Решетов Александр Ефимович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Р >

ссылка на XPOHOC

Решетов Александр Ефимович

1909-1971

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Александр Ефимович Решетов

Решетов Александр Ефимович [21.9(3.10).1909, д. Осетки (ныне Псковская обл.), недалеко от уездного г. Невеля — 26.12.1971, Ленинград] — поэт.

Родился в многодетной крестьянской семье, уделом которой были бедность и тяжелый труд на земле. После окончания начальной школы Решетов поступил в Невельскую школу 2-й ступени. «Поступление в среднюю школу было большим событием в семье — ведь за всю неписаную историю нашего рода никто не уходил учиться дальше сельской приходской школы. Да и во всей деревне это был первый случай» (Решетов А. Стихотворения, М.; Л., 1963. С.8). Проучившись 2 года в Невеле, Решетов прервал занятия и приехал в Ленинград, с которым и оказалась связана дальнейшая судьба поэта. Окончив ФЗУ Табачного треста, Решетов работал слесарем на фабрике им. К.Цеткин и учился в вечерней школе. Новая жизнь, наполненная впечатлениями большого города, пробуждала желание выразить себя в поэтическом слове. Своими первыми опытами молодой рабочий делится на занятиях литературного кружка при журнале «Резец», который вел поэт А.П.Крайский (Кузьмин). В июньском номере «Резца» за 1927 появляется его стихотворение «Эй, паровоз, накручивай...». Вслед за ним Решетов публикует стихи в журнале «Юный пролетарий», «Звезда», «Смена», «Красная нива», «Нива», «Октябрь», в газете «Комсомольская правда».

В 1931 выходит его первая книга стихов «Так мы живем». По признанию Решетова, его стихи, биографичные в своей основе, писались по душевной потребности. В биографии поэта преломились пути, которыми приходили в литературу Б.Ручьев, Б.Корнилов, О.Берггольц, Я.Смеляков и др. Судьба и духовный мир поколения, начинавшего свой путь на индустриальной новостройке и в колхозе, прошедшего через Великую Отечественную войну и вступившего в послевоенную пору, преломились в поэтическом творчестве Решетова. Герои его ранних стихов — молодые современники: «парень из нарвских рабочих ребят», девушка со «Светланы»: «Я не знаю — поздно или рано / Песня запевается о ней. / Здравствуй, ленинградка со "Светланы": / Светлый образ твой в душе моей».

Строительство города в Хибинах стало фактом гражданской и творческой биографии Решетова. Суровая красота Севера, природа Кольского полуострова не уводят, однако, и от «отчих истоков»: родная д.Осетки по-прежнему светит ему на пути нравственного и творческого самоопределения. Активен интерес Решетова к судьбе и духовному миру человека-труженика. Он рисует портреты современников. Это и геологи Кольского полуострова, и «дочь народа» актриса Корчагина-Александровская, и писатель А.Чапыгин. Творчество поэта и работа строителя, возводящего здания школ и клубов, едины в своей сути, и Решетов дорожит приязнью таких людей, как ленинградский каменщик Илья Матросов, хранит «тепло его крепкой ладони».

Поэтическим циклом «Северные стихи» (1941) завершается довоенное творчество Решетова. С первых дней войны он на фронте. Родники чувств, воспламеняющих душу и зовущих на подвиг, поэт открывает в местах детства и юности. Поэма, написанная в 1943, названа «Сторона родная»: «Мне цветы приснились луговые — / Огненные, / Дымно-голубые, / Пуха лебединого белей, / А иные / Синих глаз синей». Трагическая реальность войны и в патетике стихотворения «Клятва», и в зарисовках фронтового быта, и в экспрессивной образности картин блокадного Ленинграда, и в мужественной скорби стих, о горе старого сельского учителя, у которого «сына в злосчастном году / Оккупанты, изранив. / Повесили в школьном саду...»

После окончания войны Решетов возвратился в Ленинград. Свой стихотворный цикл, которым открывается новая страница его творческой биографии, называет «Я вернулся домой...». Не только гордость Победой, но и боль утрат, тревога и печаль, навеянные видом разоренной земли, горем и нуждой людей, окрашивают его стихи. Углубляются мотивы родины, ей поэт отдает «тепло невыдуманных слов». Недаром эпиграфом к сборнику «Старая родня» (1947) избраны строки Ф.И.Тютчева: «Нет, моего к Тебе пристрастья / Я скрыть не в силах, мать-земля...»

Для Решетова характерна способность в приметах явлений локальных видеть знаменательные черты времени. Таково стихотворение «Лесной ручей», в котором затаена полемика с проявлениями иллюстративности в изображении масштабных свершений эпохи. Каких бы сторон действительности ни касался поэт, его не покидают мысли о главном — о родном народе, о его историческом пути и современной судьбе: «Говорят, что думать о главном / Лишь с годами людям дано» («Хлеб»). В поэзию Решетов приходит та высокая простота, которая доступна таланту в его зрелую пору. Стихотворный цикл «Мне в грустный час подумалось о том...», может быть, полнее всего выявляет творческую индивидуальность поэта: «За боль и грусть от всех моих потерь / Я не просил у жизни снисхожденья, / Как мне назвать свой непокой теперь / Нежданного и позднего цветенья?» Образ человека, влюбленного в родную землю, доброго и слегка ироничного, встает в стихотворных циклах Решетова 1960-х. Не мелочное стремление к самоутверждению, а беспокойная мысль о времени, тревога, вызванная проблемами жизнеустройства, определяют смысл и направление его творческих исканий. Решетов развенчивает мнимые ценности в искусстве: «Я не люблю бумажные цветы / С их лживою красивостью бездушной...» («Я не люблю бумажные цветы...»).

В стихотворении «Тщеславие» сквозь грустную иронию прорывается озабоченность поэта судьбой совр. поэтического слова: «Мне жаль, что из движущих нашими душами сил / Тщеславие нас покидает последним».

Уроки нелегкой жизни и творческий опыт принесли в поэзию Решетова не только новые темы, но и углубление мотивов, которые уже звучали прежде. Пейзажная лирика насыщается философскими размышлениями о коренных проблемах жизни, о долге человека перед ликом природы, о тяжких последствиях нарушения законов разума и гуманизма. Таково, например, стихотворение «Роща», в котором неизбывна мысль о родной природе как материнском лоне жизни, источнике красоты, приносящем людям покой и счастье, ощущение полноты бытия: «Пусть топор березу не ударит, / Тронь ее ладонью и щекой, / И душе мятущейся подарит / Роща величавый свой покой». Поэт с грустью говорит о редеющих колхозных лесах, о нерадивых и жестоких вторжениях в природу: «Все мне думалось, кто-нибудь скажет / С болью в сердце об этой беде. / Нет. Некрасовской плачущей Саши / Я в колхозе не встретил нигде» («В одном колхозе»). В сыновней преданности Отчизне Р. обретает смысл жизни и свою творческую позицию: «Отца и мать не выбирают — / Какие есть, таким и быть, / Не знаю, кто родному краю / Обиду смеет предъявить...» («Отца и мать не выбирают...»). Нравственная непримиримость ко всему, что искажает лик жизни, выраженная в поэтическом слове, подлинном и исконном, снискали Решетову признание читателей, с доверием внимающих его словам: «В саду моих стихов / Горчат плоды иные, / Но ядовитых нет...» («В саду моих стихов...»).

А.И.Хватов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 188-190.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Стихотворения (1929-1949). Л., 1950;

Дороги и думы: Стихи разных лет / предисл. С.Воронина. Л., 1963;

Избранная лирика / предисл. Б.Ручьева. М., 1966;

Из моих десятилетий: Избранная лирика / послесл. Л.Хаустова. Л., 1969;

Запавшие в душу картины: Поэмы. Баллады. Стихотворения. Л., 1972;

Перед лицом Пушкина / вступ. статья А.Хватова. М., 1974.

Литература:

Губко Н. Поэзия Александра Решетова // Нева. 1959. №10;

Соловьев Б.И. Поэзия и критика. М., 1966. С.117-137;

Пантелеймонов Н.С. Александр Решетов: Критико-биографический очерк. Л., 1974;

Полюзов Ю.Ф. Знал, видел, говаривал: Рассказы о писателях. Л., 1985. С.170-183;

Хватов А.И. Пути народности и реализма. Л., 1980. С.315-332;

Воронин С.А. Время итогов: Рассказы, очерки, статьи. Л., 1987. С.213-219.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС