Стендаль Анри Мари Бейль
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Стендаль Анри Мари Бейль

1783-1842

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Анри Мари Бейль Стендаль

Реизов Б.Г.

Вскрыл основные, ведущие черты современности

4

В первые годы Реставрации в Италии происходило сильное политическое брожение. Вдохновленные идеями французской революции, мечтая об освобождении родины от иностранного ига и вместе с тем от гнета феодализма, прогрессивные итальянские деятели прежде всего пытались возродить у своих соотечественников патриотическое чувство. Нужно было заинтересовать широкие круги общества Национальной историей, внушить уважение к своему прошлому, развить в итальянцах национальное чувство, чтобы побудить их к политической деятельности. Миланские литераторы-романтики, значительная часть которых состояла в обществе карбонариев или была с ним связана, видели в романтической литературе и драматургии средство политической пропаганды, способ массового воздействия, которое должно было подготовить будущее возрождение Италии.

Полемика романтиков с классиками возникла в Милане в 1816 году и с крайней остротой продолжалась до начала 1820-х годов, когда австрийское правительство начало бороться с карбонаризмом самыми жестокими мерами. Стендаль усвоил идеи романтиков и даже пытался принять участие в спорах несколькими статьями, написанными на итальянском языке, но при жизни автора не напечатанными.

По приезде в Париж он обнаружил, что и здесь происходит ожесточенная борьба двух литературных партий. В своих двух брошюрах «Расин и Шекспир» он изложил свою точку зрения на современную литературу.

Он утверждает, что литература является выражением интересов данного общества, а потому эстетические нормы должны меняться вместе с историческим развитием общества. Закованная в свои «правила» и жанровые признаки, классическая трагедия, по мнению Стендаля, была создана при дворе Людовика XIV и воспроизводила манеры и идеологию маркизов, для которых благоволение монарха было величайшим счастьем. Человека, участвовавшего в отступлении из России и видевшего события революции, не может взволновать «Ифигения в Авлиде», шедевр Расина. Такому человеку нужны более сильные чувства и более энергичные герои, а стиль должен быть более точен и близок к разговорному. Кроме того, нового зрителя больше интересуют события его национальной истории, чем древнегреческие легенды. Поэтому должны быть отброшены и античные сюжеты, и правило трех единств, и «благородный» язык, не допускающий никаких точных слов и «низких» понятий, и александрийский стих, который был обязателен для классической трагедии. Драму нужно писать прозой, простым, точным, свободным языком, чтобы выразить новые интересы, волнующие современного зрителя.

Самому Стендалю не удалось воплотить свои идеи в дра-

[14]

матической форме, хотя он в течение многих лет трудился над комедиями и драмами. Только во второй половине 1820-х годов он обращается к жанру романа. В этом жанре он и создает свои лучшие произведения.

Сюжет первого романа Стендаля, «Арманс», довольно прост. Юный Октав де Маливер, представитель старой аристократической семьи, влюбляется в свою бедную кузину Арманс, живущую в качестве компаньонки у богатой родственницы. Он неспособен к браку, и это является причиной его мрачного настроения и странных поступков. Однако, чтобы спасти Арманс от злословия «света», он женится на ней. Между тем «свету» в лице двух великосветских интриганов удается путем подложного письма убедить Октава в том, что невеста его не любит. Тотчас же после женитьбы Октав, не желая приносить несчастья девушке, отправляется в Грецию, якобы для того, чтобы принять участие в войне греков с турками, и кончает жизнь самоубийством, чтобы дать возможность Арманс выйти замуж более счастливо. Но Арманс остается безутешной.

В 1820-е годы особую роль в развитии французской литературы играл исторический роман, а признанным мастером этого жанра считался Вальтер Скотт. Стендаль тоже очень увлекался Скоттом и в «Расине и Шекспире» рекомендовал французским драматургам строить свои драмы по образцу его исторических романов. Широкая картина исторической эпохи со множеством действующих лиц, с борьбой политических партий, со сложной интригой и богатым действием, охватывающим все круги общества, казалась Стендалю зрелищем интересным и поучительным. Однако тогда же он заметил у шотландского писателя некоторые недостатки: ему казалось, что Скотт слишком много внимания уделяет внешним формам жизни, быту, нравам, одежде прошлых веков, пренебрегая подлинным содержанием искусства — изображением человеческой души, анализом страсти. Стендаль считал, что правда жизни заключается не в одежде и не в обстановке, а в душевных переживаниях человека, зависящих от условий жизни, интересов, потребностей и характера эпохи. Обусловленность поведения и чувств человека его эпохой, основные конфликты ее, отражающиеся в сознании и совести героя, — вот, по мнению Стендаля, главная задача нового искусства, задача не только художественная, но и политическая. Показать протест человеческой совести против общественной несправедливости значит звать читателей на борьбу с этой несправедливостью. Кроме того, Стендаль хотел более откровенного, более интимного и захватывающего изображения страстей.

В черновых записях середины 1820-х годов и в статье 1830 года под названием «Вальтер Скотт и Принцесса Клевская» Стендаль упрекает Скотта в недостатке психологического анализа страсти и противопоставляет «шотландскому волшебнику» французскую писательницу XVII века мадам де Лафайет, роман которой «Принцесса Клевская» кажется

[15]

ему образцом тонкого изучения духовной жизни. Несомненно, что собственные романы Стендаля «Арманс», «Красное и черное». «Люсьен Левен» но своему методу психологического анализа несколько напоминают старую французскую традицию, начатую мадам де Лафайет и не прекращавшуюся в течение всего XVIII века. Противопоставляя Вальтеру Скотту мадам де Лафайет, Стендаль словно оправдывал особенности своего собственного творчества.

Основная задача романа «Арманс» указана в подзаголовке: «Несколько сцен из жизни одного салона 1827 года». Стендаль дает точную дату действия, совпадающую с датой выхода в свет его романа. Он хочет охарактеризовать самые последние явления в жизни современной Франции, определить ее движущие силы, раздирающие ее противоречия.

«Высший свет», о котором идет речь, с его великолепием и богатством, гордящийся вековыми традициями «хорошего тона», за блестящей внешностью скрывает пустоту, скудость ума, ничтожность интересов. «Свет» жесток и мстителен, он не допускает ни малейших отклонений от принятых им правил, а главное, не терпит никакого умственного и нравственного превосходства. Он мстит всякому, кто выделяется качествами ума и сердца. Его жертвами оказываются герои романа Арманс и Октав.

В романе изображены светские дамы, рассуждающие о философских вопросах, в которых они ничего не понимают, высказывающие взгляды, выгодные для их класса; мужчины, сделавшие из праздности профессию; государственные деятели, рассматривающие власть как средство заработка и личного преуспеяния.

Но не лучше и представители буржуазного либерализма. В романе они почти совсем не показаны, но в беседе Октава и Арманс дана убийственная характеристика салона либерального банкира с его грубыми посетителями. И все же Стендаль полагает, что будущее принадлежит «третьему сословию», включая в это сословие и банкиров. «Конечно, мы не согласились бы жить с этими людьми,— говорит Октав, обращаясь к Арманс, — но о многом мы судим, как они... Мы сейчас как жрецы-идолопоклонники во времена, когда уже близилась победа христианства. Сегодня мы еще преследуем противников, в наших руках полиция и бюджет, но завтра, быть может, мы сами будем осуждены общественным мнением».

Октав де Маливер окончил Политехническую школу, где усвоил философию Просвещения и идеи французской революции. Он понимает, что дворянские привилегии, которыми он пользуется, несправедливы, что он не имеет права ни на колоссальные богатства своего отца, ни на особняк, ни на карету. Он лишен аристократических предрассудков, мечтает о том, чтобы жить своим трудом и быть инженером на каком-нибудь заводе. Однако осуществить эту мечту он не может,

[16]

так как боится, что, уйдя из «общества», он тем самым убьет свою мать.

Стендаль полагает, что проблема, терзающая Октава де Маливера, мучит и многих других молодых людей, получивших современное воспитание и принадлежащих к высшим классам общества. Философия Просвещения и революции торжествует даже среди представителей аристократии, если они чему-нибудь учились и дают себе труд мыслить. Отсюда меланхолия, столь распространенная среди аристократической молодежи. До революции, по мнению Стендаля, такая меланхолия среди богатых и знатных молодых людей была бы невозможна. Но теперь только глупец или негодяй может наслаждаться привилегированным положением и богатством. Если этот аристократический юноша не иезуит и не офицер конной гвардии, «такой же остроумный, как его лошадь», то он непременно должен быть печален, как Октав, «так как есть противоречие между тем, что он уважает, и тем, что он предвидит в своей будущей жизни... Очень редко можно встретить человека, совершенно лишенного угрызений совести... В 1828 году молодой человек не может сказать себе: «Ладно, все это мне безразлично, я буду пользоваться несправедливыми преимуществами» — и быть после этого веселым». Так в своих записях Стендаль характеризует одну из основных тем своего романа.

Арманс, возлюбленная Октава, резко противопоставлена окружающей ее среде. Арманс Зоилова — русская по отцу, который в некотором отношении оказался жертвой русской монархии: его отец и дед лишились своего состояния, так как были близки к бывшим фаворитам, впавшим в опалу и сосланным в Сибирь. Отец Арманс, полковник русской службы, был убит в сражении при Монмирайле в 1814 году, а три родственника были замешаны в декабрьском восстании 1825 года и покончили с собой. У Арманс своеобразный характер: «Мелкие жизненные происшествия словно скользили по ее душе, не волнуя ее. Иногда можно было прочесть в ее глазах, что она способна сильно чувствовать, но видно было, что ничто пошлое не может ее затронуть». Эта женщина, живущая среди великосветских сплетен и интриг и совершенно чуждая им, сохраняющая в пошлой атмосфере аристократического салона тонкий ум и высокое нравственное чувство, показана Стендалем как явление совершенно исключительное. Стендаль дал ей особую биографию, на которую и сослался для объяснения столь «странного» характера. Он сделал Арманс наполовину русской для того, чтобы тем резче противопоставить ее француженкам из аристократического и буржуазного круга.

Тонкий психологический анализ, занимающий большую часть романа, сравнительно скудное действие, современный сюжет, картины «света», выполненные в мягких и неярких тонах,— все было как будто прямо противоположно модному в то время историческому роману, требовавшему ярких красок, богатого, полного приключений действия и описания

[17]

давно исчезнувших нравов. Этим отчасти и объясняется то, что «Арманс» не имел никакого успеха не только у широкого читателя, но даже среди друзей и единомышленников Стендаля.

Изучая с такой глубиной и вдумчивостью французскую современность, Стендаль, как всегда, продолжал интересоваться Италией, не только старой, средневековой, но и современной, начинающей свою тяжелую и трагическую национально-освободительную борьбу. Эти новые черты итальянского общества получили свое отражение в «Ванине Ванини».

Несмотря на все свои ошибки и малоэффективную тактику, несмотря на ограниченность своей политической программы, карбонарии были «людьми будущего», вступившими в яростную борьбу с феодальным прошлым. Стендаль имел возможность изучить этот новый тип итальянца-карбонария — самоотверженного и страстного молодого человека, пытавшегося личным героизмом спасти Италию от внутренних и иностранных тиранов. Тайное общество карбонариев было овеяно легендами. Рассказывали об их отваге, о том, как они карают предателей и спасаются от преследований, о страданиях, которые они терпят в австрийских и итальянских тюрьмах.

Стендаль не верил в то, что карбонарии со своей тактикой заговоров и террористических актов смогут произвести революцию. Ему казалось — ив этом он был прав,— что карбонарии далеки от широких слоев народа и что кинжалы нескольких заговорщиков революции не совершат. Тем не менее он рассматривал карбонаризм как важный симптом политического пробуждения Италии, предвещающий ее дальнейшие судьбы. Кроме того, эти самоотверженные патриоты привлекали его как редкое в современной Европе явление и на общем фоне буржуазного самодовольства и ограниченности казались исключениями.

Главный герой повести, юный карбонарий Миссирилли, является представителем этой «новой» Италии. Он резко противопоставлен той аристократической среде, в которой он принужден действовать. Необычайная энергия, беззаветная преданность своему делу, готовность пойти на любые жертвы ради блага родины — явление настолько новое в итальянском обществе, что даже Ванина, возлюбленная Миссирилли, не может его понять. Для него немыслимо личное счастье, если оно не связано с его высокой миссией борца за свободу. И конфликт между любовью и родиной разрешается быстро, когда Ванина поставила Миссирилли перед необходимостью выбора.

В повести показана и оторванность карбонаризма от широких народных масс, которая, несмотря на некоторые частичные удачи карбонариев, обрекла их на поражение.

Если в образе Миссирилли воплощена психология наиболее прогрессивных кругов Италии, то Ванина совершенно чужда новым идеям и патриотическим чувствам, вдохновляю-

[18]

щим этих «новых людей». Она восхищена героическим строем мысли и отвагой Миссирилли, но не видит никакой связи между этой психологией и идеями, ее определившими. Ванина столь же энергична, как и ее возлюбленный, но ее энергия направлена исключительно к достижению личного счастья. Это старый итальянский тип, продукт индивидуализма, развивавшегося в Италии после крушения древних городских республик.

«Ванина Ванини» во многих отношениях является полной противоположностью «Арманс». В «Арманс» действие очень бедно событиями и развивается замедленными темпами. Почти все повествование состоит из анализа переживаний героев. Лишь изредка происходит что-либо, резко меняющее психологическую ситуацию и ход мысли главных действующих лиц. И это медленное течение повествования, эта сосредоточенность на внутренних переживаниях героев связаны с основной чертой Октава де Маливера — с его равнодушием к жизни, с его нежеланием деятельности, с тем, что он колеблется в выборе своего пути. Это герой размышлений и нравственных сомнений, который обсуждает каждый свой шаг с нравственной точки зрения.

В «Ванине Ванини» нечто прямо противоположное. И Миссирилли и Ванина — герои действия. Они знают, чего хотят. У них нет почти никаких колебаний относительно цели деятельности и средств ее достижения. Их воля и поступки не заторможены долгими размышлениями. Быстро вспыхивает любовь, быстро принимаются решения. Ванина действует с той энергией, на какую, по мнению Стендаля, уже не способны французские женщины высших классов, лицемерные и тщеславные. И Миссирилли не колеблется ни одного мгновения, когда узнает о поступке Ванины. Он не размышляет о мотивах, побудивших ее к предательству. Вот почему в этой повести так много действия и так мало психологического анализа и рассуждений. Миссирилли рассуждает только тогда, когда он колеблется. Ванине нет надобности рассуждать, так как для нее все ясно. Потому и ее поступки не требуют никаких комментариев: они понятны сами по себе. Разрабатывая новый материал, Стендаль пришел к новым формам повествования, непохожим на те, которыми он пользовался в романе о французской жизни.

[19]

Цитируется по изд.: Стендаль. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том первый. М., 1959, с. 14-19.

К оглавлению статьи Б.Г. Реизова

Вернуться на главную страницу Стендаля

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС