Потанин Виктор Фёдорович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Потанин Виктор Фёдорович

р. 1937 г.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Потанин Виктор Фёдорович

Потанин Виктор Фёдорович [14.8.1937, с.Утятское Притобольного р-на Курганской обл.] — прозаик, очеркист.

Родился в семье сельских учителей. Детство и юность прошли в Зауралье, в деревне. Отец погиб на фронте в 1941. Мать, Анна Тимофеевна,— учитель русского языка и литературы. Ее и учителя Утятской школы Р.Ярова Потанин называет своими наставниками, которые оценивали его первые опыты — стихи и рассказы.

В 1953-58 Потанин учился в Курганском педагогическом институте, занимался в литературно-творческом кружке.

В 1958 начал работать корреспондентом в областной молодежной газеты «Молодой ленинец», где публиковались его новеллы, короткие рассказы, очерки, зарисовки.

В 1958 участвовал во Всероссийском совещании молодых прозаиков, организованном недавно созданным СП РСФСР. Знакомство и общение с В.Астафьевым, Ю.Казаковым, Г.Горышиным, по свидетельству Потанин, сыграло определяющую роль в выборе дальнейшего жизненного и творческого пути.

Первым выступлением в большой печати стал рассказ «Шальная весна» (Урал. 1961), затем последовали публикации в «Смене», «Сельской молодежи», еженедельнике «Литературная Россия». Крестным отцом многих из них (а в дальнейшем и книг) стал С.П.Антонов, с которым Потанин познакомился на Кемеровском зональном семинаре молодых писателей.

В 1961-67 заочно учился в Литературном институте (отделение прозы). Первая книга, небольшой сборник рассказов «Журавли прилетели», вышла в Кургане в 1963. Уже ранние книги («Подари мне сизаря», «Последние кони», «Наследник солдата») принесли Потанину всероссийскую известность. Проникнутые, по определению самого писателя, «лирическим автобиографизмом и эгоцентризмом», выразившихся в преобладании очеркового начала и выборе дневниковой формы, они сразу определили его приверженность к нравственной проблематике и конфликтам, которые он остро ощущал, но не умозрительно, а в гуще самой жизни. Не случайно события его произведений происходят в пределах Зауралья. Вспышка «деревенской прозы» в 1960-е принесла с собой открытие особого человеческого мира, «крестьянского космоса», дегероизацию литературы, проявившуюся в интересе к маленьким людям.

В произведениях 1970-х Потанин исследует нравственные конфликты, состоящие в разрушении корневых связей с «почвой», в отпадении героев, соблазненных городским интеллектуализмом, от «анахронической» сердечности семейного уклада, их «межеумочное» состояние («чистая и горькая», по отзыву В.Астафьева, повесть «Пристань»). Но писатель не судит своих героев, скорее сочувствует, поэтому нередки в покаянных монологах его героев авторские интонации.

Творческую манеру Потанина во многом определяет любовь к живому народному языку, он восстанавливает в правах строй и звучание по-песенному раскованной и естественной местной речи, которая составляет основу его лирико-исповедального стиля. Сюжетно-структурную цельность определяет авторская позиция, «однодумность» (Н.Кузин), которая взволнованно откликается на «болевые» точки жизненного материала. Покаянный мотив деревенской прозы получает у Потанина индивидуальное преломление, проявляясь в то и дело прорывающемся внутреннем напряжении авторской интонации. Это роднит поэтику прозы Потанина с Ю.Казаковым, В.Лихоносовым, Г.Семёновым.

Проза Потанина 1980-90-х продолжает ставить самые острые и жгучие вопросы сегодняшней жизни. Сложные и драматические судьбы встают со страниц повестей «Легкая», «Телефон доверия», «Большой хитрец». Поисками смысла жизни заняты и герои большинства рассказов. Любовь к человеку диктует Потанину такие светлые, бескорыстные и жертвенные судьбы, как Антонина Ивановна из повести «Легкая». Это его версия праведницы, без которых «не стоит земля наша». «Дивное торжество совести» (В.Распутин) показывает героиня в каждой из своих ипостасей — жены, матери, работницы.

«Умную печаль», «благорасположенность ко всему» считают главными чертами индивидуальности Потанин его коллеги В.Астафьев и В.Распутин. Писатель не признает грубости ни в общении, ни на страницах своих книг. Он «не может принять зло как неизбежность, согласиться с его агрессивным полноправием, и любые проявления зла заносит на бумагу с очевидным страданием» (В.Распутин). Повесть «Доченька» выпадает из этого ряда, так как она — о взаимной «чуждости», нарастающей между поколениями отцов и детей, о нравственном вызове младших старшим. Писатель переживает этот конфликт с позиции невольной вины и своего поколения, и своей лично. В поздней прозе Потанина (книги «Плакала кукушка», «На обрыве», «Танцуем без перерыва», «Украденная жизнь») все отчетливее звучат метафизические мотивы, особенно обостренно — тема жизни и смерти. Появляются и мистические мотивы, в свое время реабилитированные «деревенской прозой» (повесть «Украденная жизнь»).

Основу прозы Потанин составляет опора на традицию русского реалистического письма. Недаром критика называет его приверженцем аксаковской традиция, в основе которой лежит свойство писательской памяти «помнить, а не фантазировать» (С.Т.Аксаков). Памятливость писателя, обогащенная новыми впечатлениями, восходит к нравственным первоначалам, по которым он продолжает оценивать своих героев и себя. Иногда писателю хочется сказать как можно больше, он не всегда доверяет «выговариванию» самой жизни, отраженной в произведении, которая может заставить читателя думать самому.

В 1970-98 Потанин работал литконсультантом Курганской писательской организации, редактором регионального книжного издательства. Продолжает активно печататься в журнале «Москва», «Урал», «Бежин луг».

Член правления и секретарь СП России, имеет звание «Заслуженный работник культуры», награжден орденом «Знак Почета» и орденом Почета. Лауреат премии Ленинского комсомола (1979), премии им. Ивана Бунина (1994), Всероссийского литературного конкурса им. В.М.Шукшина (1999), Всероссийской литературной премии им. Д.Н.Мамина-Сибиряка (2002).

Живет в г.Кургане.

К.И.Шарафадина

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 109-111.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Журавли прилетели: сборник рассказов. Курган, 1963;

Шальная весна: рассказы. М., 1969;

Пристань: повести. Челябинск, 1970;

Ради этой минуты. Новосибирск, 1973;

Память расскажет: очерки. М., 1975;

Когда прошли дожди. М., 1978;

Избранное: Повести и рассказы. М., 1982;

Поезда не возвращаются: Повести, рассказы. М., 1985;

Голубая жемчужина: Повести, рассказы, дневники. М., 1989;

Плакала кукушка: Повести и рассказы. М., 1992;

Танцуем без перерыва: Повести и рассказы. Курган, 1995;

Украденная жизнь: Повести и рассказы. Курган, 2000.

Литература:

Селезнев Ю. Вечное движение. М., 1976;

Виктор Федорович Потанин: биобиблиографический указатель. Курган, 1980;

Кузин Н. На орбите душевности // Потанин В.Ф. Пристань: Повести и рассказы. Свердловск, 1980;

Яновский Н. [Послесл.] // Потанин В.Ф. Избранное. М., 1982;

Астафьев В. Чистая душа // Астафьев В. Всему свой час. М., 1985;

Распутин В. Добрый рыцарь совести и слова // Потанин В.Ф. Украденная жизнь: повести и рассказы. Курган, 2000. С.3-8;

Бондаренко М. Только бы не остыла душа... О писателе Викторе Потанине // Литература в школе. 2003. №5. С.41-46.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС