Струве Петр Бернгардович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Струве Петр Бернгардович

1870-1944

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Петр Бернгардович Струве

В революции 1917-го

СТРУВЕ Петр Бернгардович (26 янв. 1870, Пермь,- 22 февр. 1944, Париж). Из семьи, начало к-рой положил проф. В.Я. Струве, эмигрировавший в Россию, -академик, создатель Пулковской обсерватории, основатель рус. школы астрономов: его сын Б.В. Струве (отец Струве), с отличием окончивший Царскосельский лицей (отсюда культ А.С. Пушкина в семье), был губернатором в Перми. Струве с ранних лет воспитывался в атмосфере высокой культуры, интеллектуализма. Будучи студентом юрид. ф-та Петерб. ун-та (окончил в 1885), увлекся марксизмом, уверовал, что социализм

"в один прекрасный день восторжествует в мире" ("Вестник рус. студенч. христианского движения", Париж - Нью-Йорк, 1970, № 95/96, с. 147). В этот период познакомился с участниками первых марксист, кружков М.М. Брусневым, Л.Б. Красиным, Л.Н. Потресовым, В.И. Ульяновым (Лениным) и др. Вёл. с-д, пропаганду среди рабочих.

В своей первой кн. "Критич. заметки к вопросу об экон. развитии России" (СПб.. 1894), анализируя причины тяжёлого положения рус. деревни, сформулировал соотношение точек зрения народников (к-рые, по его словам, считали, что "плачевное состояние крест-ва является следствием правительств, политики"), марксистов (утверждавших, что оно является "необходимостью, обусловленной капиталистич. способом произ-ва, господствующим в России") и легальных марксистов" (т.е. самого Струве), полагавших, что оно - следствие "недостаточной производительности всего нар. х-ва с его недостаточно развитым обществ. разделением труда, его недостатком предпринимат. духа, его пережитками отсталых форм докапиталистич.. экон. и обществ. отношений" (с. 164-65): книга заканчивалась афоризмом: "Признаем же нашу некультурность и пойдём на выучку к капиталистам". В марксизме Струве считал нерушимым лишь то, что социализм возможен "только через капитализм, как зрелый и законный плод последнего" (там же. с. 165).

В 1896 участвовал в 4-м Междунар. соц. конгрессе в Лондоне. После 1-го съезда РСДРП (1898). по предложению группы с-д., написал "Манифест РСДРП". Однако вскоре пришёл к выводу, что в марксизме есть противоречие между соц. и экон. формулами, отверг необходимость падения капитализма, за что Ленин назвал его "великим мастером ренегатства" (ПСС, т. 16, с. 467). Полит, кредо Струве становится либерализм. С его позиций он выступал против самодержавия, требуя бурж.-демокр. свобод, с ним связывал будущие обществ, преобразования в России.

В 1901 эмигрировал, в Германии издавал еженедельник "Освобождение", нелегально распространявшийся в России. Рев-ция 1905-07 позволила вернуться на родину. С образованием в окт. 1905 Конституционно-демокр. партии С- чл. её ЦК, вёл полит, и публицистич. деятельность; был избран дел. 2-й Гос. Думы. Начиная с 1905 Струве от оппозиции власти переходит к её фактич. поддержке. В сб-ке своих статей за 1905-12 "Patriotica" утверждал, что гл. опасность России грозит не справа, а слева, от безответственного, анархич. революционизма: был удручён неспособностью и близорукостью властей. С 1907 редактор-издатель ежемесячного лит-полит, ж. "Рус. Мысль". В 1909 Струве участвовал в издании сб. "Вехи", где в ст. "Интеллигенция и рев-ция" исследовал роль интеллигенции как идейно-полит, сиды, подчёркивал её заслуги в развитии культуры и в просвещении народа; в то же время отмечал, что характерная черта рус. интеллигенции - "отчуждение от гос-ва и враждебность к нему" ("Вехи", М., 1990, с. 135). Струве считал, что интеллигенции "необходимо пересмотреть своё мировоззрение" (там же, с. 146) и отказаться от "соц. оптимизма" (там же, с. 147). Главная идея статьи - рев-цию (1905 - 1907) не надо было делать вовсе. В годы 1-й мир. войны пропагандировал идею защиты Отечества. В 1906-17 преподавал политэкономию в Петерб. политехнич. ин-те. После опубликования труда по экономике "Хозяйство и цена" (1916) Струве были присвоены степень доктора и звание профессора; с 1917 академик (по политэкономии и статистике; исключен из АН в 1928).

Февр. рев-цию 1917 назвал "величайшим мировым событием". В ст. "Освобожденная Россия" писал: "Вторая рус. рев-ция, завершившая дело полит, освобождения нашей родины... сломала на своём пути все преграды" ("Рус. Мысль", 1917, кн. 2, с. XI). Лозунг "Война до победного конца", считал Струве, получил только теперь "свой окончат, смысл и всецелое оправдание" (там же, с. XII). Свою задачу в рев-ции видел в расширении публицистич. и издат. деятельности. С апр. начал издавать еженедельник "Рус. Свобода", куда привлек крупных полит, деятелей, философов, публицистов (НА Бердяева, А.С. Изгоева. В.В. Шульгина и др.).

Приобщившись к свободе, станем свободными и ответств. творцами культуры"- призывал Струве в передовой статье ("Рус. Свобода", 1917, № 1, с. 5). Однако уже в № 3 (май) звучит тревога. Струве отмечал, что рус. народ никогда не переживал таких тяжёлых испытаний, как в дни после рев-ции, когда в нар. массах утрачен "здравый патриотич. инстинкт", и мы переживаем такой момент истории, когда поистине •промедление времени смерти подобно" (там же, N" 3, с. 3). Струве призывал "объединяться для творч. работы" в "Лигу рус. культуры", к-рая не должна преследовать "никаких полит, целей" и объединить представителей "всех полит, оттенков", надо любить свою нац. культуру во всём её ист. богатстве, пестовать её, "отстаивать её права и лицо" и в водовороте рев. событий и в свободном "состязании нац. культур" (там же). В июне опубликовал ст. "Иллюзии рус. социалистов", в к-рой доказывал необоснованность их надежны на то, что в России "восторжествовали проникнутые идеями и духом социализма рабочие и солдаты" и что "воплотившийся в этих нар. массах социализм перекинется на запад", это - "грубейшая ошибка и плачевная иллюзия". Рус. рев-ция, заключал Струве, "есть не торжество социализма, а его попрание и крушение" (там же, №7, с. 3). а рус. социалисты, считая себя борцами за социализм, на деле компрометируют и "губят социализм как идею" (там же, с. 4). Если в России - стране "пьяного илота социализма и клас. борьбы" - восторжествует социализм, то это будет означать "полное нар.-хоз. и гос-хоз. банкротство". Струве осуждал деятельность соц. партий, утверждая, что они используют идею социализма лишь как знамя для возбуждения "разрушит, противогосударственных и противо-культурных инстинктов, овладевших нар. массами" (там же, с. 5).

В мае Струве участвовал в подготовке конференции "Лиги рус. культуры", на к-рой высупил с докладом, в нач. июня избран чл. Врем. к-та этой лиги. На торжеств. собрании членов Гос. Думы всех созывов представлял 2-ю Гос. Думу. Его откровенно оборонч. и антисоц. позиция импонировала правительств, кругам. Он был членом Врем. Совета Рос. Республики (Предпарламента), от группы гражд. обществ, деятелей входил в комиссию по иностр. делам. При обсуждении в Совете Республики вопроса об обороне Струве заявил о поддержке резолюции. предложенной Н.В. Чайковским, в к-рой предлагалось усилить ответственность "как за превышение, так и за бездействие власти", повести "самую энергичную борьбу с самоуправством, самосудами и самовольными захватами", проводить твёрдую и решительную экон. политику ("Речь". 1917, 19 октябрь).

На заседании Совета Республики 20 окт., говоря о внеш. политике Врем. пр-ва, утверждал, что провозглашение "пресловутой" формулы "без аннексий и контрибуций" было "ист. ошибкой"; сетовал на то, что "рус. гос-во превратилось в какой-то аукцион, на к-ром нар. душа предлагается тому. кто, не справляясь ни со своим карманом, ни со своей совестью, готов дать наибольшую цену- выдать какие угодно векселя для того. чтобы потом убежать от всякого платежа"; критиковал с-д. за подстрекательства против власти -"Мы живём в каком-то сумасшедшем доме, где здоровые. честные и нормальные люди исходят в борьбе с буйными больными", характеризовал большевизм как "смесь интернацио-налистич. ада со старой рус. сивухой", к-рой "опаивают рус. народ несколько неисправимых изуверов, подкрепляемых кучей герм. агентов" ("Речь", 1917, 21 окт.). Пропаганду немедленного мира называл сознательным введением рус. народа в "тягчайшее заблуждение", рев. ликвидация войны вызовет демобилизацию армии и пром-сти, что приведёт к "катастрофич. падению интенсивности и производительности труда и анархии", а это "ввергнет массы в испытания, гораздо более горшие, чем испытания, налагаемые войной" (там же). По его словам, если власть будет передана в руки левых элементов, это приведёт к гос. банкротству, с их пр-вом не станут разговаривать не только союзники, но и враги (там же).

Окт. переворот категорически не принял. В ст. "В чём рев-ция и контррев-ция?" утверждал, что события 1917 "это солд. бунт... принятый интеллигенцией страны за рев-цию, в надежде превратить в рев-цию". Надежда не оправдалась, и бунт превратился в "грандиозный и позорный всерос. погром" ("Рус. Мысль", 1917. № 11/12, с. 57). Рев-ция, вдохновляемая соц. лозунгами, направлена против "рус. конституции" и есть "сплошное отрицание собственности и правопорядка", поскольку она не является буржуазной, "рус. социализм в его борьбе с буржуазией и бурж. порядками по существу контрреволюционен" и должен быть преодолен и сметён (там же, с. 60). Для победы над внеш. врагом и в гражд. войне России нужна "большая вооруж. сила в руках твёрдой гос. власти" (там же, с. 58).

В нач. 1918 выступил инициатором издания "Из глубины. Сборник статей о рус. рев-ции" (М- П., 1918; переизд., М. 1990). осн. авторами к-рого были участники "Вех". В "Преяисловии издателя" он писал, что авторы ощущают то ни с чем не сравнимое морально-полит, крушение, к-рое постигло наш народ и наше гос-во" (с. 19). Свою ст. "Ист. смысл рус. рев-ции и нац. задачи" Струве начинал словами: "Рус. революция оказалась нац. банкротством и мировым позором - таков непререкаемый морально-полит. итог пережитых нами с февраля 1917 г. событий" (там же, с. 235). Струве даёт объяснение "той катастрофы, к-рая именуется и впредь будет, вероятно, именоваться рус. революцией". Он отвергает ссылки "на некультурность нар. масс" и на "режим ("старый порядок" и т. п.)" (с. 236). Причина заключается в совпадении "извращённого идейного воспитания рус. интеллигенции... с воздействием великой мировой войны на нар. массы"

...Самодержавие создало в душе, помыслах и навыках рус. образованных людей психологию и традицию гос. отщепенства Это отщепенство и есть та разрушительная сила, к-рая, разлившись по всему народу и спрягшись с материальными его похотями и вожделениями, сокрушила великое и многосоставное гос-во" (с. 237). "Это отщепенство от гос-ва получило с половины XIX в. идейное оформление, благодаря восприятию рус. интеллигенцией идей зап.-европ. радикализма и социализма" (с. 239). Анализируя историю России, Струве приходит к выводу: "...подготовлялась и творилась рев-ция с двух концов,- ист. монархией с её ревнивым недопущением культурных и образованных элементов к властному участию в устроении гос-ва, и интеллигенцией страны с её близорукой борьбой против гос-ва" (с. 241).

В ситуации 1918 Струве видит "реальное воплощение в жизни проповеди рев. социализма, опирающегося на идею клас. борьбы. Вожаки мыслят себе орг-цию об-ва согласно идеалам коммунизма, как цель, разрыв существующих духовных связей и разрушение унаследованных обществ. отношений и учреждений - как средство, ...идея со-циализма как орг-ции хоз. жизни- безразлично, правильна или неправильна эта идея - вовсе не воспринимается рус. массами; социализм (или коммунизм) мыслится ими только либо как раздел наличного имущества, либо как получение достаточного и равного пайка с наименьшей затратой труда, с минимумом обязательств" (с. 242).

Завершает Струве статью утверждением, что в России "возрождение жизненных сил даст только нац. идея". У интеллигенции "долг перед народом" состоит в том, чтобы "нести в широкие нар. массы нац. идею как оздоровляющую и организующую силу, без к-рой невозможно ни возрождение народа, ни воссоздание гос-ва" (с. 250).

В годы Гражд. войны Струве активно участвовал в "белом движении": член "Особого совещания" при ген. А.И. Деникине и пр-ва ген. П. Н. Врангеля. Незадолго до эвакуации белой армии ездил в Париж, где добился от франц. президента А. Мильерана признания пр-ва Врангеля и помощи франц. флота, на судах к-рого из Крыма смогли выбраться ок. 200 тыс. эмигрантов. Виновницей поражения "белого движения" считал интеллигенцию, к-рая изменила нац. интересам. "Россию погубила безнацнональность интеллигенции, единственный в мировой истории случай забвения нац. идеи мозгом нации" (там же).

В эмиграции Струве продолжал активную издат. и исследоват. работу. Библиография его печатных трудов содержит 660 названий (см.: Ковалевский П.Е., Зарубежная Россия, т. 1-2, Париж, 1970-73). Оставался до конца своих дней непримиримым противником большевизма.

Использованы материалы статьи  В.П.Боечина в кн.: Политические деятели России 1917.  биографический словарь. Москва, 1993 г.


Вернуться на главную страницу П.Б. Струве

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС