Шеллинг Фридрих Вильгельм
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >

ссылка на XPOHOC

Шеллинг Фридрих Вильгельм

1775-1854

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Фридрих Вильгельм Шеллинг

Шеллинг (Schelling), Фридрих Вильгельм Йозеф (27.I.1775 - 20.VIII.1854) - немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. В 1798-1803 годы - профессор университета в Иене, где завязал знакомства с И. Г. Фихте, Ф. Шиллером, И. В. Гёте, вступил в близкие отношения с иенским кружком романтиков (Ф. Шлегель и др.). В 1806-1841 годы в основном жил в Мюнхене (в 1820-1826 годы читал лекции в Эрлангенском университете), был профессором (с 1827) Мюнхенского университета, член Баварской АН. В 1841-1846 годы - профессор Берлинского университета. В 90-е годы 18 века Шеллинг, опираясь на новейшие достижения естествознания, разрабатывал проблемы «философии природы» (натурфилософии), трансформировав фихтевскую субъективную диалектику сознания в объективную диалектику природы. В «Системе трансцендентального идеализма» (Tübingen, 1800, рус. пер., Л.-М., 1936) рассматривал как центральную проблему восхождения от субъективного к объективному. В «Философии тождества» (первое десятилетие 19 века) исходным становится у Шеллинга понятие абсолютного разума, Абсолюта, в котором субъективное и объективное неразличимы.

В философско-исторических воззрениях Шеллинга центральное место занимает проблема свободы, которую он связал с представлением о человеке как существе, совмещающем способность и к добру, и к злу. Человек, согласно Шеллингу, - не изолированное существо, а участник исторического процесса, в котором зло побеждается добром. В этом процессе история проходит фазы, названные Шеллингом «мировыми эпохами». Предваряя Г. Гегеля, Шеллинг рассматривал историю как прогрессивный процесс - от состояния, в котором нет свободы, а сознание помрачено злом, к господству добра, к царству бога на земле. Шеллинг подчеркивал сверхличный характер исторического процесса: степень свободы, доступной человеку, ставится в зависимость от «мировой эпохи», к которой принадлежит каждый индивид, и от достигнутого обществом познания необходимости. В то же время основу доступной человеку свободы Шеллинг вслед за И. Кантом видит в личном начале – «умопостигаемом характере» индивида, который предшествует опыту, не зависит от времени и от обусловленной временем необходимости.

Во взглядах Шеллинга приблизительно до 1815 года преобладал (несмотря на религиозно-мистические мотивы) идеалистический рационализм, бытие отождествлялось с разумом, а органом высшего познания провозглашалась интеллектуальная интуиция. В дальнейшем Шеллинг развил мистическую сторону своей системы, разработав свою «философию мифологии и откровения». Критикуя философию, основывающуюся на разуме, как «отрицательную», Шеллинг стал искать истину по ту сторону разума, там, где ее указала религия, - в особом «опыте», недоступном какому-либо рациональному познанию, став одним из родоначальников иррационализма нового времени. Философия откровения и мифологии была задумана Шеллингом как система «теософии», не ограниченная рамками христианства, в котором Шеллинг видел только завершающую, высшую стадию религии (откровение имело место во всех религиях, мифология дохристианской эпохи имела своеобразное историческое содержание, совпадающее с содержанием истинной религии). Шеллинг утверждал, что задача философии религии не может состоять ни в рационалистическом, ни в аллегорическом толковании мифов; последние не нуждаются в толковании. Если в ранних произведениях Шеллинг обосновывал необходимость историко-критического исследования Библии, то позже он отверг какую-либо критику Библии как ошибочный рационализм. Публичная проповедь «философии откровения», начатая Шеллингом в 1841 году в Берлинском университете, куда он был приглашен прусским правительством для борьбы с гегельянством, встретила решительный отпор. Молодой Ф. Энгельс, высоко оценив философское творчество раннего Шеллинга, в ряде памфлетов показал реакционную сущность поворота Шеллинга к мистике (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 386-465).

В. Ф. Асмус. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ-ТЯНЬ - ЯШТУХ. 1976.

Сочинения:

Werke, hrsg. von M. Schröter, Bd 1 - 12, Münch., 1927-54; neue Aufl., Bd 1 - 12, Münch., 1954-59.

Литература:

Асмус В., Маркс и буржуазный историзм, М.-Л., 1933; Mehlis G., Schellings Geschichtsphilosophie in den Jahren 1799-1804, Hdlb., 1906 (Diss.); Schellings Schriften zur Gesellschaftsphilosophie, hrsg. von M. Schröter, Jena, 1926; Jäger G., Schellings politische Anschauungen, Hldl., 1939 (Diss.); Jähnig D., Schelling, Bd 1-2, (Pfüllmgen, 1966-69); Schneeberger G., F. W. J. von Schelling. Eine Bibliographie, (Bern), 1954.


Вернуться на главную страницу Шеллинга.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС