Садовский Борис Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Садовский Борис Александрович

1881-1952

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Борис Александрович Садовский

Садовский (наст. фамилия; псевд. — Садовской) Борис Александрович (22.02[6.03].1881—3.04.1952), писатель, литературный критик. Родился в г. Ардатов. Сын нижегородского историка А. Я. Садовского. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1906). Выступил в 1901 в нижегородской печати. Сотрудничал в журналах «Весы», «Русская мысль», «Северные записки», газетах «Речь», «Русская молва» и др. Примыкая к символизму, Садовский внутренне оставался ему чужд, следуя классической традиции А. С. Пушкина и А. А. Фета. Наиболее известная книга стихов — «Самовар» (1914), в которой Садовский декларирует свою принципиально архаическую позицию и неприятие современности. Выпустил сборники критических статей: «Русская камена» (1910), «Озимь» (1915), «Ледоход» (1916). Садовскому принадлежит ряд прозаических произведений на исторические темы: повести «Двуглавый орел» (1911) — о Г. А. Потемкине, «Бурбон» (1913) — произведение об армии, сборник историко-литературных новелл «Узор чугунный» (1911), а также историко-фантастические повести «Лебединые клики» (1913), «Приключения Карла Вебера» (1928), рассказы «Анекдот», «Ильин день» (1922) и др. Написанные классически ясным языком, строго документированные, верно передающие колорит эпохи, произведения Садовского связаны с традицией предреволюционной исторической прозы.

Л. Ч.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Садовской (Садовский) Борис Александрович [10(22).2.1881, г.Ардатов Нижегородской губ.— 5.3.1952, Москва] — поэт, прозаик, критик.

Сын историка А.Я.Садовского. Первоначальное образование получил в нижегородском Дворянском Александровском институте и местной гимназии, затем (с 1902) учился на историко-филологическом факультете Московского университета (окончил в 1906). Впервые выступил в печати в янв. 1901 (стих. «Иоанн Грозный» в газете «Волгарь»). Как поэт, тяготел к символизму, был связан дружбой или близким знакомством с Андреем Белым, Блоком, Брюсовым, пригласившим его сотрудничать в «Весах». Печатался также в «Русской мысли», «Речи», «Биржевых ведомостях» и др., не порывая связи с нижегородской прессой. Первый поэтический сборник Садовского «Позднее утро» вышел в 1909, когда автору было 28 лет (откуда, видимо, и чазвание). За ним последовали наиболее известный «Самовар» (1914), «Полдень» (1915), «Обитель смерти» (1917), свидетельствовавшие о неоклассических устремлениях автора: внешне связанный с символистами, Садовской внутренне ощущал себя наследником Пушкина и Фета. Это особенно заметно в историко-литературных книгах Садовского: «Русская Камена» (1910), «Озимь» (1915), «Ледоход» (1916), содержавших и статьи о современной поэзии. Наиболее значительными историко-литературными работами Садовского были исследования, посвященные биографии и творчеству Фета (в сборник «Ледоход»). Проза Садовского (сборник «Узор чугунный», 1911; «Адмиралтейская игла», 1915), преимущественно посвященная «давно прошедшему», отличается стилизацией «под эпоху». Используя язык реконструируемого времени, Садовской широко пользовался приемом воссоздания дневников, переписки, мемуаров. Это сказывалось и на выборе заглавий («Из бумаг князя Г.», «Дневник генерала» и др.).

В конце 1916 Садовского разбил паралич, и он оказался фактически вне литературы. Революции 1917 были восприняты им как крушение обжитого мира. Близкий в начале 1920-х к самоубийству, Садовской при поддержке друзей все-таки выстоял и продолжал активную литературную деятельность, хотя его почти не печатали. «Новое время» требовало «новых песен»; увидели свет только сборник «рассказов в стихах и прозе» «Морозные узоры» (1922) и роман «Приключения Карла Вебера» (1928). Очевидно, результатом этого были недавно раскрытые мистификации Садовского. В частности, от имени вымышленного Николая Ивановича Попова — «однокашника» С.М.Степняка-Кравчинского по Лесному институту (одновременно с ним учился отец Садовского) и «литературного секретаря» Некрасова — Садовской в 1926 отправил в редакции журналов «Былое» и «Красная нива» «воспоминания» о Некрасове и Степняке-Кравчинском с приложением стихотворений. «Воспоминания Н.И.Попова» о Некрасове, содержавшие «неизвестное стихотворение» «Солнышко село. Тюремной решетки...» было тогда же опубликовано (Красная нива. 1926. №30; публ. Садовского «Из архива покойного Н.И.Попова»). «Воспоминания» о Степняке-Кравчинском и 5 (из 12) стихотворений, (известно, что Степняк-Кравчинский писал стихи, но они не обнаружены) увидели свет через 40 лет (Синее небо отчизны моей // Неделя. 1965. №3; публ. С.С.Волка из архива П.Е.Щеголева). С именем Садовского связана также публикация его собственного стихотворения «В роще» (1912) в СС Блока (Т.3. М., 1960) и Есенина (Т.5. М., 1962) и «Солдатской сказки» под именем Блока (Новая Россия. 1926. №3). К этому же времени относятся, с другой стороны, ценные «Записки» Садовского, охватывающие 1881-1916. Перевезенный в 1929 из Нижнего Новгорода в Москву, Садовской поселился в церковном подвальчике Новодевичьего монастыря, где провел остаток жизни. Его считали умершим, но он продолжал активную литературную деятельность. Кроме недавно опубликованных романа «Пшеница и плевелы» (о Лермонтове и Н.С.Мартынове) и повести «Табакерка» им были написаны также считающиеся утраченными романы «Современник» о «шестидесятниках», «Первое марта» о народовольцах, пьеса «Федор Кузьмич», связанная с легендой об Александре I, и др. В обширном архиве Садовского (РГАЛИ) сохранился «Дневник», представляющий собой яркую панораму литературной жизни начала XX в.

М.Д.Эльзон

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.254-255.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Позднее утро. М., 1909;

Пятьдесят лебедей. Пг., 1913;

Косые лучи. М., 1914;

Адмиралтейская игла. Пг., 1915;

Полдень: Собр. стихов. 1905—14. Пг., 1915;

Обитель смерти. М., 1917;

Морозные узоры. Пг., 1922.

Горький в Нижнем // М.Горький в воспоминаниях нижегородцев. Горький, 1968;

Встречи с Блоком // Ал.Блок в воспоминаниях современников. М., 1980;

Лебединые клики. М., 1990; Записки (1881-1916) // Российский архив. 1991. Вып.1;

Встречи с Есениным // С.А.Есенин: Материалы к биографии. М., 1992.

Литература:

Эльзон М.Д. О «Воспоминаниях» Н.И.Попова и их авторе // Русская литература. 1982. №3. С.205-206;

Шумихин С.В. Мнимый Блок? // ЛН. М., 1987. Т.92. Кн.4. С.736-751;

Шумихин С.В. Ровесник «Серебряного века» // Встречи с прошлым. М., 1988. Вып.6. С.116-121.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС