Стендаль Анри Мари Бейль
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Стендаль Анри Мари Бейль

1783-1842

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Анри Мари Бейль Стендаль

Реизов Б.Г.

Вскрыл основные, ведущие черты современности

1

Мари-Анри Бейль (Marie-Henry Beyle, 1783—1842) родился на юге Франции, в городе Гренобле. Отец Стендаля, Шерюбен Бейль. адвокат при местном парламенте, и дед. Анри Ганьон, врач и общественный деятель, как и большая часть французской интеллигенции XVIII века, были увлечены идеями Просвещения. Отец имел в своей библиотеке «Большую энциклопедию наук и искусств», составленную Дидро и Д'Аламбером, и увлекался Руссо. Дед был поклонником Вольтера и убежденным вольтерьянцем. Но с началом французской революции (1789) их взгляды сильно изменились. Семья обладала достатком, и социальное углубление революции испугало ее. Отцу Стендаля пришлось даже скрываться, и он оказался на стороне «старого режима».

После смерти матери Стендаля семья надолго облеклась в траур. Отец и дед впали в набожность, и воспитание мальчика было поручено священнику, скрывавшемуся от правительства под гостеприимной кровлей Бейлей. Этот священник, аббат Ральян, о котором Стендаль с возмущением вспоминал в своих мемуарах, тщетно старался привить своему воспитаннику религиозные взгляды.

В 1797 году Стендаль поступил в открывшуюся в Гренобле Центральную школу. Задачей этих школ, учрежденных в некоторых провинциальных городах, было ввести в республике государственное и светское обучение, чтобы заменить им прежнее — частное и религиозное. Они должны были вооружить молодое поколение полезными знаниями и идеологией, соответствующей интересам складывающегося буржуазного государства. В Центральной школе Стендаль увлекся математикой и по окончании курса был отправлен в Париж для поступления в Политехническую школу, готовившую военных инженеров и артиллерийских офицеров.

Но в Политехническую школу он так и не поступил. Он приехал в Париж через несколько дней после переворота 18 брюмера, когда молодой генерал Бонапарт захватил власть в свои руки и объявил себя первым консулом. Тотчас же начались приготовления к походу в Италию, где вновь восторжествовала реакция и установилось австрийское вла-

[04]

дычество. Стендаль был зачислен суб-лейтенантом в драгунский полк и отправился к месту службы в Италию. В армии он прослужил больше двух лет, однако ему не пришлось участвовать ни в одном сражении. Затем он подал в отставку и в 1802 году вернулся в Париж с тайным намерением стать писателем.

Почти три года Стендаль прожил в Париже, упорно изучая философию и литературу. В сущности, только здесь он получает свое первое настоящее образование. Он знакомится с современной французской сенсуалистической и материалистической философией и становится убежденным врагом церкви и всякой мистики вообще. В то время, когда Бонапарт готовил себе императорский трон, Стендаль на всю жизнь возненавидел монархию. В 1799 году, во время переворота 18 брюмера, он был доволен тем, что генерал Бонапарт «стал королем Франции»; в 1804 году коронация Наполеона, ради которой в Париж прибыл папа, кажется Стендалю очевидным «союзом всех обманщиков».

Между тем приходилось думать о заработке. Множество начатых Стендалем комедий остались незаконченными, и он решил добывать средства к существованию коммерцией. Прослужив около года в каком-то торговом предприятии в Марселе и почувствовав навсегда отвращение к торговле, Стендаль решил вернуться на военную службу. В 1805 году опять начались непрерывные войны с европейской коалицией, и Стендаль был зачислен в интендантство. С этого времени он непрерывно разъезжает по Европе вслед за армией Наполеона. В 1806 году он вступает вместе с французскими войсками в Берлин, в 1809-м — в Вену. В 1811 году он проводит отпуск в Италии, где задумывает свою книгу «История живописи в Италии». В 1812 году по собственному желанию Стендаль отправляется в армию, уже вторгшуюся в Россию, вступает в Москву, видит пожар древней русской столицы и затем бежит вместе с остатками войска во Францию, надолго сохранив воспоминания о героическом сопротивлении русских войск и доблести русского народа. В 1814 году он присутствует при занятии русскими войсками Парижа и, получив отставку, уезжает в Италию, находившуюся тогда под австрийским гнетом.

Он поселяется в Милане, в городе, полюбившемся ему еще в 1800 году, и живет здесь почти безвыездно около семи лет. Как наполеоновский офицер в отставке, он получает половинную пенсию, которая позволяет ему кое-как просуществовать в Милане, но недостаточна для жизни в Париже.

В Италии Стендаль печатает свое первое произведение — три биографии: «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1814).

Стендаль не имел ни времени, ни желания для того, чтобы производить самостоятельные биографические и исторические разыскания. Принимаясь за работу, он хотел по-

[05]

знакомить французов с музыкальными явлениями, которые, как ему казалось, были плохо известны его соотечественникам. Значение книги не в биографических данных, а в размышлениях о музыке, о ее задачах, о ее эстетической сущности и в оценках, которые Стендаль дает современной итальянской и немецкой музыке, преимущественно оперной. Эта оригинальная часть книги и придает ей свежесть, которую она сохраняет до наших дней.

В 1814 году Стендаль впервые знакомится с романтическим движением в Германии, главным образом по книге А.-В. Шлегеля «Курс драматической литературы», только что переведенной на французский язык. Принимая мысль Шлегеля о необходимости решительной литературной реформы и борьбы с классицизмом ради более свободного и более современного искусства, он, однако, не сочувствует религиозно-мистическим тенденциям немецкого романтизма и не может согласиться с Шлегелем в его критике всей французской литературы и просвещения. Уже с 1818 года Стендаль увлекается поэмами Байрона, в которых видит выражение современных общественных интересов и социального протеста. Итальянский романтизм, возникающий приблизительно в это же время и тесно связанный с итальянским национально-освободительным движением, вызывает его горячие симпатии. Все это получило свое отражение в следующей книге Стендаля — «История живописи в Италии» (1817), в которой он наиболее полно изложил свои эстетические взгляды.

Одновременно Стендаль печатает небольшую книжку «Рим, Неаполь и Флоренция», в которой пытается характеризовать Италию, ее политическое положение, нравы, культуру и итальянский национальный характер. Чтобы сделать эту картину целой страны яркой и убедительной, он набрасывает живые сценки современного быта и пересказывает исторические эпизоды, обнаруживая блестящий талант повествователя. На титульном листе этой книги впервые появляется псевдоним, ставший впоследствии знаменитым: «Барон де Стендаль, кавалерийский офицер».

С 1820 года начались преследования итальянских карбонариев. Многие итальянские знакомые Стендаля были арестованы и заключены в австрийские тюрьмы. В Милане царил террор. Стендаль решил вернуться в Париж. В июне 1821 года он прибыл на родину и сразу погрузился в атмосферу бурной политической и литературной борьбы.

[06]

Цитируется по изд.: Стендаль. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том первый. М., 1959, с. 4-6.

К оглавлению статьи Б.Г. Реизова

Вернуться на главную страницу Стендаля

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС