|
|
Стендаль Анри Мари Бейль |
1783-1842 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Анри Мари Бейль Стендаль
Реизов Б.Г.Вскрыл основные, ведущие черты современности7После нескольких лет жизни в Чивита-Веккье Стендаль затосковал и стал просить о переводе в Испанию, которая его всегда интересовала. Министерство не вняло его просьбам, но в 1836 году он получил отпуск, который продолжался до июля 1839 года. Почти все это время он провел в Париже, но также разъезжал по Франции и совершил несколько путешествий: в Испанию, в Англию, в Шотландию и в Ирландию. В Париже он опубликовал «Итальянские хроники» и очерк о современной Франции под названием «Записки туриста». В это же время появился и «Пармский монастырь». Внимательно следя за общественной жизнью Франции, Стендаль продолжал изучать Италию, современную, средневековую и древнюю. Больше всего его привлекала эпоха Возрождения, «эпоха,— по словам Энгельса,— которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености» 1. ____ 1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XIV, стр. 476. (Старое введение к «диалектике природы».) [33] В людях Возрождения Стендаля привлекали именно страстность, сила характера и свобода мысли. Еще в 1832 году, роясь в частной библиотеке какого-то римского палаццо, он нашел запыленные рукописи, написанные в большинстве на римском и неаполитанском диалектах и относящиеся к XVI— XVIII столетиям. Это были краткие повествования, в которых рассказывались скандальные события из жизни пап, уголовные преступления, заимствованные из современной судебной хроники, и т. д. Стендалю казалось, что он открыл подлинные документы для изучения нравов итальянского Возрождения. Он решил переработать их и напечатать в виде небольших исторических повестей. Через несколько лет, в 1837— 1839 годах, эти повести вышли в свет под названием «Итальянские хроники». Еще в «Истории живописи в Италии», имея в виду новый жанр исторического романа и, в частности, романы Скот- га. Стендаль отчетливо определил, что привлекает современного читателя в средневековых хрониках: «Нельзя не видеть, чего ищет XIX век: все усиливающаяся потребность в сильных чувствах составляет его отличительный признак. Мы обратились к приключениям, наполнявшим поэзию варварских времен, но персонажи, воскрешенные из прошлого, не могут говорить и поступать совершенно так же, как они говорили и поступали в далекие времена их действительной жизни и их первого появления в искусстве. Тогда их изображали не как нечто необычайное, а просто как примеры обычных форм жизни. В этой первобытной поэзии мы находим скорее результаты сильных страстей, чем самое их изображение, скорее порожденные ими события, чем подробное описание связанных с ними треволнений или восторгов. Читая хроники и романы средних веков, мы, чуткие люди XIX века, представляем себе, что должны были чувствовать их герои, и наделяем их чувствительностью, столь же невозможной для них, сколь естественной для нас». Это рассуждение Стендаль прочел в английском журнале «Эдинбургское обозрение» и процитировал в своей книге. После того как вышла в свет «История живописи в Италии», то есть после 1817 года, во французской литературе быстро развивался интерес к истории, который проникает одинаково и в философию и в эстетику. С острым любопытством французский читатель следит за нравами и культурой давно прошедших эпох в историческом романе, в исторической драме, в старых хрониках, издающихся в 1820-е годы, и во множестве исторических трудов. Стендаль всегда говорил об итальянском средневековье как о «золотом веке» в истории страны. Познакомившись с романами Вальтера Скотта, он написал ему оставшееся неотправленным письмо, в котором советовал написать роман из истории борьбы итальянских средневековых республик за свою свободу. Сам Стендаль до того времени писал только на современные темы и преимущественно о Франции. За историческую тему он принялся только в «Итальянских хрониках». С новым материалом он изменил и приемы письма. [34] В романах из современной жизни — и не только в «Арманс», но и в «Красном и черном» и тем более в «Люсьене Левене» — Стендаль изображает молодого человека XIX столетия, усомнившегося во всех общепринятых взглядах, непрерывно разрешающего трудные нравственные проблемы, пытающегося найти свой путь среди несправедливостей общественной жизни. Это действительно ищущий герой, который во всем сомневается и ни во что не верит на слово. Поэтому основной задачей Стендаля в этих больших романах является подробное описание тех чувств и размышлений, которые возникают у его героев при столкновениях с жизнью. Прежде чем совершить какой-нибудь поступок, они обсуждают его нравственный смысл и могут несколько раз перерешать вопрос о том, как они должны реагировать на то или иное событие. Интерес психологического анализа Стендаля заключается главным образом в описании этих колебаний и хода мысли, который часто приводит героя к весьма неожиданным поступкам. Люди средневековья сильно отличаются от размышляющих и взволнованных нравственными сомнениями людей XIX века. Психология итальянцев, воспитавшихся в эпоху городоких республик, была совсем иная.— подтверждение этого Стендаль увидел в найденных им хрониках. Он восхищается необычайной энергией, волей и силой страсти, которая не дает человеку времени на размышления и заранее предопределяет его поведение. Любовь, ненависть, жажда мести целиком овладевают человеком, и его поступки мгновенно следуют за охватившим его чувством. Стендаль попытался изобразить эту психологию в «Ванине Ванини». В «Итальянских хрониках» он вернулся к той же проблеме и к тем же средствам ее художественной разработки. Автор не передает механику размышлений, которые приводят его героя к тому или иному поступку, волевой акт показан не в процессе его становления, а в результате, в действии. Таковы, например, хроники «Виттория Аккорамбони», «Герцогиня Паллиано», «Ченчи» и некоторые другие. Несколько иной характер имеет самая большая хроника Стендаля, «Аббатисса из Кастро», построенная также на материале старых рукописей. Суховатая протокольность изложения, характерная для предыдущих хроник, здесь исчезает; в первой части от нее остаются лишь некоторая деловитость и последовательность повествования, к которой, впрочем, Стендаль стремился всегда. Но зато предсмертное письмо героини дает объяснение всего ее поведения, которое до того было читателю совершенно непонятным. Это блестящий образец психологического анализа, озаряющего все предыдущее неожиданным светом и оправдывающего непостижимые и с виду непривлекательные поступки героини. Одновременно с «Итальянскими хрониками» Стендаль писал ряд других новелл, действие которых происходит либо в современной Франции и Испании (например, «Минна фон Вангель», «Федер», «Сундук и привидение»), либо во Фран- [35] ции в эпоху Возрождения (например, «Шевалье де Сент-Имье»). Многие из них остались незаконченными, но, несмотря на это, имеют большое художественное значение. Они полны психологических наблюдений и острых социальных характеристик и читаются с захватывающим интересом. [36] Цитируется по изд.: Стендаль. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том первый. М., 1959, с. 33-36.
К оглавлению статьи Б.Г. Реизова Вернуться на главную страницу Стендаля
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |