|
|
Рачинский Сергей Александрович |
1833-1902 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сергей Александрович Рачинский
С.А. Рачинский. Художник Н.П. Богданов-Бельский.
Сергей Александрович РачинскийСергей Александрович Рачинский (1833 – 1902), выдающийся педагог-подвижник, просветитель, ботаник, ординарный профессор Московского университета, надворный советник, создатель образцовой народной церковно-приходской школы в 1870–90-х годах, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности, благотворитель и меценат. Происходит из польского дворянского рода (герб Наленч), восходящего к XIII веку. Ян Рачинский получил от Владислава IV земли в Бельском уезде. С. А. Рачинский родился в семье капитана Муромского пехотного полка Александра Антоновича Рачинского в селе Татево Бельского уезда Смоленской губернии, (ныне Оленинский район Тверской области). Мать – Варвара Абрамовна (урождённая Баратынская). В 1848 г. поступил на Медицинское отделение Московского университета, через год перешёл на Естественное отделение физико-математического факультета и закончил его в 1853 г. Некоторое время служил в Архиве Министерства иностранных дел, далее состоял личным секретарём А. Н. Муравьёва. С 1856 по 1858 годы продолжил учёбу за границей у Германа Шахта в Берлине и у профессора Маттиаса Якоба Шлейдена в Йене. В годы пребывания в Европе Рачинским написаны художественно-исторические работы о Рафаэле, текст гимна святому Франциску Ассизскому (создание музыки ошибочно приписывают Ференцу Листу, автор музыки – М. С. Сабинина). В 1858 г. в Лейпциге был опубликован перевод Рачинского на немецкий язык «Семейной хроники» С. Т. Аксакова, он вызвал восторженные отклики немецких классиков. Во время поездок по Бельгии, Италии, Швейцарии, Франции Рачинский изучал вопросы народного образования, в частности школу И.Г. Песталоцци. Знакомился с деятельностью немецкого педагога, профессора Йенского университета Карла Стоя. По возвращении из-за границы, в 1859 году защитил магистерскую диссертацию «О движении высших растений» и первым возглавил кафедру физиологии растений в Московском университете. Был членом попечительского комитета о бедных студентах, его избирали судьёй университетского суда. В 1864 году Рачинский перевёл на русский язык труд Ч. Дарвина «О происхождении видов». Перевод Рачинского стал первым, и до конца XIX в. оставался единственным переводом Дарвина, доступным русскому читателю. В 1866 г. за научную работу «О некоторых химических превращениях растительных тканей» Сергею Александровичу была присуждена степень доктора ботаники, он избран ординарным профессором Университета, вошёл в круг научного общества, к которому принадлежали химик Н. Э. Лясковский, зоолог, археолог С. А. Усов, физик А. Г. Столетов. В доме молодого профессора на Малой Дмитровске часто собирались друзья: Ференц Лист, Пётр Чайковский, Куно Фишер, Каролина Павлова, Лев Толстой, Юрий Самарин. Пётр Ильич Чайковский работал над операми «Мандрагора» и «Раймонд Люллия» по сценариям Рачинского, но они не были завершены. Рачинскому композитор посвятил свой «Первый струнный квартет». В 1868 году Рачинский ушёл в отставку в знак протеста против нарушения министром просвещения Д. А. Толстым университетской автономии. Последующие восемь лет его московской жизни были посвящены сотрудничеству с разными журналами, литературной, театральной и музыкальной критике. В 1872 году профессор Рачинский навсегда вернулся в родовое имение Татево. Оставшиеся тридцать лет своей жизни он посвятил делу народного образования. Им было основано 26 школ в Бельском уезде, некоторые с училищами. Многие выпускники школ сдавали специальный экзамен Комиссии при средних учебных заведениях и получали звание сельских учителей. Таким образом Рачинский выпустил около сорока учителей, пятеро из них стали священниками, трое – художниками и иконописцами, несколько человек – фельдшерами. Среди известных учеников Рачинского протоиерей Александр Васильев, законоучитель царских детей и художник Н. П. Богданов-Бельский. Ещё до революции приобрели известность педагоги, для которых Рачинский был учителем или наставником: Н. М. Горбов, В. А. Лебедев, А. Д. Воскресенский, А. В. Кочкарёв, А. А. Серяков, А. И. Миловидов. Все они учительствовали в разных губерниях, к примеру, Евдоким Елисеевич Соколов был учителем-заведующим Чернопенским двухклассным Министерства народного просвещения училищем Костромского уезда Костромской губернии. Работала помощницей учителя и осваивала педагогическую школу Рачинского и графиня Е. Б. Ефимовская, ставшая первой настоятельницей Леснинского Свято-Богородицкого монастыря. Ныне монастырь находится во Франции, игумения Екатерина Ефимовская покоится в монастыре Ново-Хопово в сербской Воеводине, она причислена к лику сербских святых. При школе Рачинского проходили подготовку к поступлению в духовную семинарию как минимум трое японских юношей, командированных в Татево руководителем русской духовной миссии в Японии архиепископом Николаем (Касаткиным): Сергей Сеодзи, Арсений Ивасава, Иван Кавамото. С 1878 г. татевская школа имела статус церковно-приходской. В 1870-80-е гг. была четырёхгодичной, а с 1898-го – шестилетней. Учебный год в школах, устроенных Рачинским, начинался с праздника Покрова, 1 (14) октября, после уборки урожая и заканчивался 24 мая, в день славянских просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия. Грамоту дети начинали изучать с церковнославянского языка. Затем вводились предметы: чистописание, русское чтение и русское письмо. Первыми книгами для детей в школе Рачинского были «Родное слово» К. Ушинского и «Азбука» Л. Толстого, с которым Рачинский вёл многолетнюю переписку о школьных делах, а позднее – о вере и Церкви. В школе также изучались Закон Божий, арифметика, церковное пение, география, история. С. А. Рачинским была разработана методика устного счёта и написан учебник «1001 и одна задача для умственного счёта». Школа также давала начальные навыки профессий: девочек учили вышивке и кружевоплетению; мальчиков – столярному делу; дети изучали цветоводство, садоводство, пчеловодство. Для учеников из дальних деревень при школе было устроено общежитие. В воскресные дни школьники присутствовали на Литургии, пели на клиросе, читали богослужебные тексты. Рачинский впервые в педагогической практике применил в воспитательных целях путешествия по святым местам, дважды совершив с учителями и школьниками походы в монастырь, основанный преподобным Нилом Столобенским на острове Столобном на озере Селигер. Это путешествие описано им в очерках «Школьный поход в Нилову Пустынь». Статьи, дневники и очерки С. А. Рачинского: «Заметки о сельских школах», «Народное искусство и сельская школа», «Возродившиеся школы грамотности», «Чтение Псалтири в начальной школе», «Нечто о свободе чтения и речи» и многие другие публиковались в столичных газетах и журналах. В 1891 году они вышли сборником «Сельская школа», до 1915 года книга выдержала семь изданий и была настольной для многих учителей. Рачинский являлся горячим сторонником трезвости. За татевским учителем, давшим в 1882 году обет трезвости, последовали десятки его соратников и односельчан, затем трезвенническое движение приобрело губернские, и далее – всероссийские масштабы. Трезвенники в разных концах России исчислялись десятками тысяч, о чём свидетельствуют газетные публикации тех лет и обширная переписка Рачинского с корреспондентами: от крестьян до архиереев (архивы РНБ, РГБ, РГАЛИ). Создав образец русской школы, он принял активное участие в разработке реформы образования в России под руководством К. П. Победоносцева, был членом комиссии по разработке нового Положения о церковно-приходских школах. После принятия Положения в 1884 г. по всей Российской империи были открыты десятки тысяч церковно-приходских школ, возглавляемых священниками. Если в 1881 г. их насчитывалось всего 4440 с 106385 учащимися, то к 1903 г. – уже 44421 с 1909684 учащимися (цифры приведены из книги А. Полунова «К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России». М., РОССПЭН, 2010). С 1885 г. Рачинский был попечителем церковно-приходских школ в Бельском уезде Смоленской губернии. В начале своей школьной деятельности сотрудничал по школьному делу с уездным земством, активно участвовал в его просветительской работе. Однако к концу жизни вступил в конфронтацию с земством, увидев в деятельности последнего тенденцию к снижению роли религиозного воспитания в начальной школе. В 1899 году был подписан рескрипт (личное письмо императора) Николая II, в котором государь выражал глубокую благодарность Рачинскому за его труды на ниве народного просвещения. О народном образовании С.А. Рачинский писал: «Здесь вопрос о будущем России, более важный, чем о финансах, судопроизводстве, полиции и вообще о государственных учреждениях. Ибо как не плохи будут эти учреждения, но когда дух народа цел, государство останется непоколебимо. Когда же последовало в народе нравственное разложение, тогда самые превосходные учреждения не удержат государство от гибели». Рачинский (как указано в книге А. Миловидова «Памяти Сергея Александровича Рачинского», Петроград, 1916) получал духовное окормление у старца Варнавы (Меркулова) в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры (канонизирован в лике преподобных в 1995 году). В близкий круг общения Рачинского входили обер-прокурор Священного Синода К. П. Победоносцев, музыковед С. В. Смоленский, философ и публицист В.В. Розанов, общественный деятель О. А. Новикова, историк, правовед Б.Н. Чичерин, филолог-востоковед Н. И. Ильминский, историк, общественный деятель С.Д. Шереметев, Е. Ф. и И. Ф. Тютчевы, И. С. Аксаков, философ из числа крупнейших славянофилов Ю. Ф. Самарин, воспитательница детей императора Александра II М. С. Собинина. Рачинский внимательно следил за литературной жизнью России. Представляет интерес его переписка с Л. Н. Толстым – от единомыслия и сотворчества в школьном деле в 1870-е гг. до горячих споров о православной вере и Церкви в 1880-1900-е. Особое внимание Рачинский проявлял к философу В. В. Розанову, его ходатайством через К. П. Победоносцева Розанов (тогда преподаватель прогимназии в г. Белом Смоленской губернии) был принят на службу в Санкт-Петербург, Рачинский до конца жизни критически и наставнически (по просьбе Розанова) откликался на его философские публикации. В личной переписке встречается критическое отношение Рачинского к сочинениям В. С. Соловьева. С другой стороны, Рачинский высоко ценил творчество таких современников, как Н. П. Гиляров-Платонов, преосвященный Феофан (Затворник). Среди наиболее оригинальных русских мыслителей он называл Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, Н. Н. Страхова. Протоиерей Георгий Флоровский в 1927 году писал о С. А. Рачинском: «В эпоху великого общественного возбуждения и подъёма, в эпоху великих реформ прошлого века он удалился в своё сельское уединение. И здесь вложил всю волю свою и всю душу в единое и живое дело, в дело создания церковной школы, школы церковного духа, школы под сенью Церкви. Это был творческий опыт. Вскоре он был повторен сверху и во Всероссийском размахе, через учреждение церковно-приходских школ. Смута снесла и разорила церковно-народную школу. Живое преемство дела прервалось. Но замысел остался жив и с новою силою оживает, должен ожить теперь, как творческое задание в предстоящей борьбе за народную душу, за подлинную и Святую Русь». Составитель Ирина УШАКОВА
Русский педагогРачинский Сергей Александрович (8.05.1833-2.05.1902), русский педагог, ботаник, публицист и общественный деятель, редкий и яркий представитель высокой образованности, соединенной с глубокой церковной нравственностью. К нему обращались с самыми разнообразными вопросами духовной жизни. Его педагогическая деятельность стала как бы центром всего народного образования в церковном духе. После окончания Московского университета Рачинский служил в архиве Министерства иностранных дел. Отсюда он был откомандирован на некоторое время в качестве личного секретаря к А.Н. Муравьеву. Осенью 1856 года С.А. Рачинский получил кафедру ботаники при Московском университете, сделался неофициальным редактором “Русского Вестника”. За десять лет пребывания его в Москве очень сблизился со славянофилами. Выйдя в отставку, с 1872 года Рачинский переселился в свое родовое имение Татево. Наполняя длинные деревенские досуги чтением и со страстью предаваясь цветоводству, он, однако, не находил в этом полного удовлетворения. Зайдя как-то раз случайно в сельскую школу на урок арифметики, который показался ему необычайно скучным, он попробовал сам дать урок, стараясь сделать его более интересным и жизненным, и этим определилась вся его дальнейшая судьба — всего себя до последних дней земной жизни Рачинский отдал православной педагогике. “Религиозный характер всегда присущ русской сельской школе, — писал он, — ибо постоянно вносился в нее самими учениками... Наша бедная сельская школа, при всей своей жалкой заброшенности, обладает одним неоцененным сокровищем: она школа христианская, христианская потому, что учащиеся ищут в ней Христа... Из дому они выносят и вносят в школу “духовную жажду”, интерес к вопросам духа. Во всех насажден живой зародыш благочестия: истинное уважение вещей божественных, живое чувство красоты внешних символов богопочитания и смутный, но твердый религиозный и нравственный идеал: монастырь, жизнь в Боге и для Бога, отвержение себя — вот что совершенно искренно представляется конечною целью существования, недосягаемым блаженством этим веселым, практическим мальчикам”. Школа должна насытить эту таинственную жажду, укрепить и осуществить врожденный религиозный характер. В Татевской школе Псалтирь и Часослов были в ежедневном употреблении. “Кто овладел, — писал Рачинский, — хотя бы только службами Страстной седмицы, тот овладел целым миром высокой поэзии и глубокого богословского мышления”. Весь свой богатый педагогический опыт он изложил в своей главной книге “Сельская школа”, выдержавшей за 8 лет с 1891 по 1899 четыре издания *. Им был издан учебник “1001 задача для умственного счета”. Известны его статьи о трезвости и “Письмо С.А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости” **, а также замечательная книга “Школьный поход в Нилову пустынь” о паломничестве учеников Татевской школы со своими учителями и духовным наставником в одну из величайших святынь и обителей — Нилову Столобенскую пустынь, что на озере Селигер. Позднее педагогические опыты С.А. Рачинского воплотятся в подобных же паломничествах учеников и прихожан знаменитого московского батюшки о. Алексия Мечева. И. Попов
Примечания ХРОНОСа:* Книга “Сельская школа” выдержала семь изданий. ** Имеется ввиду книга «Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости», Казань, 1898 (второе издание Синодальная типография, М.,1899)
Далее читайте:Рачинский С. А. О духовном сословии и народном просвещении (1885 г.) [«Педагогия»] Ирина УШАКОВА. «Учитель века». Рачинский С.А. "Из доброго сокровища сердца своего..." - Нижний Новгород: "Родное пепелище", 2013. [«Суждения»] Издание трудов С. А. Рачинского - в помощь современной школе. Рачинский С.А. Учитель века. — М.: Русскiй миръ, 2023 [«Суждения»]
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |