Стурдза Александр Скарлатович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Стурдза Александр Скарлатович

1791-1854

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Александр Скарлатович Стурдза

А. С. Стурдза Неизвестный художник. 1820-е годы

Стурдза Александр Скарлатович (18.11.1791—13.06.1854), представитель первого поколения русских консерваторов, дипломат, религиозный философ и публицист.

Стурдза принадлежал к известному молдавскому роду. После его рождения семья эмигрировала в Россию. Высшее образование получил в германских университетах. На формирование его мировоззрения оказали влияние греческие православные богословы. В 1809 Стурдза поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел и был назначен чиновником особых поручений. В 1812 работал переводчиком, поскольку знал несколько языков. Исполнял обязанности секретаря министерства иностранных дел и переводчика в канцелярии Дунайской армии. В 1813 — дипломатический фактотум русского Императора в Швейцарии. В 1815 статс-секретарь по иностранным делам. Редактор Акта о Священном Союзе (1815) В январе 1816 по поручению Александра I составил текст указа об изгнании иезуитов из России. Тогда же был назначен членом Ученого комитета Министерства народного просвещения, а в 1818 становится одной из ключевых фигур в Главном правлении училищ, где активно выступил в пользу распространения религиозного образования. «Наставление для руководства Ученого Комитета, учрежденного при Главном Правлении училищ», составленное Стурдзой 5 авг. 1818, стало документом, который идеологически направлял всю работу в сфере просвещения. В нем главная цель определялась как достижение «согласия между верою, ведением и властию». «Наставление» предполагало существенные ограничения в преподавании философии и естественного права. Одновременно Стурдза разработал проект цензурного устава.

В 1818 Стурдза принимал участие в Аахенском конгрессе Священного Союза. По поручению Александра I составил «Записку о нынешнем положении Германии», в которой подверг критике университетскую автономию. Для него немецкие университеты являлись рассадниками революционного духа и атеизма. Стурдза предлагал отменить автономию университетов, ликвидировать все академические привилегии, ограничить свободу печати и т. д. Записка Стурдзы спровоцировала террористические акты против ряда немецких правительственных чиновников. В 1819 он покинул Германию. В 1821 Стурдза подал прошение о бессрочном отпуске в связи с плохим состоянием здоровья, после чего надолго поселился в Одессе. В апреле 1828 Стурдза был послан в Бухарест для заведования походной канцелярией министра иностранных дел и проведения административных преобразований в Дунайских княжествах. В 1829 Стурдза вышел в отставку и окончательно поселился в Одессе, посвятив себя литературной, общественной и благотворительной деятельности. С к. 30-х Стурдза пишет по преимуществу на религиозно-философские и церковные темы, ведет пропаганду Православия, полемизирует с представителями др. христианских конфессий, а также создает портреты-биографии своих современников: Н. В. Гоголя, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. Н. Голицына и др.

Как мыслитель Стурдза усматривал в религии и национальном характере главные опоры общества. При этом Стурдза отдавал предпочтение Православию, знатоком и апологетом которого он был. Стурдза утверждал, что Православие может сочетаться с экуменической идеей Священного Союза, однако он стремился к тому, чтобы идеология «Священного Союза» учитывала национальные русские особенности, и прежде всего Русское Православие.

Идеалом для Стурдзы выступала Самодержавная монархия в союзе с Церковью, со строгой сословной иерархией, цензурой, охраняющей начала религии и нравственности. Взгляды Стурдзы до известной степени предвосхищали славянофильство. В. А. Жуковский называл Стурдзу «нашим Платоном христианским».

Минаков А.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Стурдза и Пушкин

Стурдза Александр Скарлатович (1791-1854). Со Стурдзой Пушкин познакомился в Петербурге по окончании Лицея. Встречались они в литературных кругах и у общих знакомых. Чиновник Министерства иностранных дел и писатель по политическим и религиозным вопросам, Стурдза посвящал свои писания возвеличению идей Православной Церкви, гонениям на просвещение и утверждению монархических принципов. Немецкие университеты он считал рассадниками революционных идей и безбожия и едва не был убит в Варшаве товарищами студента Занда, убийцы реакционного писателя А. Коцебу.

Пушкин заклеймил его эпиграммами:

Холоп венчанного солдата,
Благодари свою судьбу:
Ты стоишь лавров Герострата
Иль смерти немца Коцебу.

***

Вкруг я Стурдзы хожу,
Вкруг библического,  
Я на Стурдзу гляжу
Монархического.

Ближе познакомились они в Одессе, где беседовали о судьбе Греции и основах Евангелия. Пушкин отдавал должное уму и образованности своего собеседника, но сближения между ними не произошло. Стурдза вспоминал впоследствии, что «неукротимый дух» Пушкина чуждался его как человека; немалую роль играла здесь и диаметральная противоположность политических взглядов.

Позднее, в 1836 году, отвечая Жуковскому на предложение поместить в «Современнике» статью об И. Каподистрии, Стурдза писал: «Для меня приятно, скажу даже лестно, явиться на столбцах журнала, издаваемого А. С. Пушкиным».

По-видимому, не случайно статья Стурдзы не появилась на страницах журнала.

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 145-146.


Сочинения:

Oeuvres posthumes religieuses, historiques, philosophiques et Litteraires, Paris, 1858—61; Воспоминания о Карамзине // Москвитянин. 1846. №№ 9—10; Дань памяти Жуковского и Гоголя // Москвитянин. 1852. Кн. 2. № 20; Записка о нынешнем положении Германии. Нояб. 1818 // Россия. Russia. Культурные практики в идеологической перспективе. Россия, XVIII—н. XX в. М.—Венеция, 1999; Мысли о любви к отечеству. СПб., 1818; Нечто о философии христианской М., 1844; О судьбе Русской Православной Церкви в царствование императора Александра I // Русская Старина. 1876. Т. 15. № 2; Опыт об основных законах природы человека и общества. М., 1811—12.

Литература:

Анфим, иеромонах. Александр Стурдза // Странник. 1864. Апр. СПб., 1864; Лямина Е. Новая Европа: мнения «деятельного очевидца». А. С. Стурдза в политическом процессе 1810-х // Россия. Russia. Культурные практики в идеологической перспективе. Россия, XVIII—н. XX в. М.—Венеция, 1999; Мартин А. М. А. С. Стурдза и «Священный союз» ( 1815—23) // Вопросы истории. 1994. № 11; Стурдза А. С. // Русский Биографический Словарь. СПб., 1909.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС