![]() |
Решетников Федор Михайлович |
1841-1871 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Федор Михайлович Решетников
Федор Михайлович Решетников (1841 — 1871). К рассматриваемой «школе беллетристов» принадлежал и Решетников, хотя весь его жизненный опыт — привязанность к уральской теме — если не далеко уводила от великих учителей, то, во всяком случае, сильно деформировала их проблематику в его творчестве. Она обрисовывалась совершенно неожиданно в непривычных, можно сказать, экстравагантных для всей русской литературы темах произведений Решетникова. Своеобразие Решетникову придают еще и две особенности его художественного стиля. Он значительную долю отдает этнографическому описанию и лишь слегка старается обрисовывать психологическое состояние своих героев. В них мало личного и очень много того, что накладывают на их тип окружающие условия жизни. Решетников, сын мелкого почтового служащего, прошел тяжелую школу жизни. С 1863 г. он живет в Петербурге в рабочем квартале, служит в департаменте министерства финансов. Ему так и не удается стать профессиональным литератором. Дореформенная и послереформенная жизнь на Урале — главные темы его романов: «Горнорабочие», «Глумовы», «Где лучше?», «Свой хлеб», «Чужой хлеб». В последних двух произведениях он освещает жгучие вопросы современной жизни, касающиеся судьбы русской женщины. Важнейший результат сближения Решетникова с редакцией «Современника», «Русского слова», «Отечественных записок» — в преодолении чистого этнографизма, описательности в творчестве; особый уклад уральской жизни, безмерная суровость ее условий органически соединяли Решетникова с новым направлением в изображении народа, провозглашенным Чернышевским в связи с очерками Н. Успенского. В 1864 г. Решетников напечатал в «Современнике» свое лучшее произведение — повесть «Подлиповцы». Именно как автор этой повести он и может быть причислен к «школе беллетристов». Читателей того времени поразило изображение забитости, почти варварского существования крестьян-аборигенов отдаленной пермской земли. Трудно было поверить, что возможно почти пещерное существование Сысойки и Пилы, но, увы, это была правда. Тут та же беспросветность, какую изобразил в «Обозе» Успенский, в «Питомке» Слепцов. Но если беспредельно забит и покорен Сысойка, то в Пиле пробуждается чувство достоинства, он тянется к грамотности, в нем зреет протест против социальной несправедливости. Эта тенденция сближает Пилу с Яшкой из рассказа Успенского. Таким образом, Решетников внес свой вклад в плодотворный процесс обращения беллетристики 60-х годов к изображению народной жизни. Н. В. Шелгунов готов был назвать направление, принятое Решетниковым, «народным реализмом в литературе». [145] Такая оценка несколько преувеличена: эта формула была ничем иным, как попыткой переиначить тезис Чернышевского о «начале перемены» в изображении народа. Мы видим, как взаимно переплетаются все темы «школы беллетристов», «школы» Чернышевского. Но необязательно, как уже говорилось выше, присутствие у каждого из писателей всех тем. Не каждый из них лично близок Чернышевскому: есть ближе стоящие к «ядру» «Современника» — Помяловский, Воронов, Благовещенский, Слепцов; есть стоящие дальше — Левитов, Решетников. Но все же мы можем более или менее явственно очертить круг родственных тем и проблем, сходство в их решении. Это и объединяло представителей «школы беллетристов». Принцип «школы» был провозглашен Чернышевским в связи с крестьянскими очерками Успенского, но он «работал» и в других темах, и других писателей. [146] В.И. Кулешов. Русская демократическая литература 50-60-х годов XIX века. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Русский язык и литература». Москва, Высшая школа, 1989, с. 145-146. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |