Сергеев-Ценский Сергей Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Сергеев-Ценский Сергей Николаевич

1875-1958

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Сергей Николаевич Сергеев-Ценский

Сергеев-Ценский (Сергеев) Сергей Николаевич (1875/1958) — русский советский писатель, академик АН СССР (1943). В историко-революционной эпопее «Преображение России» (12 романов и три повести, 1914/1958), в том числе в романе о Крымской войне 1853-1856 годов «Севастопольская страда» (1937/1939; Государственная премия СССР, 1941) — темы деревни, революции, современного ему общества и т. п. Публицист, автор статей о М. Горьком.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 264.


Сергеев-Ценский (псевд.; наст. фам. — Сергеев) Сергей Николаевич (18[30].09.1875—3.12.1958), писатель. Родился в селе Преображенское Тамбовской губернии в семье учителя. Окончил Глуховский учительский институт (1895). С 1905 жил в Крыму. Много путешествовал по стране. Печатался с 1898. Ранние произведения Сергеева-Ценского (повесть «Сад», 1905, и др.) проникнуты сочувствием к участи простого труженика, верой в лучшее будущее. В романе «Бабаев» (1907) нарисован образ крайнего индивидуалиста в годы смуты. Лирическая повесть о русской деревне «Печаль полей» (1909), повести «Движения» (1910), «Пристав Дерябин» (1911), «Наклонная Елена» (1913), роман «Преображение» (1914, др. название — «Валя») изображали различные слои русского общества, охваченного духовным кризисом. В 20—30-е Сергеев-Ценский создает романы и повести об А. С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове, Н. В. Гоголе, обращается к изображению новой действительности. Роман «Искать, всегда искать!» (1935) посвящен молодежи. Главное произведение писателя — незавершенная многотомная эпопея «Преображение России», в которую вошли 12 романов, 3 повести и 2 этюда, созданные на протяжении 45 лет. В эпопее широко показана жизнь дореволюционного русского общества, события первой мировой войны 1914—18 и февральской революции 1917; меньше места занимают картины гражданской войны 1918—20 и жизни советского периода. Особую популярность получила др. эпопея Сергеева-Ценского «Севастопольская страда» (1937—39; Сталинская премия, 1941), в которой созданы образы героических защитников Севастополя в Крымской войне 1853—56. Автор ряда пьес, статей, литературных воспоминаний (сб. «Радость творчества», 1969).

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Сергеев-Ценский (настоящая фамилия - Сергеев) Сергей Николаевич (1875 - 1958), прозаик. Родился 18 сентября (30 н.с.) в селе Преображенское Тамбовской губернии в семье учителя, большого любителя чтения, что повлияло на сына. Воспитанный на стихотворениях Пушкина, Лермонтова и баснях Крылова, многие из них выучив наизусть, в семь лет он сам стал сочинять стихи.

После окончания гимназии поступает в Глуховский учительский институт, где продолжает писать стихи. Позднее многие из стихотворений этого периода войдут в его первый поэтический сборник "Думы и грезы" (1901).

Окончив институт в 1895, получает назначение в гимназию, но по собственному желанию отбывает воинскую повинность и только через год становится учителем русского языка в Каменец-Подольске. Понимая, что для творчества необходимо знание жизни, часто меняет "окружающую обстановку и пейзаж": работает в Харьковском, Одесском, Московском учебных округах, в Павлодаре и в Тальсене (под Ригой).

С 1900 начинает писать рассказы, первые из которых были напечатаны в "Русской мысли" ("Забыл" и "Тундра"). Пребывание в действующей армии во время Русско-японской войны и в первый год первой мировой войны дало Сергееву богатейший материал для романа "Поручик Бабаев", повестей "Пристав Дерябин" и "Батенька", эпопеи "Севастопольская страда" и "Преображение России".

Своим признанием писатель обязан Куприну, убедившему его приехать в Петербург, чтобы опубликовать там свои книги. Произведения Сергеева-Ценского сразу привлекли внимание и читателей, и критиков. Появились большие статьи, посвященные его литературной деятельности.

В 1905 писатель жил в Крыму, в Алуште, где имел собственный дом. Здесь он встретил революцию 1917, пережил гражданскую войну. В это время писал мало. С 1923 обращается к историческим темам (пьесы, повести и романы о Пушкине, Лермонтове и Гоголе).

В 1930-е вышли в свет повести "Счастливица", "Маяк в тумане", рассказы "Устный счет", "Воронята" и др. М.Горький поддерживал писателя, видя в нем продолжателя традиций русской классической литературы.

В годы Отечественной войны пишет публицистические статьи, рассказы о героях-современниках (сборник "Настоящие люди", 1943), романы "Брусиловский прорыв", "Пушки выдвигают" и "Пушки заговорили" (1944).

До конца жизни Сергеев-Ценский оставался активно действующим писателем, работая над последними романами эпопеи "Преображение России". Умер в возрасте 83 лет 3 декабря 1958 в Алуште.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Сергеев-Ценский Сергей Николаевич (настоящая фамилия Сергеев) [18(30].9.1875, с. Бабино (Преображенское) Тамбовской губ.— 3.12.1958, г. Алушта] — прозаик, драматург, поэт.

Родился в семье учителя земской школы.

В 1880 семья переехала в Тамбов.

С 1887 по 1890 Сергеев-Ценский учится в Тамбовском уездном училище, в 1891-92 — в Екатерининском институте, откуда был отчислен по семейным обстоятельствам. После смерти родителей начинается самостоятельная жизнь.

В 1895 Сергеев-Ценский получает аттестат учителя городского училища в Глуховском учительском институте (Воронежская губ.), где он учился за казенный счет. Сергеев-Ценский отбывает воинскую повинность, сдает экзамен на младший офицерский чин прапорщика и увольняется в запас. В течение ряда лет Сергеев-Ценский учительствовал в пяти учебных округах: Киевском, Харьковском, Одесском, Московском, Рижском.

В 1904 Сергеева-Ценского призывают в армию, после окончания русско-японской войны он увольняется в запас, в 1905 Сергеев-Ценский уходит в отставку с учительской службы в чине коллежского асессора.

В 1906 Сергеев-Ценский покупает участок земли на Орлиной горе в Алуште. С этого времени лит-ра становится его главным делом. Публиковаться Сергеев-Ценский начал раньше: в 1901 в Павлограде, где он тогда учительствовал, выходит поэтический сборник (тираж 300 экз.) — «Думы и грезы». Несущий на себе печать подражательности, сборник предвещал Сергеева-Ценского — писателя демократического склада. Рассказы, печатавшиеся в 1902 и 1903 в «Русском вестнике» и «Русской мысли», подписаны псевдонимом Сергеев-Ценский (от названия реки Цны в Тамбове). В начале 1900-х Сергеев-Ценский работал в жанре рассказа и повести. Почитатели его таланта (в их числе М.Горький, И.Е.Репин) отмечали глубину и «густоту» письма Сергеев-Ценский, языковое мастерство писателя.

Известность, по словам Сергеева-Ценского, ему принес рассказ «Тундра». Обращаясь к своему раннему творчеству уже в 1950-е, Сергеев-Ценский отмечал общность проблематики той поры с более поздним творчеством: «...все, что я писал, начиная с самых молодых рассказов "Тундра", "Маска", "Верю!", "Погост", "Взмах крыльев", "Бред", "Молчальники" и пр.,— все это было на одну тему — "Преображение России"» (Талант и гений. С.245). Лучшие произведения Сергеева-Ценского: «Лесная топь» (1905), «Небо» (1908), «Печаль полей» (1909), «Движения» (1909— 10), «Пристав Дерябин» (1910), «Медвежонок» (1911), «Недра» (1912) — свидетельствовали о появлении в русской литературе оригинального художника, гуманиста, блестяще владеющего неповторимой манерой письма. Сергеев-Ценский выступает продолжателем традиций русской классики, начало которых, как он считает, было заложено в «Слове о полку Игореве». В произведениях Сергеева-Ценского звучат протест против унижения человека, боль за трагизм людских судеб. У Сергеева-Ценского нередки картины дикости, невежества, произвола властей. Сатирически обрисованному приставу Дерябину, герою одноименной повести, отданы слова: «Россия — полицейское государство, если ты хочешь знать... А пристав — это позвоночный столб,— факт! Его только вынь, попробуй,— сразу кисель!..» Критика русской жизни у Сергеева-Ценского достаточно остра.

В 1905 был закрыт журнал «Вопросы жизни» из-за публикации повести Сергеева-Ценского «Сад».

В 1910 Сергеев-Ценский был взят под надзор полиции (причина — стих, в прозе под общим заглавием «Когда я буду свободен» в газете «Звезда»). Произведения Сергеева-Ценского согреты горячей сыновней любовью к России, которую он хорошо знал, много путешествуя по стране. За границей Сергеев-Ценский не был ни разу. Но Россия, по Сергеев-Ценскому, ждет преобразования и преображения. Писатель владел мастерством портретной характеристики. В его произведениях живет природа, она одушевлена, одушевлен и мир вещей. Все переливается многоцветьем красок. Сергеев-Ценский заметил: «Из меня получился художник-красочник, пейзажист, в чем и заключается мое своеобразие» (Письмо к Н.Ф.Мурашову от 6 мая 1939 // Талант и гений. С.304). Сергеев-Ценский с ранних лет увлекался рисованием, живописное искусство ценил высоко. Сергеев-Ценский был дружен с И.Е.Репиным. Произведения Сергеева-Ценского лиричны. Не случайно он свои повести называл поэмами («Лесная топь», «Печаль полей», «Движения»), а рассказ «Улыбки» — стихотворения в прозе. Двенадцать рассказов, публиковавшихся в 1907, вошли в роман «Бабаев». Личные впечатления от службы в армии в годы русско-японской войны обобщены в образе поручика Бабаева. В канун Первой мировой войны Сергеев-Ценский работает над романом «Преображение» (печатается в начале 1914 в журнале «Северные цветы»). Отдельным изданием роман выйдет в Крыму в 1923 под названием «Валя». М.Горький высоко оценит роман Сергеева-Ценского, подчеркнув, что наряду с особо полюбившимися ему сценами «много прекрасного в славной этой книге». Романом «Валя» было положено начало задуманной Сергеевым-Ценским эпопеи «Преображение России», над которой писатель будет работать до конца жизни. У «Преображения России» непростая творческая история.

В начале Первой мировой войны Сергеев-Ценский был призван в ополчение и направлен в Севастополь, но вскоре уволен в «бессрочный отпуск». Сергеев-Ценский возвращается в Алушту и безвыездно живет там до 1928. Первые послереволюционные годы не были для Сергеева-Ценского плодотворными: сказалась сложная политическая и военная обстановка в Крыму, но от эмиграции писатель решительно отказался.

В 1921-22 Сергеев-Ценский написал четыре небольшие повести: «Чудо», «Жестокость», «В грозу», «Рассказ профессора». В 1920-е, когда остро стоял вопрос о культурном наследии прошлого, Сергеев-Ценский обращается к исторической теме. Героями его произведений стали три классика русской литературы: Лермонтов, Гоголь, Пушкин. Писатель попытался воссоздать портреты великих русских классиков.

В 1920-е из-под пера Сергеева-Ценского выходят три пьесы о Лермонтове: «Поэт и чернь» (1925), «Поэт и поэтесса» (1928), «Поэт и поэт» (1929). Сергеев-Ценский объединяет три пьесы, дорабатывает, в 1933 выходит роман Сергеева-Ценского «Мишель Лермонтов».

В 1928 Сергеев-Ценский пишет трагедию «Гоголь уходит в ночь», которая в 1933 была издана как повесть под тем же названием. Она рассказывала о последних днях жизни Гоголя.

В 1933 Сергеев-Ценский завершил работу над романом «Невеста Пушкина». Рапповская критика 1920-х не принимала творчества Сергеева-Ценского, резко отрицательно были оценены его начальные романы из эпопеи «Преображение России», историко-биогра-фические романы о писателях. Одна из статей такого плана принадлежала Я.Эльсбергу (Контрреволюционный аллегорический бытовизм // На литературном посту. 1927. №22-23).

В 1928 происходит встреча Сергеева-Ценского с М.Горьким. Первые письма от Горького Сергеев-Ценский получил в 1916 после демобилизации из армии, последнее письмо датировано маем 1936. «Моя переписка и знакомство с А.М.Горьким» написаны в 1936, после смерти Горького. (В кн.: Флот и крепость. М., 1975.) Тридцатые годы в творчестве Сергеева-Ценского были временем напряженной работы и больших творческих успехов. Новым по проблематике и характерам героев стал роман «Искать, всегда искать!». Он состоит из двух частей: романа «Память сердца», написанного в 1932, и повести «Загадка кокса» (1935). «Искать, всегда искать!» — роман о новой действительности, проникнутый пафосом созидания, стоит в одном ряду с произведениями Л.Леонова, М.Шагинян, В.Катаева и др. писателей этого времени. Сам Сергеев-Ценский, имея в виду «Загадку кокса», заметил, что повесть «вышла производственной». Он нарисовал образы героев-созидателей, открывателей Лени Слесарева и Тани Толмачевой, нашедших разгадку кокса.

В 1930-е Сергеев-Ценский вплотную работает над художественным воплощением темы Первой мировой войны. Результатом станут романы «Зауряд-полк» (1934) и «Массы, машины, стихии...» (1935). В «Преображение России» второй роман войдет под названием «Лютая зима». Сергеев-Ценский раскрыл в романе «Зауряд-полк» судьбу обычного рядового зауряд-полка от его формирования до гибели. Контрастно изображены Сергеевым-Ценским солдатская масса и военное руководство, а также стоящая за ним бюрократическая верхушка во главе с «зауряд-царем» Николаем II. Сергеев-Ценский внимателен к деталям, характеризующим быт армии. Большая часть событий в «Зауряд-полке» и «Лютой зиме» показана через восприятие бывшего учителя и математика прапорщика Николая Ливенцева, человека честного и думающего. Романы о Первой мировой войне углубили взгляд Сергеева-Ценского на события недавнего прошлого. Они стали хорошей школой для работы писателя над «Севастопольской страдой», наиболее известным и изученным произведением писателя. Над «Севастопольской страдой» Сергеев-Ценский работал с 1936 по 1939, в 1940 вышло первое книжное издательской эпопеи. Сергеев-Ценский была присуждена Государственная премия 1-й степени за 1940.

Написанию «Севастопольской страды» предшествовала огромная работа по изучению исторических источников. Писатель руководствовался хронологическим принципом: он последовательно зарисовывает цепь событий с момента появления флота союзников и до окончания Севастопольской обороны. В произведении почти нет обобщенно-вымышленных героев, по словам Сергеева-Ценского, «все герои исторические, то есть попадавшиеся мне в мемуарах о том времени». Сергеев-Ценский следует традициям «Севастопольских рассказов» и «Войны и мира» Л.Н.Толстого, полемизирует с официальной историографией. Свою задачу как художника Сергеев-Ценский видел в том, чтобы «из имени сделать образ». Начиная свое повествование с описания бала в честь тезоименитства наследника престола, Сергеев-Ценский вводит большое количество героев (Меншикова, Корнилова, Нахимова и многие другие). Последовательно раскрывается писателем панорама обороны Севастополя. Сильной стороной романа являются батальные сцены. В «Севастопольской страде» картины боев нарисованы такими, какими они запечатлелись очевидцами событий, описания приобретают индивидуальную, личную окрашенность: субъективный взгляд героя выхватывает из общей картины отдельные эпизоды, детали. В «Севастопольской страде» две России — Россия крепостническая, самодержавная и Россия народная. С большой любовью, с проникновением в психологию и внутренний мир героев обрисованы медсестра Даша Севастопольская, матрос Кошка, талантливые и преданные России, отстаивающие ее честь и достоинство Корнилов, Нахимов, Тотлебен. Сергеев-Ценский не ограничивает себя изображением Севастополя: в его «Севастопольской страде» представлена вся Россия — Петербург, Москва, провинция, деревня. Линия семьи Хлапониных дает писателю возможность ввести в повествование действительность крепостной России, рассказать о настроениях крестьян. Мастерски воссозданы Сергеевым-Ценским портреты лиц, представляющих неприятельский лагерь, и тех, кто за ними стоит. Писатель прибегает к историческим отступлениям, их назначение — в разъяснении смысла вершащихся событий. Они органично вводятся в текст. «Севастопольская страда» — книга любви к России, ее народу. Она написана художником, обладающим огромными знаниями, мастером лепки характеров, писателем с обостренным восприятием истории, чувством языка. Это и личная книга: отец Сергеев-Ценский был участником обороны Севастополя. Сергеев-Ценский служил в армии в Севастополе. Роман вырос из замысла учителя Сергеев-Ценский написать детскую книжку о Севастополе.

После завершения «Севастопольской страды» ее тема продолжала волновать писателя: были написаны пьесы «Вице-адмирал Корнилов», «Малахов курган», «Хлопонины».

Великая Отечественная война застала писателя в Алуште. Оставив там библиотеку, архив, Сергеев-Ценский с женой эвакуируется в Куйбышев, потом некоторое время семья живет в Алма-Ате.

В 1944 Сергеев-Ценский возвращается в Москву, а немного позднее — в Алушту. В годы войны литературная деятельность Сергеев-Ценский была напряженной и продуктивной. В «Правде», «Красной звезде», «Комсомольской правде» печатаются его публицистические статьи. Он пишет рассказы и повести на военно-историческую тему («Гвардеец Коренной», «Гренадер Семен Новиков», «Синопский бой», «Флот и крепость»), рассказы о людях, борющихся с фашизмом («В снегах», «У края воронки», «Хитрая девчонка»). Писатель продолжает работу над «Преображением России». Были завершены романы «Бурная весна» (1943) и «Горячее лето» (1944). (Они вышли в свет под общим названием «Брусиловский прорыв».) Главная тема этих романов — народ на войне. Создан достаточно сложный и трагический образ Брусилова. Затем последовали романы «Пушки выдвигают» (1943) и «Пушки заговорили» (1944). Они тоже о войне. В них поставлена проблема интеллигенции, художника и действительности. Сергеев-Ценский говорил, что работа над «Севастопольской страдой» дала ему большой разбег для освоения темы «Преображения». «Разбег», продемонстрированный романами, написанными в войну, не умалился в послевоенные годы, когда было создано еще несколько произведений.

В 1953 Сергеев-Ценский пишет повесть «Суд», она становится второй частью «Преображения человека»; первая часть, «Наклонная Елена», была написана в 1913. Созданная в 1910 повесть «Пристав Дерябин» дорабатывается писателем в «Преображении России», в 1958 написана «Весна в Крыму». Осуществить свой замысел полностью Сергеев-Ценский не успел. Многотомное «Преображение России» создавалось на протяжении почти полувека, менялась жизнь, менялись взгляды писателя. Все большее и большее внимание Сергеев-Ценский привлекали бурные исторические события, катаклизмы, потрясающие Россию, менялись позиции героев, их отношение к жизни. Можно вычленить несколько главных проблем, объединенных общей идеей преображения России,— народ и война, народ и интеллигенция, художник и действительность. В «Преображении России» есть герои, которые переходят из произведения в произведение: художник Сыромолотов, прапорщик Ливенцев, инженер Матийцев-Даутов.

В последние годы Сергеев-Ценский опубликовал несколько литературоведческих статей: «Гоголь как художник слова», «Лермонтов как певец Кавказа», «Стиль Тургенева по "Запискам охотника"» и др.

В 1943 Сергеев-Ценский был избран действительным членом Академии наук СССР, ему была присуждена ученая степень доктора филологических наук. Сергеев-Ценский имел правительственные награды, в день 80-летия 30 сент. 1955 был награжден орденом Ленина.

А.И.Филатова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.316-319.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 10 т. / под ред. Н.И.Замошкина; вступ. статья В.Борисова. М., 1955;

СС: в 12т./ вступ. статья В.Козлова и Ф.Путнина; под общей ред. Н.Любимова. М., 1967;

Повести и рассказы: в 2 т. М., 1975;

Флот и крепость: Избранное / послесл. Н.Н.Кружкова. М., 1975;

Талант и гений / сост. и примеч. В.Козлова. М., 1981;

Бурная весна: Повести и рассказы. Роман. Воспоминания / предисл. и примеч. В.Козлова. М., 1985;

Горячее лето: Рассказы, повесть, роман / сост. и примеч. В.Козлова. М., 1987;

Преображение России (4-й цикл романов и повестей). М., 1991;

Преображение России: эпопея. М., 1985;

Севастопольская страда: эпопея. М., 1985.

Литература:

Макаренко Г.С. Сергей Николаевич Сергеев-Ценский: Критико-биографический очерк. Симферополь, 1957;

Шевцов И. Орел смотрит на солнце. М., 1963;

Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман 20-х и 30-х гг. М.; Л., 1962;

Петров С.М. Русский советский исторический роман. М., 1980;

Ларина М.П. Сергеев-Ценский в работе над историческими источниками «Севастопольской страды» // Ученые записки Саратовского университета. Т.67. Вып. филолог. 1959;

Пресняков О.Л. С.Н.Сергеев-Ценский // История русской советской литературы: в 4 т. Т.2. М., 1967;

Плукш Л.И. Сергей Николаевич Сергеев-Ценский (Жизнь и творчество). М., 1968.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС