Стасов Владимир Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Стасов Владимир Васильевич

1824-1906

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Владимир Васильевич Стасов

Репин - Портрет В.В.Стасова 1883 г

В.В. Стасов. Портрет работы художника И. E Репина. 1883.
Русский музей, Ленинград.

Стасов Владимир Васильевич (1824, Петербург - 1906, там же) - деятель культуры. Родился в семье архитектора. Получил прекрасную домашнюю подготовку, завершив образование в 1843 в Училище правоведения. Служа в департаменте Сената, затем в Министерстве юстиции, главным своим делом считал изучение искусства и сотрудничество в крупнейших рус. журн. "Отечественные записки", "Современник", "Вестник Европы", "Библиотека для чтения" и др., где печатал музыкальные и художественные статьи, делал обзоры французской, немецкой, английской литературы. В 1851 - 1854 служил секретарем у А.Н. Демидова и уехал с ним в Сан-Донато под Флоренцией, где серьезно изучал музыку, архитектуру, живопись. Вернувшись в Петербург, работал в Публичной библиотеке, где составлял каталог изданий, касающихся России, - "Rossika"; по поручению М.А. Корфа написал ряд исторических работ для чтения Александра II. Энциклопедически образованный человек, С. писал статьи по истории искусства, культуры, археологии, фольклористики. Поддержал молодых художников "Товарищества передвижных выставок", композиторов "Могучей кучки", став первым в истории рус. культуры профессиональным художественным и музыкальным критиком, оказавшим огромное воздействие на развитие реалистического и демократического направления отечественного искусства. В 1900 С,, был избран почетным академиком Академии наук.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Стасов Владимир Васильевич (1824—1906) — российский художественный и музыкальный критик, историк искусства, археолог, почетный член Петербургской АН (1900). Сын архитектора В. П. Стасова.

Юрист по специальности, энциклопедически образованный человек, всю свою деятельность посвятивший искусству — с 1847 г. систематически выступал в печати со статьями по литературе, фольклористике, живописи, архитектуре и музыке. Опирался на принципы демократической эстетики В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Я. Г. Чернышевского. Основой передового искусства считал реализм и народность. Активно участвовал в творческой жизни Артели художников, Товарищества передвижных художественных выставок и композиторов «Могучей кучки», был идеологом этих творческих объединений. Глубоко исследовал творчество М. И. Глинки (более 30 работ).

С 1872 г. заведовал художественным отделом Публичной библиотеки. Одним из первых начал систематическую работу по собиранию и публикации эпистолярного наследия русских художников и композиторов. Пропагандировал в России музыку Л. Бетховена, Ф. Листа, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, Э. Грига и др. Оставил труды но археологии, истории и филологии.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 496-497.


Стасов Владимир Васильевич (2.I.1824 - 10.Х.1906) - русский художественный и музыкальный критик, историк искусства, археолог, прогрессивный общественный деятель. Почетный академик (1900). Из дворян. Сын архитектора академика В. П. Стасова. Окончил Училище правоведения в Петербурге (1836-1843). С середины 50-х годов сотрудничал в Публичной библиотеке в Петербурге, с 1872 года стоял во главе ее Художественного отдела, ведя большую собирательскую и исследовательскую работу. Под влиянием западноевропейских просветителей (Д. Дидро, Г. Лессинг) и русских революционных мыслителей (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Д. И. Писарев) Стасов стал демократом-просветителем, страстным критиком крепостничества и его пережитков, противником самодержавия, врагом реакции. Сочувственно отнесся к Парижской Коммуне 1871 года, к 1-й русской революции, выступал в защиту М. Горького.

Стасов начал печататься с 1847 года. В середине 50-х годов написал по поручению М. А. Корфа (не для печати) несколько исторических работ о царствовании Николая I. Со 2-й половины 50-х годов стал выступать в печати как историк искусства и культуры, археолог. Ему принадлежат многочисленные работы по декоративно-прикладному искусству (история и техника русских кружев, история эмалей западноевропейских, византийских и русских; древнерусской одежды и оружия; народной русской утвари); разбор исследования Д. А. Ровинского о русских народных (лубочных) картинах, статьи об орнаментах, миниатюрах, заглавных буквах древнерусских рукописей. Крупное значение имел альбом Стасова «Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени» (1887). Археологические работы Стасова касаются отдельных комплексов находок («Владимирский клад», «Известия императорского археологического общества», 1868, т. 6), памятников Древней Руси, древностей Северного Причерноморья и Кавказа. Исследование Стасова «Происхождение русских былин» («BE», 1868, кн. 1-4, 6, 7), вызвавшее научную полемику (Стасов отказывал былинам в оригинальности, пытался вывести их целиком из восточного эпоса), является ярким образцом сравнительно-историчнеского метода.

Стасов был крупнейшим и первым в истории русской культуры профессиональным художественным и музыкальным критиком. Убежденно боролся за демократическое реалистическое и национальное начало в русском искусстве, за принципы демократической эстетики в живописи, скульптуре и музыке, полемизируя с реакционными публицистами А. С. Сувориным, M. H. Катковым и др. Поддерживал «Могучую кучку», «Артель художников», «Товарищество передвижных художественных выставок» (передвижников). Много сделал Стасов для развития исторической тематики и бытового жанра в русской живописи.

С. С. Дмитриев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971.

Сочинения: Собр. соч., т. 1-4, СПБ, 1894-1906; Избр. соч., т. 1-3, М., 1952; Статьи и заметки, публиковавшиеся в газетах и не вошедшие в книжные издания, т. 1-2, М., 1952-54; Письма к деятелям рус. культуры, т. 1-2, М., 1962-67; Толстой Л. Н. и Стасов В. В. Переписка. 1878-1906, Л., 1929; Переписка П. М. Третьякова и В. В. Стасова. 1874-1897, М.-Л., 1949; Репин И. Е. и Стасов В. В. Переписка, т. 1-3, М.-Л., 1948-50; Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым, М., 1935; Письма к родным, т. 1-3, М., 1953-1962.

Литература: Каренин В. (Комарова В. Д.), В. Стасов. Очерк его жизни и деятельности, ч. 1-2, Л., 1927; Незабвенному В. В. Стасову. Сб. воспоминаний, СПБ, 1906; В. В. Стасов. 1824-1906, М.-Л., 1949, Лебедев А. К., Солодовников А. В., В. В. Стасов. Жизнь и творчество, М., 1966; В. В. Стасов. Мат-лы к библиографии. Описание рукописей, М., 1956.


СТАСОВ Владимир Васильевич [2(14).1. 1824, Петербург, -10(23). 10.1906, там же], русский художеств, и муз. критик, историк иск-ва, археолог. Один из крупнейших деятелей рус. демократич. культуры 19 в. Почётный чл. АН (1900). Происходил из даровитой семьи, выдвинувшей ряд крупных деятелей в области культуры и обществ.-политич. жизни (его отец - архитектор В. П. Стасов). Окончив Училище правоведения (1843), служил по юридич. специальности, но вскоре всецело посвятил себя иск-ву. С 1872 заведовал художеств, отделом Публичной б-ки (ныне Гос. публичная б-ка им. M. E. Салтыкова-Щедрина). Гл. делом своей жизни С. считал художеств. и муз. критику. С 1847 систематически выступал в печати со статьями по лит-ре, иск-ву, музыке. Деятель энциклопедич. типа, С. поражал разносторонностью интересов (статьи по вопросам рус. и зарубежной музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, исследовательские и собирательские работы в области археологии, истории, филологии, фольклдри стики и др.). Придерживаясь передовых демократич. взглядов, С. в своей критической деятельности опирался на принципы эстетики рус. революц. демократов - В. Г. Белинского, А. И. Герцена, H. Г. Чернышевского. Основами передового совр. иск-ва он считал реализм и народность. С. боролся против далёкого от жизни академич. иск-ва (см. Академизм), официальным центром к-рого в России была Петерб. имп. AX, за реалистич. иск-во, за демократизацию художеств, жизни. Человек огромной эрудиции, связанный дружескими отношениями со многими передовыми художниками, музыкантами, писателями, С. был для ряда из них наставником и советчиком, защитником от нападок реакц. офиц. критики. Он активно участвовал в творческой жизни Артели художников, Товарищества передвижников, композиторов "Новой рус. муз. школы", названной им "Могучей кичкой". С. первым оценил и поддержал творчество M. M. Антокольского, В. M. Васнецова, В. В. Верещагина, И. H. Крамского, В. Г. Перова,И. E. Репина и др., а затем систематически выступал в печати с разбором и поддержкой их новых работ.

Анализируя художеств, образы произв., С. обличал пережитки крепостничества и буржуазно-самодержавные порядки в России, утверждал демократич. идеалы свободы и народоправия, воспитывал художников и читателей в духе патриотизма. С. последовательно отстаивал самостоятельные нац. пути развития русской композиторской школы, он повлиял на формирование эстетич. и творческих принципов "Могучей кучки". Был исследователем и пропагандистом творчества M. И. Глинки (более 30 работ, в т. ч. обстоят, монография, 1857). Ценность представляют его монографии о композиторах M. П. Мусоргском, А. П. Бородине, художниках К. П. Брюллове, А А. Иванове, В. В. Верещагине, В. Г. Перове, И. E. Репине, И. H. Крамском, H. H. Ге, M. M. Антокольском, а также творческие портреты мастеров исполнительского иск-ва (О. А. Петров, А Г. Рубинштейн). С. поддержал творчество А. К. Глазунова, А. К. Лядова, A. H. Скрябина, Ф. И. Шаляпина. Одним из первых С. начал систематич. работу по собиранию и публикации эпистолярного наследия рус. художников, композиторов (письма Крамского, Антокольского, А. А. Иванова, Глинки, А. С. Даргомыжского, A. H. Серова, Мусоргского). Как историк иск-ва утверждал значение великих реалистич. традиций творчества Д. Веласкеса, Рембрандта, Ф. Халса, Ф. Гойи.

Он пропагандировал в России музыку Л. Бетховена, Ф. Листа, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, Э. Грига и др. Статьи С. публицистичны, полемичны по тону. В пылу боевой запальчивости он впадал иногда в известную односторонность, проявлял излишнюю критичность по отношению к некоторым выдающимся художеств, явлениям. Несмотря на это С. внёс существенный вклад в разработку важнейших вопросов рус. реалистич. эстетики Заботой о рус. иск-ве пронизана его обширная переписка с художниками, писателями, музыкантами. Труды С. принадлежат к классич. наследию рус. художеств, мысли.

Ю. В. Келдыш, А. К. Лебедев.

Биографическая справка из Большой советской энциклопедии.


Далее читайте:

Стасов Василий Петрович (1769-1848), русский архитектор, отец Владимира Васильевича.

Сочинения:

Собр. соч., т. 1 - 4, СПБ, 1894- 1906;

Избр. соч., т. 1-3, M., 1952;

Письма к родным, т. 1 - 3, M., 1953-62.

Литература:

В. В. Стасов. Сб. статей и воспоминаний, сост. E. Д. Стасова, М.- Л., 1949;

К изучению наследия В. В. Стасова, "Советская музыка", 1974, №7;

Лебедев А. К, Солодовников A. B. B. В. Стасов. Жизнь и творчество, M., 1976.

Лебедев А.К., Солодовников А.В. Владимир Васильевич Стасов. Жизнь и творчество. Л.1982;

Маркович А.П. В.В. Стасов: гражданин, критик, демократ. Киев, 1969.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС