Солон
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Солон

640-556 до н.э

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Солон

Солон (Solon) (ок. 640 — после 541 гг. до н.э.). Афинский государственный деятель, законодатель и поэт. В 594/593 г. до н.э. был архонтом, получив эту должность после захвата Салами- на в войне против Мегары. В то время в Афинах сложилась весьма проблемная ситуация, и Солон провел экономические реформы, в частности нацеленные на помощь беднейшим крестьянам, которые нередко попадали в зависимое положение. Он отменил все долги, залогом по которым являлась земля или личная свобода (реформа, известная как сисахфия (seisakhtheia— «стряхивание бремени» [с бедняков]), и запретил гарантию долга личностью должника. Критиковался некоторыми за то, что не перераспределил земельные участки. Возможно, провел еще ряд реформ, таких как начало чеканки аттической монеты, создание системы мер и весов, запрет на вывоз любых сельскохозяйственных культур, кроме оливок, а также предоставление гражданства иноземным ремесленникам. Составил более гуманный свод законов, отменив законы Драконта (за исключением связанных с убийствами). Провел также широкую реформу государственного управления, сделав богатство, а не происхождение основным фактором, обеспечивавшим право на доступ к государственным должностям. Таким образом был нанесен серьезный удар по власти эвпатридов. Разделил граждан на четыре имущественных класса, представители каждого из которых имели право на получение различных должностей. Реформировал ареопаг и учредил второй совет — буле, состоявший из 400 человек. Проведя реформы, Солон 10 лет провел в путешествиях, в числе прочего посетив Египет и Кипр. Вернувшись в Афины, обнаружил город на грани установления тирании. Для объяснения и обоснования своих политических реформ Солон писал элегические и ямбические стихи, которые послужили важным источником для позднейших греческих историков.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 91-92.


Солон (ок. 640 - ок. 556 гг. до н.э.) - афинский законодатель. Происходил из знатного рода Кодридов. В юности получил всестороннее образование, сочинял прекрасные стихи. Его отец Эксекестид истратил на благотворительность значительную часть состояния, поэтому Солон вынужден был заняться морской торговлей, чтобы поправить материальное положение семьи. Частые поездки позволили ему повидать другие страны и города, лучше узнать людей.

В конце VII в. Солону удалось убедить афинскую молодежь отвоевать у соседнего города Мегары остров Саламин, ранее принадлежавший Афинам. В этой войне он проявил себя талантливым военачальником и приобрел среди афинян немалый авторитет. В 594 г. его избрали на должность первого архонта с правами законодателя. За короткое время он разработал и осуществил широкую программу социально-экономических и политических преобразований, направленных на восстановление единства афинского общества.

Наиболее важной реформой Солона была сейсахтейя ("стряхивание бремени"), отменявшая поземельную задолженность и ликвидировавшая долговое рабство. Многие афиняне, проданные в рабство за долги, были выкуплены и возвращены в Аттику. Вместе с тем Солон издал закон о свободе завещаний, по которому каждый афинянин получал право завещать имущество по своему усмотрению. Также был осуществлен ряд мер в интересах торговцев и ремесленников: устанавливались твердые меры веса, емкости и длины, эгинская денежная система заменялась эвбейской, разрешалось создание торговых объединений.

Кроме того Солоном была проведена тимократическая, или цензовая, реформа, согласно которой все афиняне делились на четыре разряда по своим годовым доходам от сельского хозяйства. К первому разряду относились пентакосио-медимны, имевшие 500 медимнов зерна в год; ко второму -всадники, обладавшие доходом в 300 медимнов и способные содержать боевого коня на случай войны; к третьему - зевгты, располагавшие 200 медимнами; к четвертому - феты, у которых было менее 200 медимнов. Каждый разряд получал свои права. Так, граждане первых двух разрядов имели доступ к высшим государственным должностям. Однако они несли и обязанности: пентако-сиомедимны выполняли литургии — повинности в пользу государства в виде постройки за свой счет кораблей для флота и организации общественных праздников (например, театральных представлений); представители второго разряда служили в коннице. Из зевгитов формировалась тяжеловооруженная пехота, феты же набирались в ополчение в качестве легковооруженных воинов.

Реформы Солона коснулись также и государственного устройства Афин. Сохранив функции ареопага, Солон усилил роль народного собрания (эклесии). На основе древних четырех фил (племен) был создан новый орган - Совет 400 (буле), в который избиралось по сто человек от каждой филы. В компетенции Совета 400 находились все текущие дела в перерывах между народными собраниями. Большое значение имело учреждение в Афинах гелиэи (суда присяжных), в котором участвовали даже феты.

Таким образом, реформы Солона способствовали частичной ликвидации пережитков родового строя и демократизации афинского общества.
По преданию, Солон взял с афинян клятву не нарушать его установления в течение десяти лет, а сам удалился из Афин, чтобы никто не смог заставить его отменить что-нибудь из реформ. Во время своих странствий он посетил Египет, где жил при дворе фараона Амасиса, побывал на Кипре у царя Филолая, посетил Лидию и другие страны.

Солон известен не только как политический деятель и реформатор, но и как мудрец; античная традиция включает его в число "семи мудрецов". Он был одним из первых аттических поэтов, писал элегии и ямбы; в своей поэзии затрагивал как общественные, так и философские темы, многие из его стихов сохранились до наших дней.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.


Реформы Солона

Несравненно более крупная победа была одержана афинским демосом в его борьбе с аристократией в 594 году до н. э., когда были проведены так называемые реформы Солона. Выступление на политической арене Солона так описывается Аристотелем: «Большинство народа было в порабощении у немногих. Народ восстал против знатных. Смута была сильная и долгое время одни боролись против других; наконец, они избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства».

По происхождению Солон принадлежал к эвпатридам, но разорился и, чтобы поправить свои дела, занялся торговлей, в связи с чем побывал во многих городах. Солон и его единомышленники не были заинтересованы в полном сохранении привилегий родовой знати и были склонны к некоторым компромиссам. Главная цель Солона состояла в том, чтобы ценой известных уступок удовлетворить наиболее настойчивые требования демоса и таким путём поднять благосостояние и обороноспособность Афин. Для осуществления этой цели и был проведён ряд реформ: отменены тяготевшие над аттическими земледельцами поземельные долги. Такая мера получила название сейсахтейя, т. е. «стряхивание бремени». Особые камни, поставленные на земле должника, теперь были сброшены в знак освобождения от долгового бремени. Навсегда была отменена долговая кабала, а проданные в рабство за долги афиняне были выкуплены и возвращены на родину; была установлена свобода завещания, в силу которой выморочное имущество уже не обязательно попадало, как раньше, в род умершего, но каждому было предоставлено право завещать имущество по своему усмотрению. Был также осуществлён ряд мер, поощрявших ремесло и способствовавших развитию торговли.

Наконец, Солоном была проведена так называемая тимократическая, или цензовая, реформа. По этой реформе все афинские граждане независимо от их происхождения были разделены по имущественному положению на 4 разряда. В качестве единицы измерения доходов при этом была принята мера ёмкости, применявшаяся для зерна,— медимн. Афиняне, обладавшие годовым доходом от сельского хозяйства в 500 медимнов зерна, были отнесены к 1-му разряду (пентакосиомедимны), обладавшие доходом в 300 медимнов или способные содержать боевого коня — ко 2-му разряду (всадники), имевшие доход в 200 медимнов — к 3-му разряду (зевгиты) и, наконец, с доходом меньше 200 медимнов — к 4-му разряду (феты). Граждане первых двух разрядов пользовались всей полнотой политических прав, но несли обязанности, связанные с наибольшими расходами: первые выполняли литургии, т. е. повинности в пользу государства в виде постройки за свой счёт судов для афинского флота, устройства общественных праздников и т. д.; вторые служили в коннице. Зев-гиты были несколько ограничены в своих правах; они, например, не могли избираться в архонты и, следовательно, попадать в ареопаг. В ополчении они составляли тяжеловооружённую пехоту. Как и прочие воины, они должны были вооружаться за свой счёт. Наконец, феты обладали только правом избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избранными; в ополчении они служили как легковооружённые воины.

Реформы Солона затронули и политическое устройство Афин: на основе древних 4 фил был создан новый орган—«совет четырёхсот», в который избирались по 100 человек от каждой филы. Этот совет существовал параллельно с ареопагом, но отличался от него по своему составу. Если в ареопаге были представлены только высшие имущественные разряды, то в совет четырёхсот могли избираться все, кроме фетов; состав его, следовательно, был более демократичным. Что касается функций этих двух советов, то ареопаг сохранил своё значение, осуществляя общий контроль над государственными делами и, являясь верховным судом; совет же четырёхсот в перерывы между народными собраниями, по-видимому, решал за него текущие дела управления. Народное собрание, в период неограниченного господства эвпатридов почти утратившее всякое значение в политической жизни Афин, теперь вновь стало играть в ней видную роль. Аристотель связывает с именем Солона также учреждение в Афинах народного суда — гелиэи. По его мнению, это была одна из самых демократических реформ Солона, так как в гелиэе участвовали даже феты.

Таким образом, реформы Солона существенно видоизменили весь строй социально-политической жизни древних Афин, создали предпосылки для развития рабовладельческой собственности, выдвинули новый принцип имущественного ценза. Всё это, вместе взятое, наносило удар по пережиткам родового строя и господству родовой аристократии, тормозившим формирование афинского рабовладельческого общества.

Реформы Солона, однако, не довели начатого дела до конца и в этом смысле носили компромиссный характер. Высшие слои демоса получили доступ к власти, но ценз определялся доходами с земли, в связи с чем богатые представители демоса должны были делить власть с той же родовой, землевладельческой аристократией. Аттические мелкие земледельцы добились многого: они были освобождены от долгов, избавлены от опасности долгового рабства, многие из бежавших вернулись на родину и, поскольку закладные камни были сброшены, очевидно, вернули себе землю. Общего передела земли демос, однако, не добился. Между тем земледельческая родовая аристократия, вынужденная пойти на уступки, в дальнейшем обнаружила стремление вернуть потерянное и восстановить своё прежнее господство.

Поэтому вскоре после проведения реформы социально-политическая борьба в Афинах возобновилась с новой силой.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том I. М., 1955, с. 672-674.


Далее читайте:

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Греция, Эллада, южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС