Руссо, Жан-Жак
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Р >

ссылка на XPOHOC

Руссо, Жан-Жак

1712–1778

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Жан-Жак Руссо

Руссо (Rousseau), Жан Жак (28.VI.1712 - 2.VII. 1778) - французский философ, писатель, композитор. Сын швейцарского часовщика, потомка гугенотов. Систематическое образования не получил; позднее восполнил его чтением. В возрасте 13 лет поступил в учение к граверу. В марте 1728 года Руссо ушел из мастерской, переменил много профессий. В 1741 году переехал в Париж, где завязал знакомство с просветителями. Это знакомство оказало большое влияние на развитие мировоззрения Руссо. В 1743-1744 годы Руссо был домашним секретарем французского посланника в Венеции. Вернувшись в Париж, Руссо принял предложение писать статьи для отдела музыки в редактируемой Д. Дидро и Ж. Л. Д'Аламбером "Энциклопедии". Вскоре Руссо создает свои главные философско-политические сочинения, которые принесли ему славу оригинального мыслителя и вместе с тем вызвали преследования со стороны двора, парламента и католического духовенства Франции, а также кальвинистов Женевы. В 1770-1778 годы Руссо жил в Париже, последние месяцы жизни - в Эрменонвиле, имении маркиза Р. Л. Жирардена.

Помимо философских трудов, Руссо создал ряд произведений в области художественной литературы: роман "Юлия, или Новая Элоиза" (Amst., 1761; рус. пер. 1769), педагогический роман «Эмиль, или О воспитании» (1762), поэмы, стихи, комедии; музыкальные сочинения - романсы, комическую оперу "Деревенский колдун" (1753) и др.; в области эстетики - "Письмо к Д'Аламберу о зрелищах" (Amst., 1758), статьи о музыке для "Энциклопедии", собранные позднее в сборник "Музыкальный словарь"; в области филологии - "Опыт о происхождении языков" (1761). Как художник Руссо выступал против холодного, рассудочного классицизма, за близкое и понятное народу творчество. В литературе Руссо стал одним из основоположников сентиментализма.

Первым философско-политическим сочинением Руссо был трактат на тему, заданную Дижонской академией: "Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов" (1750). На вопрос академии Руссо ответил отрицательно. Он доказывал, что прогресс человечества от дикости к цивилизации во всех отношениях не является для него благом, что искусства и науки, умножая потребности людей, портят их нравы и все более сковывают свободу. В трактате "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" ("Discours sur l'origine et les fondements de l'inégalité parmi les hommes", Amst., 1755; рус. пер. - "О причинах неравенства", СПБ, 1907), написанном на новую тему, заданную Дижонской академией, Руссо усматривал в неравенстве корень зла и бедствий человечества, утверждая, что возникновение частной собственности есть основная причина разделения людей на богатых и бедных; неравенство усугубилось с появлением государства и особенно деспотической власти. Эта мысль Руссо сыграла большую роль в развитии социалистических идей, хотя сам Руссо не выходил за рамки чисто политического эгалитаризма. В отличие от других мыслителей его времени, полагавших, что развитием человечества правит мнение, он выводил противоречия истории из материальных нужд людей. Обнаружив редкое для его века историческое чутье, Руссо в сжатой форме обрисовал путь развития материальной и духовной культуры. Ф. Энгельс писал, что выраженное в этом трактате учение Руссо "...почти нарочито выставляет напоказ печать своего диалектического происхождения" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 143). Люди, писал Руссо в том же трактате, в естественном состоянии были равны, с образованием общества государи становятся угнетателями, перед которыми все неравны, бесправны; свергнув деспотов, народы уже на более высокой ступени возвращаются к равенству. В трактате "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (Amst., 1762; рус. пер., СПБ, 1906, и др.) Руссо выразил идею народного суверенитета и права народов вернуть себе свободу, узурпированную тем или иным деспотом. Свобода в этом трактате понимается как добровольное, сознательное повиновение законам - теперь уже разумным законам гражданского общества. Декларируемая здесь теория, согласно которой в основе всякого общества лежит какой-то неписаный "договор", идеалистична, ибо получается, "...будто общественные отношения строятся людьми сознательно" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 136 (т. 1, с. 121)). Не понимая еще классовой борьбы и отожествляя государство и общество, Руссо придает, однако, теории общественного договора радикально-демократический характер. Народу, по Руссо, принадлежит и законодательная, и исполнительная власть. При этом Руссо высказывает мысль о непередаваемости народного суверенитета и о праве утверждения и отвода, контроля и отзыва депутатов со стороны народа. В отличие от Вольтера, Руссо не идеализировал английский парламент и тем более не верил в возможность "просвещенной монархии". Признавая гражданином только того, у кого "общественные дела берут верх над частными", Руссо признавал частную собственность (в ее мелкобуржуазной, не совсем отделившейся от труда форме).

Политические взгляды Руссо выражены также в "Суждении о вечном мире", 1761 (рус. пер. в сб.: Трактаты о вечном мире, М., 1963), в "Проекте конституции для Корсики" ("Projet de constitution pour la Corse", 1765), в "Письмах с горы" ("Lettres écrites de la montagne", Amst., 1764), где содержится критика Малого Совета, буржуазной олигархии, патрициата Женевы.

Соратник энциклопедистов 18 века, Руссо разошелся с ними в отношении к историческому прогрессу, оценивал последний отрицательно, идеализируя патриархальные устои и даже религиозную веру (будучи враждебен к церкви), как "религию сердца" (см. главу "Исповедь савойского викария" в книге "Эмиль"). Зато, в отличие от них, Руссо считал народ активной исторической силой, на деле выступая как выразитель интересов крестьян, ремесленников, предпролетариата, т. е. наиболее угнетаемой части третьего сословия. Социально-политические взгляды Руссо, при всей их противоречивости, в целом носили революционный характер. И сильные, и слабые стороны учения Руссо, особенно его идеи равенства и народного суверенитета, отразились на мировоззрении якобинцев и нашли свое воплощение в их практических действиях. М. Робеспьер назвал Руссо "провозвестником революции". Культ верховного существа, учрежденный якобинцами, исходит из стремления Руссо создать новую "гражданскую религию" вместо христианской, "поддерживающей тиранов". Через клубы и народное общества идеи Руссо широко распространялись в народе.

Передовых мыслителей России в учении Руссо привлекало осуждение цивилизации, которая не удовлетворяет материальных потребностей большинства людей, идея равенства (А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский).

Современные буржуазные исследователи творчества Руссо проявляют тенденцию к модернизации Руссо. Одни авторы представляют Руссо в качестве индивидуалиста (О. Krafft, La politique de J.-J. Rousseau, P., 1958; P. Burgelin, La philosophie de l'existence de J.-J. Rousseau, P., 1952; J. Starobinski, J.-J. Rousseau. La transparence et l'obstacle, P., 1958; H. Rohrs, J.-J. Rousseau. Vision und Wirklichkeit, Hdlb., 1957), другие называют его "сейсмографом наших кризисов" (Н. Lüthy, Seismograph unserer Krisen, "Der Monat", 1963, Januar, H. 172), дискредитируя при этом политическую теорию Руссо, называя его демократическую организацию общества "тотальным коллективом" - массовой тиранией над личностью. Влияние идей Руссо они видят не только в революционном, но и в реакционном движениях 20 века. Эта фальсификация руссоизма систематически разоблачается в совеменной печати и в коммунистической прессе капиталистических стран (см., например, статьи Р. Десне, Г. делла Вольпе, Г. Бесс во французском журнале "Europe", 1961, No 391-92, nov.-déc).

И. Е. Верцман. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.

Сочинения: Oeuvres complètes, t. 1-4, P., 1883; Oeuvres complètes, t. 1-, P., 1959 в рус. пер. - Избр. соч., т. 1-3, М., 1961; Об общественном договоре, М., 1938.

Литература: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20 (см. Указат. имен); Плеханов Г. В., Ж. Ж. Руссо и его учение о происхождении неравенства между людьми, Соч., 2 изд., т. 18, М.-Л., 1928; Засулич В., Ж. Ж. Руссо, (М.), 1923; Алексеев-Попов В. С., Руссо и Великая франц. революция, в сб.: Тезисы конференции, посвящ. 250-летию со дня рождения Ж. Ж. Руссо, О., 1962, с. 14-28; Верцман И. Е., Судьба и совр. проблематика наследия Ж. Ж. Руссо, в сб.: Франц. ежегодник. 1962, М., 1963; Champion E., J.-J. Rousseau et la Révolution française, P., 1909; Chapman J. W., Rousseau - totalitarian or liberal?, N. Y., 1956; Healey F. G., Rousseau et Napoléon, Gen.-P., 1957; Broome JH., Rousseau, L., (1963); Besse G., J.-J. Rousseau, P., (s. a.); Soboul A., Audience des lumieres. Classes populaires et rousseanisme sous la révolution, "Annales historiques de la Révolution française", 1962, No 170, p. 421-38; его же, J.-J. Rousseau et le Jacobinisme, "Studi storici", 1963, No 1; Susanne M., Rousseau und die Gegenwart, "Geist und Tat", 1966, No 5.


Вернуться на главную страницу Руссо

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС