Столица Любовь |
|
1884-1934 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Столица Любовь (урожд. Ершова Любовь Никитична) (29.06.1884—12.02.1934), поэтесса. Родилась в Москве. Сам факт рождения в московской купеческой семье в известной мере определил мироощущение поэтессы и ее тематику. Фольклор, обрядность, церковность, многовековая история Москвы — вот повторяющиеся мотивы в ее произведениях. Окончила с золотой медалью Елисаветинскую гимназию. В 1905 поступила на историко-филологическое отделение Высших женских курсов. К этому времени относится пробуждение всепоглощающего интереса к поэзии. Первое выступление со стихами в печати — в «Золотом руне» в 1906. За первой публикацией последовало участие во многих московских и петербургских периодических изданиях. До 1917 были напечатаны сборники «Раиня», «Лада», «Русь» и роман в стихах «Елена Деева», выдержавший четыре издания. Начиная с 1916 преобладает интерес к драматургии. Только в один театральный сезон 1917—18 Столица написала ок. 12 миниатюр для театра «Летучая мышь». В 1918 уехала из Москвы в Ростов-на-Дону, оттуда переехала в Ялту. В 1920 Столица эмигрировала. Около года провела в Салониках, после этого постоянно жила в Софии. 20 лет, проведенных в Болгарии, были временем активной творческой деятельности. Помимо участия в эмигрантских журналах и альманахах «Русская мысль», «Сполохи», «Перезвоны», «Золотой петушок», «Медный всадник», она опубликовала за эти годы «Елену Дееву» и книгу поэм «Голос незримого». Значительная часть наследия поэтессы осталась неопубликованной. В особенности это относится к произведениям, написанным в Болгарии: комедия «Два Али» (1926), комедия из купеческого быта «Рогожская чаровница» (1928) и др. Умерла Столица внезапно, в расцвете творческих сил, не дожив нескольких месяцев до своего 50-летия. Образ, объединяющий все ее творческое наследие, — старая Русь. Этот образ выражает мироощущение Столицы. Ему же подчинены подробности поэтики: простодушно-красочные, лубочные эпитеты, рифмовка, иногда напоминающая раешник, балагурство, сравнения, основанные более на коллективном, народном опыте, чем на индивидуальном; нарочитые прозаизмы и обилие их; гиперболы фольклорного происхождения. Ее понимание мелодики стиха связано с фольклорной песней. В «Елене Деевой», написанной еще в России и переизданной в эмиграции, слышатся интонации пушкинских сказок. Замысел этого романа в стихах восходит к «Евгению Онегину». В романе Столицы в большей степени, чем в ее сборниках, читатель встречается с апофеозом Святой Руси: иконописный главный герой, героиня, напоминающая сказочную царь-девицу, идеализация старинного быта, лубочные массовые сцены; интонации и синтаксис стародавнего московского просторечия. В последние годы Столица написала цикл стихотворных исторических портретов: «Царь Алексей Михайлович», «Царь Михаил Федорович», «Святые князья Борис и Глеб» и др. В стихах о Москве, обрядах, о русских праздниках звучит мотив ностальгии о времени, которое никогда не вернется. Любовная лирика стала более просветленной, религиозная тема в поздних стихах, как и прежде, окрашена фольклорными мотивами. В творчестве Столицы вместе с поэзией «светлой мудрости народной» видим образ самого автора: личность страстная, темпераментная, одаренная особым видением реальности. Ист.: Словарь поэтов русского зарубежья. СПб., 1999. С. 228—229. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Сочинения:Елена Деева. Берлин, 1923; Голос Незримого. София, 1934. Здесь читайте:Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|