Сибом Фредерик
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Сибом Фредерик

1833-1912

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Фредерик Сибом

Сибом (Seebohm), Фредерик (1833 - 6.II.1912) - английский историк-медиевист. Высшее юридическое образование получил в Лондоне. После нескольких лет адвокатской практики стал компаньоном одного из английских провинциальных банков (в городе Хитчин, Хартфордшир). По политическим взглядам был близок к либералам, в методологии истории примыкал к позитивизму. Ранние работы Сибома (60-70-х годов) были посвящены истории английской Реформации и революции 17 века. Однако в медиевистику он вошел главным образом как специалист по аграрной истории средневековой Англии. Наиболее известна его книга «Английская сельская община» ("The English village community", L., 1883), в которой он выступил с оригинальной и в то же время парадоксальной концепцией генезиса феодализма в Англии. Сибом был представителем вотчинной (применительно к Англии - манориальной) теории в ее наиболее последовательном виде.

Исследуя происхождение сельской общины в Англии (ретроспективным путем), Сибом утверждал, что эта община была искони крепостной и была создана в интересах лордов. Манор, обрабатываемый с помощью сервов, Сибом считал первичной формой земельной собственности не только у англосаксов, но и у древних германцев (он пытался аргументировать эти положения данными Тацита и англо-саксонских правд), подчеркивая сходство между римской рабовладельческой виллой и средневековой вотчиной. Сибом отрицал замедленность процесса феодализации в Англии, относя завершение этого процесса к 9-10 векам. Эта концепция, во многом сходная со взглядами Фюстель де Куланжа во Франции и историков страсбургской школы в Германии, была открыто направлена против общинной теории и концепции о «первобытном коммунизме». Сибом подчеркнуто связывал последующий прогресс общества в направлении личной свободы трудящихся только с развитием капитализма, покончившего с древней «коммунистической» организацией, которая, по его мнению, всегда покоилась на рабстве. Сибом полагал, что этим он доказал невозможность коммунизма в будущем. С этих же позиций по вопросу о генезисе феодализма исходил Сибом и в последующих работах, посвященных родовым обычаям у уэльсцев ("The tribal system in Wales", L., 1895) и у англо-саксов ("The tribal custom in Anglo-Saxon law", L., 1902). Концепция Сибома опиралась на односторонний и тенденциозный подбор источников, которые во многих случаях интерпретировались им весьма произвольно. Он широко и не всегда обоснованно использовал метод переживаний, пытаясь реконструировать англо-саксонскую общину и существовавшую, по его мнению, в то время манориальную систему на основании более поздних данных, вплоть до пережитков общины, сохранившихся в 18 и 19 веках.

Исследовательская методика Сибом и его концепция в целом были подвергнуты резкой и справедливой критике со стороны ряда крупных историков (Ф. Мейтленда, П. Г. Виноградова и др.). Многие современные буржуазные историки относятся к взглядам Сибома более терпимо, хотя мало кто разделяет их полностью.

В отношении аграрного строя Англии 11-13 веков Сибом стоял на позициях классической манориальной теории, солидаризируясь с Виноградовым и другими. Он первый в английской литературе дал подробное описание структуры и организации крупного барщинного манора этой эпохи, его отношений с общиной и его хозяйственной жизни. Как и другие представители манориальной теории, он игнорировал пестроту манориальной структуры, значительное развитие в англ. деревне того времени товарно-денежных отношений, идеализировал манор как организацию, осуществлявшую якобы гармонию между лордом и его крепостными.

Е. В. Гутнова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.


Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Исторические лица Англии (биографический справочник).

Литература:

 Косминский Е. A., Исследования по агр. истории Англии XIII в., М.-Л., 1947 (Предисл. и гл. 1);

Барг M. A., Исследования по истории англ. феодализма в XI-XIII вв., М., 1962, с. 154-57.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС