Прасолов Алексей Тимофеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ П >

ссылка на XPOHOC

Прасолов Алексей Тимофеевич

1930-1972

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Алексей Тимофеевич Прасолов

Прасолов Алексей Тимофеевич (13.10.1930—2.02.1972), поэт. Родился в с. Ивановка Кантемировского р-на Воронежской обл. Окончил Россошанское педагогическое училище (1951). Печатался с 1953. Автор книг стихов «День и ночь» (1966), «Лирика» (1966), «Земля и зенит» (1968), «Во имя твое» (1971). Для лирики Прасолова характерны тяготение к «вечным» вопросам бытия, пластичность образа, изобразительная емкость, метафоричность.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Прасолов Алексей Тимофеевич [13.10.1930, с. Ивановка Воронежской обл. — 12.2.1972, Воронеж] — поэт.

Отец, крестьянин, рано покинул семью, затем погиб на фронте. «Итак, с рождения вошло — / Мир в ощущении расколот: / От тела матери — тепло, / От рук отца — бездомный холод» («Пролог», 1963). Во время Отечественной войны Прасолов оказался в оккупации (об этом его повесть «Жестокие глаголы», 1970). Позднее, по окончании Россошанского педагогического училища, работал в школе, в газетах. В районной газете «Заря коммунизма» в 1949 опубликовал свои начальные поэтические опыты. Психически неуравновешенный, житейски не защищенный, он был осужден по уголовному делу и в 1961-64 отбывал срок: работал на рудниках и стройках. Там и написал первые самобытные стихи, на которые обратила внимание критик И.Ростовцева.

В 1964 они публикуются в «Новом мире», руководимом тогда А.Твардовским (№8; 10 стих.). Потом в Воронеже появятся книги Прасолова «День и ночь» (1966), «Земля и зенит» (1968), «Во имя твое» (1971), а в Москве — «Лирика» (1966).

Свое творческое кредо зрелый Прасолов определил так: «Мне так мало надо внешнего. Я ненавижу, когда его много и за ним — ничего... И день и мир, как он есть, — это не то, что я должен брать и вносить в стихи. Нужно обострение внутреннего видения» (Письмо к И.Ростовцевой от 18 февр. 1965 // Стихотворения. С.148). Поэзия его двупланова. С одной стороны, она питается реальными воспоминаниями о военном детстве («Тревога военного лета...», «Та ночь была в свечении неверном...», «Рубиновый перстень», «Когда созреет срок беды всесветной...» и др.), а с другой — тяготеет к общефилософским, подчас метафизическим обобщениям. В его творческих пристрастиях оказались равноправны и С.Есенин, и Н.Заболоцкий. А среди современников стали близкими и Н.Рубцов с его темой индивидуальной судьбы, сращенной с судьбой «малой родины» (см. в «Прологе» Прасолов: «Что ж, разворачивай, судьба, / Новорожденной жизни свиток. / И прежде всех земных забот/ Ты выставь письмена косые / Своей рукой корявой — год/ И имя родины — Россия»), и поэты фронтового поколения с их суровым историческим опытом.

Драматичны стихи Прасолова о природе. В большинстве из них в центре внимания поэта оказывается не человек, страдающий от природной стихийности, а как раз природа, испытывающая насилие человека. Так, в стихотворении «Мирозданье сжато берегами...» одинокая лошадь входит своими «чуткими ногами» во Вселенную, испытывая «тяжесть человеческих веков», а в это время «небо разламывается ревом» авианосца. Зато в стихотворении «Черней и ниже пояс ночи...» поэт утверждал правомерность людского повеления природой. Так что единой, целостной натурфилософской концепции Прасолов не выработал, но сама постановка им насущных житийных проблем выделила его из среды пейзажных лириков.

С годами прояснилось и жанровое своеобразие его лирики: в ней усилилось эпическое начало. 4 июля 1963 он писал И.Ростовцевой: «Об эпическом начале. Я не раз анализировал написанное, вернее, его характер... А душа тосковала по глубокой, мудрой и высокой лирике... Надо научиться говорить коротко, емко и — в малом — законченно... В конце концов, эпическое вместимо и в малую форму, если оно большое и настоящее... Думаешь, у Тютчева нет эпоса? Как бы не так» (Стихотворения. С.134). В жанре малых лироэпических форм Прасолова и достиг наибольших успехов. Его поэмы «Безымянные» (1970-71) — о советских военнопленных или «Владыка» (1971) с исторической основой не совсем удачны: темперамент художника крупному жанру не соответствовал. Хорошо сказал о своеобразии его мышления критик А.И.Абрамов: «Передать разговор Прасолова очень трудно... Если у большинства людей разговор — это путь по земле, шаганье по дороге, по полю, по асфальту, то его разговор — это всегда шаги по сваям над пропастью» (цит. по: Кожинов В.— С.241).

Один из таких шагов оказался роковым: в расцвете творческих сил поэт покончил жизнь самоубийством.

Г.В.Филиппов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 115-116.


Далее читайте:

Александр НЕСТРУГИН. Плач о поэте. 28.12.2010

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Осенний свет. Воронеж, 1976;

Час сокровенного // Наш современник. 1977. № 9.

Стихотворения. М., 1983;

Стихотворения. Поэмы. Повесть. Статьи. Письма. Воронеж, 1984.

Литература:

Гусев В. Высокий строй души // Подъем. 1965. №4;

Банк Н. Поэту - быть // Подъем. 1968. №2;

Ростовцева И. Алексей Прасолов — в письмах // Литературная учеба. 1978, №1;

Кожинов В. Судьба Алексея Прасолова // Кожинов В. Статьи о современной литературе. М., 1982;

Я встретил ночь твою: Роман в письмах / сост. и предисл. И.И.Ростовцевой. М., 2003.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС