Стендаль Анри Мари Бейль
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Стендаль Анри Мари Бейль

1783-1842

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Анри Мари Бейль Стендаль

Реизов Б.Г.

Вскрыл основные, ведущие черты современности

3

Мировоззрение Стендаля в общих своих чертах сложилось уже в 1802—1805 годы, когда он с великим увлечением читал французских философов XVIII века — Гельвеция, Гольбаха, Монтескье, а также их более или менее последовательных преемников — философа Дестюта де Траси, создателя науки о происхождении понятий, и Кабаниса, врача, доказывавшего, что психические процессы зависят от процессов физиологических.

Французские просветители страстно боролись с теорией «врожденных идей» Декарта, которая уже в XVIII веке превратилась в орудие реакционной идеологии. Просветители утверждали, что идеи возникают из ощущений, что всякое познание есть результат комбинированных и переработанных первичных ощущений (так называемый сенсуализм). Если все наше познание основано на ощущениях, говорили они, то есть на опыте, то единственным критерием истинности наших представлений является их согласие с опытом или с данными наших ощущений. Следовательно, все, что не согласно с опытом, и все, что не может быть подтверждено опытом, должно быть признано заблуждением либо вымыслом. На этом основании решительной критике были подвергнуты религиозные идеи, господствовавшие в ту пору теории нравственности и государства, а вместе с тем и вся система феодально-католической морали и права.

Стендаль не верит в существование бога, в религиозные

[10]

запреты и в загробную жизнь, отвергает аскетическую мораль и мораль покорности. Он стремится каждое понятие, которое встречает в жизни и в книгах, проверять данными опыта, личным анализом. На основе сенсуалистической философии он строит и свою этику, вернее, он заимствует ее у Гельвеция. Если существует лишь один источник познания — наши ощущения, то следует отвергнуть всякую мораль, не связанную с ощущением, не выросшую из него. Поэтому Стендаль вместе с аскетической церковной моралью отвергает и всякие обязанности, всякий «долг» низших классов по отношению к высшим, основанный на традиции и имеющий явно феодальное происхождение. Человеку естественно стремиться к удовольствиям и бежать от страдания, только это стремление и вложила в него природа — все остальное придумано людьми для того, чтобы подчинить себе других людей.

Человек не может не стремиться к счастью. В своих поступках он исходит прежде всего из выгоды, из «личного интереса», как выражается Гельвеций. Нравственная философия заключается в том, чтобы сделать эту «погоню за счастьем» целесообразной и эффективной и. с другой стороны, согласовать счастье отдельного человека со счастьем всех, то есть «личный интерес» с «общим интересом».

Человек немыслим вне среды; его ощущения, а следовательно, его личность определены внешним миром. Одинаковые условия жизни вызывают устойчивые черты характера громадных человеческих коллективов — народов и общественных групп, классов. Вот почему, по мнению Стендаля, человека и его психологию нужно изучать в связи с его исторической эпохой, национальностью и общественным положением. Этого правила Стендаль придерживается и в своем художественном творчестве.

С тех же точек зрения Стендаль рассматривал и вопросы общественной жизни. Человек живет не один, а в обществе других, себе подобных, и все члены общества стремятся к своему счастью. Эти индивидуальные стремления могут сталкиваться и противоречить одно другому. Естественный логический вывод из этого: счастье каждого данного человека зависит от счастья другого. Каждый человек должен понять это и вести себя так, чтобы быть полезным всему обществу. Иначе его интересы столкнутся с интересами других, и цель его стремлений не будет достигнута.

Желание славы, заслуженного одобрения других, по мнению Стендаля,— один из самых сильных стимулов поведения человека. Совершить нечестный или подлый поступок и подвергнуться за это осуждению общества — величайшее несчастье. Поэтому человек готов пожертвовать имуществом, здоровьем, жизнью, чтобы только избегнуть этого несчастья. Такого человека называют добродетельным. Тот, для кого общественное осуждение, презрение других людей безраз-

[11]

лично или менее важно, чем, например, денежная выгода, — человек безнравственный.

Правитель и законодатель должны установить такой государственный строй, при котором индивидуальные страсти не мешали бы одна другой и счастье каждого человека согласовалось бы со счастьем всех. Этот «разумный» государственный строй должен быть основан на принципе равенства и свободы, и законы должны карать лишь за те поступки, которые наносят вред какому-либо члену общества. Так, Стендаль приходит к тем республиканским идеалам, которые вдохновляли идеологов «третьего сословия» и законодателей эпохи французской революции.

Впоследствии взгляды Стендаля эволюционировали: некоторое безразличие к общественным вопросам, характерное для него в эпоху Империи, сменилось пылким интересом к ним. Под влиянием политических событий и либеральных теорий во время Реставрации Стендаль стал думать, что конституционная монархия является неизбежным этапом на пути от деспотизма Империи к Республике и т. д. Но при всем том политические взгляды Стендаля в своей основе оставались в общем неизменными.

На базе философии Просвещения сложились и его эстетические взгляды. Они получили свое выражение уже в 1817 году в «Истории живописи в Италии».

Интерес Стендаля к проблемам эстетики был тесно связан с практическими задачами творчества. Он хотел познать законы искусства для того, чтобы лучше писать и сильнее воздействовать на своего читателя. В Италии его увлек всеобщий интерес к живописи и музыке, и он стал изучать теорию этих искусств. В специальной литературе он не нашел ничего сколько-нибудь его удовлетворявшего. Здесь господствовала неоклассическая теория немецкого искусствоведа Винкельмана, казавшаяся ему идеалистической и по своему духу чуждой современности.

«История живописи в Италии» направлена в основном против эстетики Винкельмана и против искусства Империи, стремившегося подражать античным образцам. Стендаль пытается связать историю искусства с историей общества. Каждое общество, утверждает он, имело свой идеал прекрасного, который оно создавало в зависимости от своих потребностей и нужд. Прекрасным является то, что полезно в практической жизни. Вот почему прекрасное не может быть абсолютным, постоянным для всех времен и для всех обществ. Оно меняется вместе с обществом. Следовательно, то, что считалось прекрасным в древней Греции, не является прекрасным для людей XIX столетия.

Действительно, условия жизни в античной Греции были совсем не те, что теперь. Древнегреческие города-государства были постоянно окружены врагами. При отсутствии огнестрельного оружия физическая сила и ловкость в бою оказывались самыми необходимыми качествами мужчины. Вот почему древние греки считали красивыми людей, физически

[12]

Совершенных  — атлетов и бойцов. Таков эстетический идеал, нашедший свое выражение в статуте Геракла Фарнезского. Для вождя требовались иные качества: кроме силы, нужны были мудрость, осторожность и внимание, и эти качества выражены в лице Зевса Олимпийского — мужчины средних лет с развитым лбом и внимательным и властным взглядом.

Условия жизни современного человека совсем иные. Могучие мышцы не являются ни единственным, ни самым верным средством для завоевания жизненных благ. Теперь, рассуждает Стендаль, самое важное — тонкий дипломатический расчет, умение обмануть противника либо доказать то, что тебе наиболее выгодно. Здесь Стендаль подвергает критике современные нравы, построенные на лицемерии и обмане. Но вместе с тем он пытается построить эстетический идеал нового общества на положительных качествах современного человека. Такими качествами являются развитый интеллект и чувствительность. Духовная жизнь современного человека более богата, чем человека античного общества, поэтому и художники должны интересоваться не столько нагим телом атлета, сколько выражением лица своих персонажей. Следовательно, не телесная, а духовная красота должна быть целью современного художника, и не тело, а лицо должно быть главным предметом его изображения. Современное искусство должно ориентироваться не на Фидия, а на Рафаэля, не на античную скульптуру, а на новую итальянскую живопись. Таким образом, обобщая свой собственный художественный опыт, улавливая соответствующие течения в современной ему французской живописи, Стендаль вступал в резкое противоречие с господствующим классическим стилем, с эстетикой Винкельмана и со школой Давида.

Ставя задачей современного искусства выражение внутреннего мира человека, Стендаль отдавал преимущество живописи перед скульптурой, так как живопись может изображать душевные переживания, которые недоступны скульптуре с ее пристрастием к нагому телу и атлетическим формам. Но с этой точки зрения еще более совершенным и современным искусством ему казалась музыка — искусство, в котором, по его мнению, элемент изображения уступает место чистому выражению. С точки зрения выразительности Стендаль и рассматривает отдельные музыкальные произведения и композиторов, отдавая предпочтение итальянской музыке перед немецкой и мелодии перед гармонией. При всем своем восхищении операми Россини он все же считал, что Россини слишком увлекается гармонией, инструментальным «шумом» и слишком «весел» и легкомыслен в своей музыке. Гораздо выше он ставил Моцарта, «Дон-Жуан» которого остался для него навсегда идеалом оперной музыки. Инструментальную музыку Стендаль не любил и считал человеческий голос самым совершенным средством передачи человеческих чувств.

[13]

Цитируется по изд.: Стендаль. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том первый. М., 1959, с. 10-13.

К оглавлению статьи Б.Г. Реизова

Вернуться на главную страницу Стендаля

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС