Соловьев Сергей Михайлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Соловьев Сергей Михайлович

1885-1942

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Сергей Михайлович Соловьев

Соловьев Сергей Михайлович (13(25). 11.1885, Москва - 2.03.1942, Казань) - поэт из круга младших символистов, переводчик, публицист, автор работ по истории отечественной мысли. Внук историка С. М. Соловьева, Соловьев приходился племянником В. С. Соловьеву и состоял в отдаленном родстве со Сковородой. Полученное воспитание и круг интересов семьи оказали определяющее воздействие на его духовный облик и биографию. В юности его связывала дружба с троюродным братом А. А. Блоком, а также прочное интеллектуальное «братство» с А. Белым. В 1912 году он окончил историко-филологическое отделение Московского университета, в 1916 году принял священнический сан.

В середине 1910-х годов Соловьев учился в Московской духовной академии, в 1921-1922 гг. работал в Румянцевском музее, в 1921 -1924 годы преподавал латинский язык в Литературно-художественном институте. Выступая с самого начала за единство христианских церквей, Соловьев в начале 20-х годов колебался между православием и католицизмом, а в 1923 году окончательно присоединился к католической церкви. В 1926 году он стал вице-экзархом русских католиков восточного (славянского) обряда. В 1931 году Соловьев вместе с членами руководимой им общины московских католиков подвергся аресту, а затем и полуторагодичному заключению, следствием которого стало развитие душевной болезни. Он значительную часть времени проводит в больницах, отказываясь от всякого творчества и деятельности.

1900-1910-е годы - наиболее продуктивный период поэтического творчества Соловьева (сборники «Цветы и ладан», 1907; «Crurifragium», 1908; «Апрель», 1910; «Цветник царевны», 1913; «Возвращение в дом отчий». 1915). В итоговой для эстетики Соловьева работе «Опыт апологии христианства. Против модернистов» (1916-1917), из которой была издана лишь первая глава «Гёте и христианство» (Сергиев Посад, 1917), критически рассмотрены философские положения русского символизма, причем наибольшее неприятие у Соловьева вызывает защищаемый Ф. Ф. Зелинским и B.И. Ивановым и идущий от Ф. Ницше тезис о верховенстве языческого, арийского, переданного через эллинизм мифологического начала в европейской христианской цивилизации над восходящей к Ветхому Завету традицией. В соответствии с этим тезисом, считал Соловьев, сама новоевропейская цивилизация оказывается выключенной из тысячелетнего иудео-христианского процесса.

В годы революции (1917-1918) позиция Соловьева строго европоцентристская; он не принимает «скифства», которому отдали дань А. Блок и А. Белый, видя в нем форму своеобразного революционного почвенничества и индивидуалистического, анархистского изоляционизма. Взгляды Соловьев оказались в это время близки историософской позиции Карташева, утверждавшего на заседаниях Поместного Собора русской церкви: «В настоящее время глубоко потрясены основные устои европейской культуры... Удалившись от христианских основ былой культуры, она стоит теперь на пороге апокалиптических событий». В 1922-1923 годы Соловьевым была написана книга «Владимир Соловьев. Жизнь и творческая эволюция» - итог многолетних изысканий и занятий архивом философа. Используя часто только ему в ту пору известные материалы и изустную семейную хронику, Соловьев остается в пределах объективных фактов и дает довольно точную характеристику личности и философии В. С. Соловьева. Книга остается и по сей день наиболее ясным описанием философских идей Соловьева в процессе их зарождения и развития и наиболее содержательной его биографией, часто единственным источником множества фактов, сведенных в цельный философско-психологический портрет. Собственные философские воззрения Соловьев, в том виде, как они содержатся в его поздних работах, складываются: 1) из творческого опыта поэта-символиста, причем Соловьев исповедовал в поэзии тип «реалистического» (по определению Вяч. Иванова) символизма - в противоположность субъективному, интроспективному символизму И. Ф. Анненского и зрелого А. Блока, с важнейшей для них категорией «музыкальности», воплощающей эмоциональное начало. «Собственные переживания, окружающая жизнь, - по утверждению Соловьева, - должны восприниматься поэтом только как материал для создания объективно-прекрасного» (Бессознательная разумность и надуманная нелепость // Лирический круг. Страницы поэзии и критики. I, М., 1922. С. 62); 2) из следования платоно-шеллингианской по своим корням философии всеединства Соловьева; 3) из признания авторитета церковного откровения, являя собой попытку синтеза этих трех начал.

И. Г. Вишневецкий

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 587-588.

Сочинения: Богословские и критические очерки: Собрание статей и публичных выступлений М., 1916; Томск, 1996; Переписка с А. А Блоком (публикация и коммент. Н. В. Котрелева и А. В. Лаврова) // Литературное наследство. Т. 92, кн. 1. М., 1980.C.324-407: Главы из воспоминаний: Начало самостоятельной жизни // Шахматовский вестник. № 2. Памяти Сергея Михайловича Соловьева. 1942-1992. Солнечногорск, 1992. С. 7-15; Соловьевы (публ. и примеч. Н. С Соловьевой и И. Г. Вишневецкого)// Aeqainox. М., 1993. С. 259-276; Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция. М., 1997.

Литература: Белый А. На рубеже двух столетий; Начало века; Между двух революций. М.. 1989, 1990; Блок А. А. Собр. соч.: В 8 г М.; Л., 1962. Т. 5. С. 151- 156, 298-30(1, 632-633; Брюсов В. Я Собр. соч. М., 1975. Т. 6. С. 312 -317; Ливров Л. В Мифотворчество «аргонавтов» // Миф - фольклор - литература. Л., 1978. С. 137 -170; Котрелев Н. В., Лавров А В Переписка Блока с С. М. Соловьевым (1896-1915) И Литературное наследство. М.. 1980. Т. 92, кн. 1. С. 308 -324; Фейнберг Е. Л. Последние месяцы Сергея Михайловича Соловьева // Шахматовский вестник. 1992. № 2. С. 35-38; Соловьева И. С. Отцом завещанное//Наше наследие. 1993. №27; Вишневецкий И. Неизданный мистический цикл С. М. Соловьева // Символ. 1993. № 29.


Соловьев Сергей Михайлович (13[25].11.1885—2.03. 1942), поэт, переводчик, критик. Внук историка С.М. Соловьева, племянник поэта и философа Вл.С. Соловьева. Окончил классическое отделение историко-филологического факультета Московского университета (1911), позже — Троице-Сергиевскую духовную академию.

Становление личности поэта проходило под знаком авторитета, обаяния личности «дяди Володи» (Вл. С. Соловьева), хотя впоследствии (в 20-е) Соловьев писал, что вырабатывал свое миросозерцание «не только под влиянием Соловьева, но и в упорной мучительной борьбе с ним». Важную роль в его судьбе сыграли друзья — А. Белый и А. А. Блок. Несмотря на разницу в возрасте, они общались на равных, а к 1904 представляли «прочный триумвират» «соловьевцев». Блок вызывал у Соловьева чувство преклонения. Свои юношеские стихи молодой человек записывал в беловые тетради Блока, с нетерпением ждал писем, каждое замечание старался учесть. Писать стихи Соловьев начал рано, еще до поступления в гимназию, но относился к своим опытам очень строго, долгое время считал их «ученическими». Первая публикация состоялась весной 1905. В альманахе «Северные цветы ассирийские» (М., 1905) появился цикл из пяти стихотворений под общим названием — «Предания»: «Иаков», «Primavera», «Дидона и Эней», «Ромео и Джульетта», «Сестре».

Первая книга стихов Соловьева «Цветы и ладан» вышла в 1907 в Москве. Уже название указывает, насколько важны были для начинающего поэта христианские, религиозные основы жизни. В одном из писем А. Блоку он определяет свое credo: «достижения поэзии необходимо моральны...», красота, по слову Вл. Соловьева, есть только «ощутительная форма добра и истины».

В 1908 вышел в свет второй сборник поэта «Grurifragium», включающий в себя сказки и поэмы. Позднее Соловьев определит основное настроение этой книги как «романтический пессимизм». И все-таки сквозь грусть, элегичность мотивов, некоторую романтическую «туманность» образов брезжит свет веры, звучит дорогая для автора жизнеутверждающая мысль, выраженная словами Евангелия от Иоанна: «Ныне суд миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон» (эпиграф к предисловию).

Следующая книга стихов «Апрель» (1910), по мнению дочери поэта Н. С. Соловьевой, явилась «высшей точкой его дореволюционного творчества». Выбор названия не случаен. Весна, пробуждение природных сил связываются с возрождением человеческого Духа, гармонией бытия. В апреле обычно бывает главный христианский праздник — Пасха — день торжества правды Христовой и чуда Воскресения. Обновление природной жизни соединяется в душе поэта с подвигом самоотвержения во имя людей. Мечты о лучшем будущем, о счастье связаны с необычайной любовью поэта к родине, молитвенным отношением к русской природе, особенно весенней. «Я наслаждаюсь сумраком и тишиной предвесенней лесов...». Природа и «родина святая» для поэта нераздельны. Его герой готов «на подвиг... многострадальный» ради людей, ради «Сиона грядущего», всеобщего счастливого будущего. Оно видится Соловьеву в возвращении к земле, вере, сельскому труду. «Вся Россия — хлеб и небо» — в этом спасительный выход для «бедной родины, давно забытой Богом». Сборник «Апрель» показал, что Соловьев не только один из «младосимволистов», но поэт самобытный, с неповторимым миром духовных ценностей, с целостным мировоззрением, овладевший своими средствами выразительности, убедительно сумевший донести до читателя оригинальные идеи и представления.

Эволюция мировоззрения Соловьева полновесно проявилась в его художественной прозе. От воспевания «Эроса» («Веснянка», сб. «Grurifragium») до утверждения незыблемости христианских истин («Повесть о великомученице Варваре», сб. «Возвращение в дом отчий». М., 1916).

Период 1910—11 оказался очень сложным и переломным в жизни Соловьева. Напряженная научная работа, издательский труд (подготовка изданий наследия деда С. М. Соловьева и Вл. С. Соловьева), несчастная любовь (к С. В. Гиацинтовой), сложность выбора будущего жизненного пути привели к нервному срыву и болезни. Закончилось все благополучно: выздоровлением, примирением с А. Блоком, поступлением в Московскую духовную академию и счастливым браком с Т. А. Тургеневой. Сложные переживания 1910—12 отразились в стихах и поэмах 4-й книги «Цветник царевны» (М., 1913), которую автор назвал «исповедью поэта». В 1915 (21 нояб.) Соловьев посвящен в диаконы, а 2 февр. 1916 — в священники. Такой выбор жизненного и духовного пути поэт определил как «Возвращение в дом отчий», так названа последняя книга стихов, вышедшая в 1916. Свою мировоззренческую позицию кануна 1917 Соловьев определяет в статьях и эпистолярии 1912—15. Многие из статей прозвучали как доклады на заседаниях Религиозно-Философских обществ Москвы и Петрограда. В 1916 были собраны и опубликованы в книге «Богословские и критические очерки» (М, 1916), отдельной брошюрой вышел очерк «Гете и христианство» (1917). В 1923 писатель завершает труд всей жизни, монографию «Владимир Соловьев: жизнь и творческая эволюция» (впервые опубликована в Брюсселе в 1977, в Москве — в 1997), пишет «Воспоминания об Ал. Блоке», готовит к печати переписку с ним. Поэмы «Чужбина», «Балашов», «Призраки Италии», «Смерть», «Poeme d’extase», многочисленные стихи 1918—28 не были опубликованы при жизни автора.

В. Скрипкина

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Далее читайте:

Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879), историк, дед Сергея Михайловича.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900), так называемый "религиозный философ", дядя Сергея Михайловича.

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Цветы и ладан. М., 1907; Grurifragium. М., 1908; Апрель. М., 1910; Цветник царевны. М., 1913; Возвращение в дом отчий. М., 1916; Богословские и критические очерки. М., 1916 (Томск, 1996); Владимир Соловьев: жизнь и творческая эволюция. Брюссель, 1977 (М., 1997); Воспоминания об Ал. Блоке // Воспоминания об Ал. Блоке. В 2 т. Т. 1. М., 1980; Детство (главы воспоминаний) // Новый мир. № 8. 1992; Воспоминания // Белый А. Москва и «Москва». М., 2000; Стихотворения 1917—28 гг. Солнечногорск, 1999.

Литература:

Белый А. На рубеже двух столетий; Начало века; Между двух революций. М.. 1989, 1990; Блок А. А. Собр. соч.: В 8 г М.; Л., 1962. Т. 5. С. 151- 156, 298-30(1, 632-633; Брюсов В. Я Собр. соч. М., 1975. Т. 6. С. 312 -317; Ливров Л. В Мифотворчество «аргонавтов» // Миф - фольклор - литература. Л., 1978. С. 137 -170; Котрелев Н. В., Лавров А В Переписка Блока с С. М. Соловьевым (1896-1915) И Литературное наследство. М.. 1980. Т. 92, кн. 1. С. 308 -324; Фейнберг Е. Л. Последние месяцы Сергея Михайловича Соловьева // Шахматовский вестник. 1992. № 2. С. 35-38; Соловьева И. С. Отцом завещанное//Наше наследие. 1993. №27; Вишневецкий И. Неизданный мистический цикл С. М. Соловьева // Символ. 1993. № 29.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС