Сократ
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Сократ

469-399 до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Сократ

IGDA/A. Dagli Orti
СОКРАТ

К софистам непосредственно примыкал Сократ (469—399 гг.), сын афинского скульптора Софрониска и сам скульптор.

Несмотря на свою бедность, Сократ сумел, однако, получить солидное философское образование, обнаружив в этом отношении большую силу воли. С другой стороны, это характеризует и Афины, где даже самый бедный человек мог заниматься самыми тонкими и сложными вопросами науки и философии. Учителями Сократа были софисты. События внешней жизни Сократа крайне просты. Во время пелопоннесской войны он участвовал в трёх сражениях, в Потидее он спас жизнь Алкивиаду. В качестве притана участвовал в процессе стратегов, командовавших флотом в сражении при Аргинусских островах. На процессе Сократ выступил против мнения большинства собрания, приговорившего стратегов к смерти.

В 399 г. афинским судом Сократ был обвинён в безбожии и при-говорён к смерти. Ему было поставлено в вину, что проповедуемое им ученье подрывает основы государственности и демократии.

Рассуждения Сократа о том, что управлять государством должны не все, а люди «знающие», «умелые», «лучшие», т. е. аристократы, были явно направлены против основных принципов афинской рабовладельческой демократии. Среди друзей Сократа было много сторонников олигархии.

Согласно преданию, Сократ умер в совершенном спокойствии, считая себя абсолютно невиновным в предъявленных ему обвинениях. На предложение одного из своих учеников и друзей, Критона, советовавшего ему бежать в Фессалию, Сократ ответил отказом, считая такое предложение недостойным и противным законам страны. На вопрос друзей, как Сократ желал бы быть погребённым, он ответил, что это для него совершенно безразлично. «После его смерти не будет того Сократа, который вот теперь говорит со своими друзьями, но вместо живого человека останется его холодный, бездыханный труп». После беседы с друзьями Сократ принял принесённую ему чашу с цикутой (ядом) и скоро умер. Художественное описание последних минут жизни Сократа дано его учеником, философом Платоном, в «Апологии Сократа» и в диалоге «Федон».

В основном учение Сократа было таково. Сократ был рационалистом и считал разум основой человеческого существа, а знание — высшей добродетелью. Методом научного познания он вместе с софистами признавал систему вопросов и ответов; путём спора можно было, по Сократу, дойти до истинного вывода. Сократ совершенно отвергал познавательный нигилизм софистов. При этом центр философии и гносеологии Сократ из области физики и внешнего мира передвигал в этическую область и внутренне-психологическую сферу. Инстинкт, или внутренний голос, который Сократ называл «даймоном», подсказывал ему, что существуют абсолютные этические ценности. Разум эти ценности не постигает, это сверхразумные, или сверхрациональные, истины. Абсолютным, действительным знанием владеет только бог, человек же знает только одно, что он ничего не знает. На свою учительскую деятельность Сократ смотрел, как на служение или, как он образно выражался, как на искусство акушерии (майетике), помогающей родиться мысли. Его цель — найти не самое знание (софия), а разжечь любовь к знанию, в особенности высшему из всех знаний — философии.

Познавательный процесс, полагал Сократ, начинается с познания самого человека. «Познай самого себя», — таков лозунг сократовской философии и гносеологии.

Сократ стремился, таким образом, преодолеть гносеологический и этический скепсис софистов и утверждал, что существует объективная истина. Но идеалистическая основа философии у Сократа и софистов была общей. Учение Сократа подготовило почву для платоновского идеализма.

Подобно софистам Сократ имел свой круг сторонников или друзей, с которыми он вёл беседы по различным вопросам практической жизни и теоретической мысли. Занятия сократовского кружка происходили в гимнасиях, на площадях и в частных домах. Сократ был своего рода «странствующим философом».

В числе учеников Сократа были многие известные деятели того времени, очень разные по своим взглядам, настроениям и социальной принадлежности. При всём несходстве взглядов всех их привлекал диалектический метод Сократа, понимаемый ими как умение хорошо говорить, спорить и поступать «согласно собственной природе».

Сергеев В.С. История Древней Греции. Под. ред. Н.А. Машкина и А.В. Мишулина. ОГИЗ, 1948, с. 320-324.


Вернуться на главную страницу Сократа

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС