности ("Одному из усталых", 1863). В эти годы его поэзия подвергалась резкой критике со стороны радикальных демократов. И.Тургенев и Н.Страхов защищали от нападок самобытный талант Полонского, подчеркивая его "поклонение всему прекрасному и высокому, служение истине, добру и красоте, любовь к свободе и ненависть к насилию". В 1880 - 90 Полонский был очень популярным поэтом. В эти годы он вернулся к темам своей ранней лирики. Вокруг него объединяются самые разные писатели, художники, ученые. Он очень внимателен к развитию творчества Надсона и Фофанова. В 1881 выходит сборник "На закате", в 1890 - "Вечерний звон", проникнутый мотивами печали и смерти, размышлениями о мимолетности человеческого счастья. С 1860 и до 1896 Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, что давало ему средства для существования. Я.Полонский умер 18 октября (30 н.с.) 1898 в Петербурге. Похоронен в Рязани. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Полонский Яков Петрович (6[18].12.1819—18[30]. 10.1898), поэт. Родился в Рязани в небогатой дворянской семье. Окончил Рязанскую гимназию (1831—38). В 1838—44 учился на юридическом факультете Московского университета. Печататься начал в 1840. В студенческие годы сотрудничал в «Москвитянине», в альманахе «Подземные ключи» (1842). Первый сборник стихов — «Гаммы» (1844). По окончании университета Полонский жил в Одессе, где опубликовал «Стихотворения 1845 года», получившие отрицательный отзыв Белинского. В 1846 Полонский — на службе в Тифлисе, где сблизился с Н. Ф. Щербиной, М. Ф. Ахундовым. По грузинским впечатлениям написана книга стихов «Сазандар» (1849). В Грузии Полонский начал писать прозу (статьи и очерки этнографического содержания, близкие к натуральной школе) и драматические произведения («Дареджана Имеретинская», 1852). С 1851 Полонский жил в Петербурге, выезжая иногда за границу. В 1859—60 Полонский — один из редакторов журнала «Русское слово». В 1860—96 Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати. Сотрудничество в «Современнике» и «Отечественных записках», выход в свет сборников стихов 1855 и 1859, шуточной поэмы-сказки «Кузнечик-музыкант» (1859), высоко оцененной Тургеневым, — все это привлекло к Полонскому внимание критики. В общественно-литературной борьбе 60-х Полонский не примыкал ни к одному лагерю. Защищал в своих стихах поэзию «любви», противопоставляя ее поэзии «ненависти» («Для немногих», 1860, «Поэту-гражданину», 1864, «Блажен озлобленный поэт…», 1872), но и признавал невозможность любви «без боли» и жизни вне проблем современности («Одному из усталых», 1863, «И в праздности горе, и горе в труде…», 1865). Полонский написал пьесу «Разлад», в которой одобрял политику правительства по отношению к польскому восстанию 1863 (опубл. в «Эпохе», 1864). В к. 60-х в стихах Полонского появляется гражданская тема: «Миазм» (1868), «В альбом К. Ш.» (1871), «Слепой тапер» (1976), «Узница» (1878), «Старая няня» (1881); их основные мотивы восходят к поэзии Некрасова. В лирике Полонского отразились колебания поэта между «тревогами сердца» и «гражданственными тревогами». Старания Полонского отвечать запросам времени были восприняты критикой лишь как проявление эклектической природы его таланта. И. Тургенев защищал Полонского от упреков в несамостоятельности и эклектизме. В 80—90-е в поэзии Полонского преобладают религиозно-мистические настроения. Сборник стихов «Вечерний звон» (1890) проникнут мотивами смерти, мимолетности человеческого счастья; в гипертрофированном виде здесь развились и раньше присущие Полонскому образы ночных видений, снов, галлюцинаций. Тем не менее именно в это время к Полонскому пришло признание читателей. Некоторую роль в сплочении культурных сил России имели литературные собрания («пятницы») Полонского.
Э. П. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Сочинения:Полн. собр. соч. Т. 1—10. СПб., 1885—86; Повести и рассказы. 2-е изд. Ч. 1—2. СПб., 1895; Полн. собр. стихотворений. Т. 1—5. СПб., 1896; Стихотворения и поэмы / Ред. и прим. Б. Эйхенбаума. Л., 1935; Стихотворения / Вступ. ст., подгот. текста и прим. Б. М. Эйхенбаума. Л., 1954; [Письма к И. С. Тургеневу] / Вступ. ст. Э. А. Полоцкой // Литературное наследство. Т. 72. Кн. 2. М., 1964.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |