Сельвинский Илья Львович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Сельвинский Илья Львович

1899 - 1968

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Илья (Карл) Львович Сельвинский

Сельвинский Илья (Карл) Львович (1899/1968) — советский поэт. В ранних произведениях экспериментировал с формой и языком. В поэме «Улялаевщина» (1927, новый вариант — 1956), в трагедии «Командарм 2» (1928), в романе в стихах «Пушторг» (1928) — темы нэпа, Гражданской войны. В трилогии «Россия» (1944/1957) — историческая проблематика. Книга «Студия стиха» (1962).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 261.

Сельвинский Илья (Карл) Львович (1899 - 1968), поэт. Родился 12 октября (24 н.с.) в Симферополе в семье скорняка, инвалида турецкой войны 1874. Детские годы прошли в Крыму, где окончил Евпаторийскую гимназию, затем учился на медицинском факультете Таврического университета (не окончил). В гимназические и студенческие годы перепробовал много профессий: был юнгой на шхуне, портовым грузчиком, натурщиком, репортером уголовной хроники, актером бродячего театра, сельскохозяйственным рабочим и др. В 1918, став бойцом Красной гвардии, защищал Перекоп. Сельвинский продолжил образование в Москве, окончив юридический факультет университета, затем факультет общественных наук (1923).

С 1922 по 1926, затем в 1932 был инструктором Центросоюза по экспорту пушнины. Наряду со всей этой деятельностью Сельвинский ищет свое место в поэзии, создавая экспериментальные стихи. В 1920-х становится одним из вождей конструктивизма (поэмы "Улялаевщина", 1924, и "Записки поэта", 1927). Пишет роман в стихах "Пушторг" (1928) и пробует себя в драматургии: трагедия "Командарм 2", 1928 (поставлена В.Мейерхольдом в 1929), пьеса "Пао-Пао", 1931; "Умка - Белый Медведь", 1933.

В 1933 - 34 Сельвинский в качестве специального корреспондента "Правды" участвовал в арктической экспедиции проф. О.Ю. Шмидта на ледоколе "Челюскин", впоследствии написав поэму "Челюскиниана".

В 1930-е путешествует по Европе и Азии. В этот период разрабатывает жанр исторической трагедии в стихах: "Рыцарь Иоанн" (1937), "Бабек" (1941).

В годы Отечественной войны Сельвинский находился на Крымском, Кавказском и Прибалтийском фронтах. Именно в эти годы начинает работать над драматической трилогией "Россия", которую заканчивает в 1957.

Результатом многолетних раздумий и стиховедческих изысканий явилась книга "Студия стиха" (1962).

Последним произведением Сельвинского был автобиографический роман "О, юность моя!", опубликованный в журнале "Октябрь" в 1966. Умер поэт 22 марта 1968 в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Сельвинский Илья (Карл) Львович [12(24).10.1899, Симферополь — 22.3.1968, Москва] — поэт, драматург, прозаик.

Родился в семье меховщика. После событий 1905, разгула реакции и погромов мать Сельвинского увезла трех дочерей и сына в Константинополь. В Турции Сельвинский учился во французской и арабской школах. После возвращения семьи в Крым жизнь была трудна, полна лишений, отец вернулся с войны инвалидом, часто болел, потом разорился, симферопольский дом пришлось продать, семья переехала в Евпаторию. Сельвинский поступил в городское училище, затем в гимназию. Гимназист вынужден был заниматься случайными заработками, но вместе с тем шло познание жизни поэтом не без привкуса романтики: одно лето плавал юнгой на шхуне вдоль Крымско-Кавказского побережья, а осенью обычно шел на лов кефали под Тарханкутский маяк.

Когда на Украину вторглись немецкие оккупанты, Сельвинский вступил в красногвардейский отряд, был ранен и тяжело контужен. Вскоре вновь сел за ученическую парту — гимназия была еще не окончена. Затем был вынужден перейти на нелегальное положение — его разыскивали как участника боев на Перекопе и автора красноармейской песни. Евпаторию вынужден был оставить. В Севастополе устроился грузчиком в порту, был опознан, арестован и посажен в тюрьму («Я в этом городе сидел в тюрьме. / Мой каземат — четыре на три»).

В 1919 в Симферополе поступает в Таврический университет. Был репортером уголовной хроники, актером театра «Гротеск», сельскохозяйственным рабочим, инструктором плавания и др. Затем переезжает в Москву, где продолжает учебу в университете. Богатство жизненных впечатлений содействует творческой активности. П.Антокольский вспоминал: «Поэт смелый до дерзости и безрассудства — таким было первое впечатление от молодого Сельвинского» (Литературная газета. 1960. 24 окт.). Современники подчеркивают широту творческих интересов Сельвинского — лирика, эпос, драматургия, проза, теория поэзии, педагогика, активная общественно-воспитательная работа с молодыми авторами. Но о главном сам Сельвинский сказал так: «Когда меня спрашивают, о чем я пишу, мне всегда хочется ответить: "О смысле жизни"...» (Театр и драматургия. 1935. №10. С.12).

В Москве Сельвинский стал председателем Литературного центра конструктивистов, в 1924 закончил эпопею «Улялаевщина», в 1926 — стихотворную повесть «Записки поэта».

В 1923 оканчивает факультет общественных наук 1-го Московского университета, в 1929 едет инструктором по пушнине в Киргизию. Изданный в 1929 «Пушторг» явился первым советским романом в стихах. Тема романа — борьба идейности и карьеризма, участие интеллигенции в послереволюционном строительстве, сатирическое осмеяние приспособленчества. В основе сюжета столкновение между директором акционерного общества «Пушторг» Полуяровым и его заместителем Кролем, мещанином с партбилетом. Обуреваемый амбициями приспособленец Кроль выписан автором поистине с сатирической яростью. Окончив только 2 класса начального училища, Кроль благодаря революции «вышел в люди», работал в ЧК, был комиссаром отряда, вышел в хозяйственники. Он невежда, но он «дурак с интонацией хитреца», он щеголяет своей малограмотностью как неким пролетарским дипломом. Автор обобщенно разоблачает «кролевщину» как социальное зло приспособленчества, мимикрии, двурушничества.

Елагин. Мейерхольд - http://www.russianculture.ru/В 1928 Сельвинский пишет пьесу «Командарм-2» — ее ставит Вс. Мейерхольд.

В 1930-32 работает сварщиком на Электрозаводе, был там также бригадиром литбригады, работником парткабинета, изучил производство электрических ламп. Стремление всесторонне изучить жизнь страны ведет его как уполномоченного Союзпушнины на Камчатку, затем в качестве корреспондента «Правды» он участвует в походе ледокола «Челюскин» (1933). На борту «Челюскина» была закончена пьеса «Умка — Белый медведь», в которой автор поднял тему интернационализма, развития малых народов. Руководитель экспедиции О.Ю.Шмидт услышал в пьесе «изумительные по мастерству и силе стихи» (Комсомольская правда. 1935. 14 февр.). Пьеса была сразу же после возвращения автора поставлена в Москве и Ленинграде и оценена как одно из «крупнейших явлений советской поэзии последних лет» (Литературный Ленинград. 1936. 14 февр.). Впечатлениями от похода «Челюскина» были навеяны эпопея «Челюскиниана» и роман «Арктика». В этих произведениях воплощены многолетние раздумья о смысле жизни, о личности и обществе, об индивидуальности и индивидуализме. В центре поэмы «Челюскиниана» (опубл. в 1937-38) — образ академика О.Ю.Шмидта. Поэму автор переработал в роман «Арктика»; начатый в 1934, он был опубликован в 1957. В обоих произведениях мы видим симфонию арктических красок, философичное осмысление современности.

Творчество Сельвинского 1920-30-х отличается большим разнообразием — поэма («Улялаевщина»), пьеса («Командарм-2»), роман («Пушторг»), философская драма («Пао-Пао»), очерковый жанр («Электрозаводская газета»), лирика («Тихоокеанские стихи»). Тематику расширил цикл «Зарубежное» — Сельвинский побывал в Польше, Австрии, Германии, Франции, Японии. Пьесой об Иване Болотникове «Рыцарь Иоанн» (1937) Сельвинский начал разработку жанра исторической трагедии в стихах. В 1940 написана лирическая трагедия «Бабек» («Орла на плече носящий»), в которой запечатлен образ героя азербайджанского народа Бабека в его борьбе с арабскими угнетателями. На протяжении 15 лет Сельвинский создавал трилогию «Россия». В этом драматическом эпосе отражены постоянно волновавшие автора раздумья об исторических судьбах России. 1-я часть трилогии «Ливонская война» была начата в 1941, закончена в 1944, война усилила патриотический пафос произведения, здесь речь шла о победе над феодальной разобщенностью.

С первых дней Беликой Отечественной войны Сельвинский уезжает на Южный фронт, участвует в обороне Крыма невдалеке от тех мест, где был ранен в Гражданскую войну. С авг. 1941 до янв. 1942 был военным корреспондентом газеты 51-й отдельной армии Крымского фронта «Сын отечества», сам ходил с бойцами в атаку. Сотрудничает в газете Северо-Кавказского фронта «Вперед к победе!», попадает в Севастополь. Оттуда на эсминце уходит в Керчь и принимает участие в керченско-феодосийском десанте, который был высажен с кубанского берега в дек. 1941. У Багеровского рва под Керчью, где фашисты расстреляли мирных жителей, Сельвинский написал ставшее знаменитым стихотворение «Я это видел!»: «Нет! Об этом нельзя словами... / Тут надо рычать! Рыдать) / Семь тысяч расстрелянных в мерзлой яме, / Заржавленной, как руда». Стих, было напечатано в виде листовок и сбрасывалось с самолетов, вдохновляя наших бойцов призывом к борьбе. Доктор Геббельс из Берлина обрушился на Сельвинского по радио, сообщив, что третий рейх приготовил веревку специально для него. Но поэт рвался на передний край, фронтовики вспоминают: «Сколько раз мы сдерживали Илью Львовича, берегли его, но он нередко ухитрялся проникать на передовую, в траншеи и землянки солдат...» (О Сельвинском. С.104).

Завершив в 1944 1-ю часть трилогии «Россия», Сельвинский работает в газете 1-й ударной армии 2-го Прибалтийского фронта «На разгром врага». Главной темой становится тема любви к родине, он пишет ряд стихов и микропоэм («Аджи-Мушкай», «Баллада о ленинизме» и др.). Вспоминая об освобождении Севастополя, Сельвинский писал: «И тут я понял, что лирика и родина — одно». Военная тема была продолжена в изданной в 1947 книге «Крым, Кавказ, Кубань». В том же году была написана первая трагедия на тему об атомном веке — философская пьеса «Читая Фауста». В 1949 закончена 2-я часть трилогии «Россия» — «От Полтавы до Гангута», это оптимистическая трагедия, ее пафос в осуществлении давней мечты о выходе России к морю. Образ Петра I в трагедии овеян пушкинским обаянием. Оптимизмом пронизана и последняя часть трилогии — пьеса в стихах «Большой Кирилл», здесь уже эпоха Октябрьской революции. «Основной труд жизни» — трилогия «Россия», воплотившая идею величия России, была завершена в 1957. В 1962 вышла книга Сельвинского «Студия стиха», в 1966 написан роман-исповедь «О, юность моя!».

Продолжалась работа над пьесой «Человек выше своей судьбы» (1962), затем была написана лирическая трагедия «Царевна-Лебедь» (опубл. в 1968). Сельвинский углубленно трудился над сводом русских былин «Три богатыря». Увлеченно преподавал в Литературном институте им. М.Горького. «Сельвинский работал с нами по-настоящему»,— вспоминал Расул Гамзатов (Вопросы литературы. 1970. №2. С.177). На встретивших Сельвинского незадолго перед его кончиной он произвел впечатление человека, вышедшего на далекую прогулку...

В.А. Шошин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. М., 2006, с. 293-295.

Озеров Л.

Синяя папка

Автор не надеялся увидеть эти стихи напечатанными при жизни. Для чего же, спрашивается, он писал их? Ответ прост: он не мог их не писать. Они были отдушиной, необходимостью, потребностью души, ее криком. Только самые близкие люди знали отдельные строки из так называемой «синей папки».

Жизнелюб, спортсмен-борец, путешественник, зверолов, Илья Сельвинский был бесстрашным человеком. Вырвавшись в середине двадцатых годов на поэтическую арену, он в дальнейшем, примерно с 1928 года, стал предметом издевок, проработок, изощренной экзекуции казенной критики.

В день отступления из Керчи (12 мая 1942 года) поэт пишет стихотворение «России». Оно облетело все фронты, ободряя, вселяя веру в победу («Убить Россию — это значит отнять надежду у Земли»),

В 1942 году в Керчи Илья Сельвинский пишет стихотворение «Я это видел!». Оно также разошлось по всем фронтам, произвело сильное впечатление и в тылу. В специальном выступлении по радио Геббельс «пригрозил веревкой» поэту-фронтовику. Поэт написал «Ответ Геббельсу».

На фронте Илья Сельвинский показал личную храбрость, презрение к смерти, написал много доселе не утративших силы и красоты стихотворений. После участия в одной из конных атак за проявленное мужество поэт был награжден орденом Красного Знамени, а позже еще одним орденом.

16 ноября 1943 года пришла радиограмма: Сельвинского вызывают в Москву. Провожали с радостью — думали о новой награде. Летел на крыльях... В дневнике Сельвинский записал:

«Заседание Оргбюро ЦК вел Маленков. «Кто этот урод?» — металлическим голосом спросил он. (Напомню: в стихотворении «России» есть строки: «Сама как русская природа, душа народа моего — она пригреет и урода, как птицу выходит

[02]

его...»  — Л. О.). Я начал было объяснять ему смысл этого четверостишия, но он меня перебил: «Вы тут нам бабки не заколачивайте. Скажите прямо и откровенно: кто этот урод? Кого именно имели вы в виду? Имя?» «Я имел в виду юродивых». «Неправда! Умел воровать, умей и ответ держать!» Вдруг я понял, что здесь имеют в виду Сталина: лицо его изрыто оспой, мол, русский народ пригрел урода...

Неизвестно как и откуда в комнате появился Сталин. Неся, как обычно, одну руку в полусогнутом состоянии, точно она висела на перевязи, он подошел к Маленкову и стал тихо о чем-то с ним разговаривать. Насколько я мог судить, речь шла не обо мне. Затем Сталин отошел от Маленкова, собираясь, видимо, возвратиться к себе, и тут взглянул на меня: «С этим человеком нужно обращаться бережно — его очень любили Троцкий и Бухарин...»

Я понял, что тону. Сталин уже удалялся. «Товарищ Сталин! — заторопился я ему вдогонку. — В период борьбы с троцкизмом я еще был беспартийным и ничего в политике не понимал». Сталин остановился и воззрился на меня напряженным взглядом. Затем подошел к Маленкову, дотронулся ребром ладони до его руки и сказал: «Поговорите с ним хорошенько: надо... спасти человека».

Сталин ушел в какую-то незаметную дверцу, и все провожали его глазами. Маленков снова обратился ко мне: «Ну, вы видите, как расценивает вас товарищ Сталин! Он считает вас совершенно недостаточно выдержанным ленинцем». «Да, но товарищ Сталин сказал, что меня надо спасти». Эта фраза вызвала такой гомерический хохот, что теперь уже невозможно было всерьез говорить о моем «Преступлении». Возвратился домой совершенно разбитым: на Оргбюро я шел молодым человеком, а вышел оттуда — дряхлым стариком. Боже мой! И эти люди руководят нашей культурой».

1946 год. Строгий окрик Маленкова в адрес ленинградских журналов: «Сельвинского пригрели!»

В том же году на одном из заседаний ЦК Жданов, жестоко критикуя Ахматову и Зощенко, приплюсовал к ним и Илью Сельвинского.

Из стенограммы, напечатанной в газете «Известия» *: «Жданов (продолжает): — Журнал «Ленинград» печатает слабый материал. Вот поэт Сельвинский в сожженном Севастополе не видит ничего... кроме одной женщины... Сталин: — Материалу не хватает...»

После таких реплик кто посмеет напечатать Сельвинского или сказать о нем доброе слово?.. Если же обратиться к стихотворению «Севастополь» (книга «Крым, Кавказ, Кубань»), то станет ясно, что Жданов и Сталин неудосужились прочитать его до конца.

[03]

Написанное в 1944 году стихотворение говорит о том, как 19-летний поэт в пору гражданской войны сидел в севастопольской тюрьме и по выходе из нее увидел возлюбленное море, говорит о девушке, принявшей юношу, которому она понравилась, за нищего и сунувшей ему в руку «керенку». Это стихотворение — воспоминание человека, прошедшего с боями по родным местам, человека, понявшего, что «лирика и родина — одно».

1949 год. «Культура и жизнь» объявляет поэзию Ильи Сельвинского космополитической и антипартийной. Уже готовый набор объемистого сборника рассыпается. Каждую ночь Илья Сельвинский с женой ждут ареста. Поэт и его поэзия блокированы.

Существует распространяемая недругами поэта версия о его благополучии, о якобы комфортном существовании. Нет ничего более лживого и вздорного, чем эта версия.

Все произведения Ильи Сельвинского доходили до читателя с невероятным опозданием: «Я существую в советской литературе очень рано и все же... в порядке исключения. Начиная с первых моих стихотворений меня печатали со скрипом... «Читая «Фауста» пролежало в портфеле 8 лет. Еще больше «Арктика». Должен был умереть Сталин, чтобы эти вещи были изданы. Сейчас то же происходит с эпопеей «Три богатыря», — записал Сельвинский в дневник в 1961 году.

Все это говорится для того, чтобы читатель понял: судить о жизни и творчестве Ильи Сельвинского еще рано. Только сейчас, образно говоря, замороженная глыба творческого наследия начинает оттаивать для читателя. Не это ли дало право поэту в 1958 году воскликнуть:

Дни мои — только кануны.

Время мое — в грядущем!

Илья Сельвинский разделяет участь некоторых своих современников, ныне получающих запоздалый выход к читателю. Так, после тридцати пяти лет безрезультатных попыток издания, вышла в 1990 году эпопея «Три богатыря».

Он, Илья Сельвинский, не был зэком, не был лагерником, но он прошел все круги ада, и сердце его надорвалось и не выдержало.

Удары приходились не только по автору стихов и поэм, но и по его читателям. Отголоски этих ударов слышны в лежащей перед читателем книге. Автор назвал ее старинным латинским присловием «Pro domo sua» — «В защиту моего (своего) дома», обычно употребляется в смысле: о себе, о своих личных обстоятельствах, в своих собственных интересах, в свою защиту, для себя, для домашнего потребления. В послевоенные годы, однако, поэт делал попытки отдельные стихотворения этой книги предлагать раз

[04]

ным редакциям. Ему неизменно возвращали их или таинственно теряли. И поэт стал смотреть на эти стихи, как на письмо, закупоренное в бутылке и брошенное в океан времени: а вдруг волны вынесут эту бутылку на берег будущего?

Самое раннее из стихотворений этого цикла помечено 1931-м, самое позднее —1964 годом.

Илья Львович Сельвинский родился в октябре 1899 года в Симферополе Теплое дыхание Крыма ощущается в его поэзии, к которой он пристрастился рано и самозабвенно.

Вот перечень некоторых событий жизни поэта. 1918 год. Будучи гимназистом — боец Красной гвардии: Перекоп. Будучи студентом, сидел в севастопольской тюрьме при Врангеле, в симферопольской при Слащеве. Были специальности: юнга на шхуне «Св. Апостол Павел», грузчик, натурщик в художественных студиях, репортер уголовной хроники в газете «Крымская почта», актер бродячего театра «Гротеск», борец в цирке под именем Лурих III, сын Луриха I, сельскохозяйственный рабочий в немецкой колонии, инструктор плавания, сварщик на электрозаводе, особоуполномоченный «Союз пушнины» на Камчатке, специальный корреспондент «Правды» на борту «Челюскина» в экспедиции О. Ю. Шмидта, участник похода с чукчами на собаках по льдам Ледовитого океана и чукотской тундре до бухты Провидения и, наконец, руководитель семинара на Высших литературных курсах, преподаватель теории стиха в Литературном институте. Со своими студентами уходит на фронт. В 1941—1945 годах — Крымский, Кавказский, 2-й Прибалтийский фронты. Батальонный комиссар, затем подполковник.

В рабочей комнате Сельвинского всегда висел пейзаж, изображающий Коктебель. На пейзаже надпись: «Илье Сельвинскому, поэту-оркестру». Пейзаж и надпись принадлежат Максимилиану Волошину.

В стихах, поэмах, стихотворных драмах Ильи Сельвинского читатель найдет версификационное разнообразие воистину энциклопедического типа: от традиционного четырехстопного ямба до верлибра, от паузника до тактовика (или тактометра). Выбор того или иного стиха зависел не от прихоти автора или склонности к острой новизне, а от художественных особенностей задуманного и воплощаемого произведения. Добиться новизны поэт мог благодаря освоенной традиции русского стиха, что давало ему право на дерзость, на разрыв с традицией. Но, как показывает история поэзии, сама версификационная традиция была заинтересована в этом разрыве с ней, в этом ее обновлении.

Для Сельвинского был характерен постоянный поиск. Выход книги или публикация в периодической прессе не были для поэта чертой, за которой завершалась работа над текстами. Переписа-

[05]

ны и исправлены «Улялаевщина», «Записки поэта», «Пушторг», «Командарм-2», многие поэмы и стихотворения. Это говорило о беспокойстве мастера, о желании поэта совершенствовать свои творения до последних дней жизни.

В одном из стихотворений «Синей папки», помеченном 1937 годом, читаем:

Если не выскажусь — задохнусь,

И вот кричу... закусив подушку.

Этот крик слышится нам через годы более чем полувековой давности. Никакие подушки, никакие глушители не могут заставить нас не слушать этот крик. Из горла поэта, из души его исторгаются эти бедственные сигналы. Поэзия свято выполняет свой долг связывать времена и поколения.

Лев ОЗЕРОВ

[06]

Цитируется по изд.: Сельвинский И.Л. Pro domo sua. Стихи. М., 1990, с. 2-6.

Примечания ХРОНОСа:

* Cv/ Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) О журналах "Звезда" и "Ленинград". 14 августа 1946 г.

Далее читайте:

Спецсправка секретно-политического отдела ГУГБ НКВД СССР о настроениях среди писателей. 09.01.1937

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 6 т. М., 1971-74;

Избранные произведения: в 2 т. М., 1989;

Избранные произведения. М., 1972. (Б-ка поэта. Б. серия);

Избранная лирика. М., 1980;

О, юность моя!: роман. М., 1967;

Стихотворения. Царевна-Лебедь: трагедия. М., 1984;

Я это видел!: Стихотворения и поэмы. М., 1985;

Три богатыря: эпопея. М., 1990.

Литература:

Гринберг И. «...Вдохновенный творческий труд»: И.Сельвинский-переводчик // Звезда Востока. 1979. №3;

Липатов В. Уроки Сельвинского // Байкал. 1980. №1;

Резник О. Жизнь в поэзии: Творчество И.Сельвинского. М., 1981, и др. изд.;

О Сельвинском: Воспоминания. М., 1982;

Молдавский Дм. И песня, и стих. М., 1983. С.128-159;

Огнев В. Годовые кольца. М., 1983. С.211-227;

Волков А. Современники и предшественники. М., 1984. С.308-318;

Резник О. Экраны памяти: Воспоминания. М., 1985. С.279-324;

Заманский Л. Лицом к людям: Дальневосточная лирика И.Сельвинского // Дальний Восток. 1986. №6;

Озеров Л. Илья Сельвинский — поэт-оркестр // Советская музыка. 1988. №11;

Карпов А. Русская советская поэма. 1917-1941. М., 1989. С.123-137;

Левин Л. «Я до Вас когда-нибудь доберусь» // Вопросы литературы. 1995. Вып.VI;

Слуцкий Б. Семинар Сельвинского // Звезда. 2003. №1.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС