|
|
Шацкий Станислав Теофилович |
1878-1934 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Станислав Теофилович Шацкий
Шацкий Станислав Теофилович (1/13.06.1878-30.10.1934), русский педагог. Окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета (1903). Педагогическую деятельность начал в 1905 с создания первых в России клубов для детей и подростков рабочих окраин Москвы, летней колонии в Щёлкове (близ Москвы). С 1909 года руководил обществом “Детский труд и отдых”. В 1911 году организовал на общественных началах летнюю трудовую колонию “Бодрая жизнь”. После 1917 года Шацкий развернул теоретическую и опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового типа. В основу его концепции легла идея организации “открытой” школы, центра воспитания детей в социальной среде. Организующим началом школьной жизни Шацкий считал эстетическое воспитание в единстве с трудовым воспитанием.
Скаткин Л.С. Т. Шацкий. Его общественно-педагогическая деятельность и педагогические взглядыСтанислав Теофилович Шацкий (1878—1934) — выдающийся советский педагог, человек широкого образования и большой культуры, вдохновенный строитель советской трудовой школы — отдал педагогической деятельности всю свою сознательную жизнь. Общественно-педагогическая деятельность С. Т. Шацкого, начавшаяся еще в 1905 году, проходила в течение двенадцати дореволюционных лет в Москве и в сельской местности неподалеку от Москвы при участии лишь небольшой группы сотрудников и осуществлялась главным образом в области внешкольного и дошкольного воспитания детей. Только при Советской власти представилась возможность С. Т. Шацкому вместе с большим коллективом педагогов широко развернуть творческую работу по строительству трудовой школы, подготовке учителей и организации педагогических исследований, которую он вел в течение 17 лет до своей кончины. В этот период С. Т. Шацкий отдает весь накопленный им ранее опыт строительству советской трудовой школы. Он основывает в 1919 году в Москве Первую опытную станцию по народному образованию, представлявшую систему городских и сельских школ, дошкольных и внешкольных учреждений. Под руководством Шацкого проводилась большая исследовательская педагогическая работа на основе хорошо постав- [07] ленной практики воспитания и обучения детей и широко развернутой политико-просветительной работы с населением. С. Т. Шацкий, будучи видным деятелем педагогической секции Государственного ученого совета Наркомпроса РСФСР, возглавлявшейся Н. К. Крупской, разрабатывал вопросы организации, содержания и методов трудовой школы и проверял их опытным путем в руководимых им учреждениях. В своих статьях, докладах и выступлениях на учительских конференциях и курсах он призывал учительство работать над строительством новой школы, указывая конкретные пути создания советской трудовой школы. Изучение трудов В. И. Ленина, совместная деятельность с Н. К. Крупской в Государственном ученом совете, активное участие в общественно-политической работе в деревне, общение с молодыми педагогами подготовили вступление С. Т. Шацкого в Коммунистическую партию (1928). Став коммунистом, Шацкий с еще большей энергией участвовал в деятельности Наркомпроса, членом коллегии которого он состоял с 1929 года. В последние годы своей жизни Шацкий, как человек со специальным музыкальным образованием, был директором Московской консерватории. Одновременно он руководил Центральной педагогической лабораторией Наркомпроса, задачей которой являлось обобщение опыта существовавших в то время опытных и образцовых школ. Такова многообразная общественно-педагогическая и научная деятельность С. Т. Шацкого, талантливого педагога, одного из крупнейших деятелей в области теории педагогики и практики школьного дела, «имя которого должно быть поставлено в один ряд с именами выдающихся реформаторов школы во всем мире» (А. С. Бубнов). * С. Т. Шацкий родился 1(13) июня 1878 года в Смоленске в семье мелкого военного чиновника. Семья была большая, постоянно испытывала недостаток средств, режим в семье был довольно строгий. [08] После того как родители переехали „в Москву, Шацкий поступил в 6-ю московскую .гимназию. Годы учения в школе, в которой преподавание было оторвано от жизни, отличалось сухим формализмом, оставили в душе юноши немало тяжелых впечатлений. Внутренняя жизнь молодого человека, с его интересами к практической деятельности, к книге, к театру, к музыке, развивалась независимо от учения в школе и очень часто протекала в условиях острой борьбы против сурового школьного режима. Отрицательные стороны системы преподавания в гимназии, вызывавшие размышления о том, что «так не надо ни учиться, ни учить», явились для Шацкого толчком, пробудившим у него стремление к творческой педагогической деятельности. Не случайно впоследствии Шацкий посвятил первую часть своей книги «Годы исканий» описанию лично пережитого опыта учения в гимназии и анализу педагогических фактов, имевших место в старой школе. По окончании гимназии Шацкий учился в Московском университете. Годы студенчества были неудачными: большинство профессоров мало интересовалось студентами, у самого Шацкого не было установившихся интересов, а гимназия не выработала у него привычки работать систематически. О недостатках системы университетского образования, о своих блужданиях с факультета на факультет, о переживаниях и размышлениях, связанных с пребыванием в высшей школе, С. Т. Шацкий рассказывает в своих записках «Студенческие годы», которые впервые публикуются в настоящем издании. В этих записках с признательностью упоминается имя профессора К. А. Тимирязева, который оказал влияние на формирование материалистического мировоззрения и педагогических взглядов С. Т. Шацкого. С юных лет Шацкий увлекался музыкой. Он обладал хорошим голосом, научился играть на фортепьяно. Будучи студентом, Шацкий поступил в Московскую консерваторию, где обучался пению. «Участвуя довольно сильно в политической жизни студенчества,— вспоминает С. Т. Шацкий, — и тем не менее не присоединился ни к одной из политических групп... Особенно меня смущало то, что широчайшие [09] общественные, политические проблемы, которые намечались в это время, как-то мало увязывались с тем скромным делом, с той работой в сельской школе, которую я себе наметил...» 1 Мысли о будущей педагогической работе с детьми все чаще стали занимать молодого студента. Он записывает в своем студенческом дневнике (1903): «Когда я подумаю, что у меня достанет сил достичь желаемого — увидеть вокруг себя свежие, здоровые человеческие вольные детские лица и знать, что я сберег для их будущей жизни тот капитал, что в них заложен, душа делается радостно спокойна и ничего, ничего больше я в жизни для себя не хочу...» 2. «Сила и напряженность размышлений, — как отмечает С. Т. Шацкий,— заставили его бросить высшую школу и приняться за педагогическую работу с детьми» 3. В годы студенчества С. Т. Шацкий по своим взглядам и устремлениям принадлежал к «культурникам», т. е. сторонникам легального прогресса без политической борьбы. Известно, что В. И. Ленин считал это движение в студенчестве демократическим, хотя оно и было недостаточно сознательным и решительным 4. С. Т. Шацкий начал свою общественно-педагогическую работу в 1905 году, в период первой русской революции, всколыхнувшей все слои общества, оппозиционно настроенные по отношению к царскому правительству. К этому году относится организация С. Т. Шацким совместно с А. У. Зеленко 5 летней трудовой колонии для детей в Щелкове, под Москвой. Педагогическое дело, начатое Шацким, носило общественный характер и имело своей задачей провести в жизнь трудовое воспитание, детское самоуправление и _____ 1. С. Т. Шацкий. Избранные педагогические сочинения, М.. Учпедгиз, 1958. стр. 414. 2. Там же, стр. 262. 3. Там же, стр. 202. 4. См. В. И. Ленин. Соч., т. 7, стр. 30 и 33. 5. Зеленко Александр Устинович (1871—1953)—архитектор и педагог, с которым С. Т. Шацкий работал с 1905 по 1908 год. После Октябрьской революции вел научно-исследовательскую и педагогическую работу в различных педагогических учреждениях. [10] удовлетворение детских интересов, которые не только не встречали какого-либо отклика в старой школе, но, как правило, подавлялись. Описание и анализ этого первого педагогического опыта С. Т. Шацкого дан им в книге «Дети — работники будущего», которая была опубликована впервые в 1908 году, а затем в переработанном автором виде в 1922 году. [В основу совместной жизни сотрудников и детей в летней колонии был положен физический труд и общественное начало. Дети сами готовили пищу, оборудовали помещение, выполняли работы по его уборке; руководство жизнью и деятельностью детей осуществлялось через общее собрание — «сходку». Понятный детям необходимый посильный физический труд и общественная форма организации детской жизни оказали положительное воспитательное влияние на детей, начали их сплачивать в дружный коллектив. Однако Шацкий отмечает, что не оправдалось первоначальное предположение, «что дети, очутившись в подходящей обстановке, сразу станут настоящими детьми, свободными, способными к естественной жизни, полной детских запросов» 1. Стало ясно, что требуется длительная упорная работа над преодолением привычек, обычаев, суеверий, которыми снабдила детей окружающая среда. Для осуществления такой задачи необходимо было изучать эту среду и оказывать на нее культурное влияние. Летняя колония положила начало дальнейшей работе — организации клубов для детей и подростков из рабочей среды в районе Бутырок и Марьиной рощи в Москве. «Дети станут свободно приходить к нам, группироваться в товарищеские ячейки. В нашем клубе проявится все, что задавлено в детях жизнью. Наш клуб должен положить начало освобождению детей. Пусть мы начнем с маленького, будем ждать, пока дети сами начнут создавать свой клуб, свой общественный уголок, вроде, как это вышло в колонии. Мы предложим им за- _____ 1. С. Т Шацкий. Избранные педагогические сочинения, М., Учпедгиз, 1958, стр. 79. [11] нятную для них организацию, своего председателя, секретаря в каждой группе» 1. Так представлялась С. Т. Шацкому новая общественно-педагогическая работа в одном из окраинных районов Москвы. По инициативе А. У. Зеленко и С. Т. Шацкого в 1906 году было создано общество, которое по предложению А. У. Зеленко, познакомившегося во время своего путешествия с культурно-просветительной работой за границей, Получило название «Сетлемент» — так назывались культурные поселения интеллигенции среди беднейших слоев населения. Сотрудники общества развернули педагогическую работу в организованных им детских клубах, мастерских, в детском саду для детей дошкольного возраста. Мальчики и девочки объединялись группами примерно в 12 человек по принципу товарищества в клубы-кружки. Каждый такой клуб имел свои определенные виды занятий, которые устраивались два раза в неделю. Ребята вырабатывали правила клуба и подчинялись им. Кроме клубных занятий, время от времени устраивались общие для всех участников клубов посещения музеев, театров, загородные прогулки, был организован хор. С осени 1907 года клубы помешались в специально выстроенном по проекту А. У. Зеленко здании в Вадковском переулке. В нем были оборудованы мастерские: столярная, слесарная, переплетная, сапожная, швейная. Особые комнаты были отведены для занятий рисованием. Большое 'помещение заняла библиотека-читальня. Была даже оборудована небольшая обсерватория. В зрительном зале со сценой устраивались концерты, ставились спектакли, проводились собрания. Общественно-педагогическая работа кружка, объединившегося вокруг А. У. Зеленко и С. Т. Шацкого, была направлена на то, чтобы создать благоприятные условия для всестороннего развития детей, воспитывать их самостоятельность в труде и умственной деятельности, ввести детское самоуправление. ____ 1. С. Т. Шацкий. Избранные педагогические сочинения, М., Учпедгиз, 1958, стр. 74. [12] Эта работа основывалась на уважении педагогами личности ребенка, на доверчивых, глубоко человечных отношениях с детьми. «Внешняя форма организации была в то время такова, что каждая группа имела общее собрание и своих выбранных лиц. Эти республиканские формы ребят очень занимали и чрезвычайно содействовали созданию у них чувства ответственности» 1, — вспоминает один из сотрудников клуба — А. А. Фортунатов. «Нельзя сказать, чтобы ребятам было предоставлено делать решительно все, что им было угодно, — продолжает А. А. Фортунатов. — У нас был свой план, но мы старались воздействовать на ребят не путем какого-нибудь приказа, а иначе. Мы старались, чтобы у ребят самих появилось желание делать то, что надо, и не делать того, чего не надо» 2. Этот подход к работе с детьми резко отличал Шацкого и его сотрудников от коллектива «Дома свободного ребенка», идейным руководителем которого был К. Н. Вентцель, пропагандировавший «теорию свободного воспитания» в ее крайнем, анархическом виде. Педагогическая работа, которая проводилась сотрудниками «Сетлемента» в клубах, по подходу к детям, по ее методам может рассматриваться как противопоставление старой школе. Трудовое воспитание детей и подростков, детское самоуправление, культура детских интересов противостояли интеллектуализму и муштре старой школы. Посещение детских клубов, работа в мастерских, участие в разнообразных занятиях для многих подростков было началом их жизненного пути, который определил впоследствии их место в обществе, их призвание. Один из членов клуба, В. П. Башкиров, в своих воспоминаниях пишет: «Мы любили и уважали Шацкого за то, что в каждом из нас, воспитанников клуба, он видел прежде всего растущего человека, имеющего право на лучшую жизнь». ____ 1. А. А. Фортунатов. Первые шаги педагогической деятельности Шацкого, статья в сб. «С. Т. Шацкий», М., Учпедгиз, 1935, стр. 87. 2. Там же. [13] Одной из идей, положенных в основу деятельности общества «Сетлемент», являлась мысль о проведении культурной работы среди взрослого населения. Руководствуясь этими соображениями, сотрудники посещали семьи воспитанников. Сначала сотрудники столкнулись с недоверием родителей, но потом со многими из них установились добрые отношения. Хотя кружок педагогов, группировавшихся вокруг Зеленко и Шацкого, всячески сторонился политики и вел свою культурно-воспитательную работу в отрыве от политической борьбы пролетариата, его практическая деятельность рассматривалась органами царской власти как одно из разветвлений социалистических течений того времени. Постановлением московской администрации общество «Сетлемент» со всеми его учреждениями было закрыто 1 мая 1908 года за «попытку проведения социализма среди детей». «Зеленко, чрезвычайно потрясенный нравственно, бросил работу, покинул Россию, уехал снова в Америку на несколько лет. И вот тут-то все сотрудники, не желавшие складывать оружия, естественно сгруппировались вокруг Шацкого... Шацкий сделался естественным руководителем, никем не назначенный, не выбранный, а просто в силу своих качеств и дарований» 1. Только после долгих хлопот удалось С. Т. Шацкому возобновить насильственно прерванную работу с детьми. Он добился в феврале 1909 года разрешения открыть общество под новым названием «Детский труд и отдых». Снова дети и подростки заполнили многочисленные комнаты своего дома в Вадковском переулке, где начали работать детские клубы и детский сад. Была открыта экспериментальная начальная школа, в которой группа сотрудников попыталась по-новому поставить учебные занятия в рамках обычной школьной программы, применив усовершенствованные методы преподавания и оживив школьную атмосферу. В условиях наступившей реакции С. Т. Шацкий и сотрудники общества «Детский труд и отдых» вынуж- _____ 1. А. А. Фортунатов, Первые шаги педагогической деятельности Шацкого, статья в сб. «С. Т. Шацкий», М., Учпедгиз, 1935, стр. 90. [14] дены были сократить прежний широкий размах работы и сосредоточить свои силы главным образом на разработке вопросов методики внешкольной и дошкольной работы с детьми. Пришлось отказаться от внешней «республиканской» формы организации детей. От группировки детей по принципу товарищества перешли к их объединению в клубах по интересам. В процессе работы возникали трудности, связанные с тем, что сотрудники недостаточно хорошо знали детей и мало их изучали. Начинали возникать сомнения, является ли детский интерес собственным интересом детей не возникает ли он в сильной степени под влиянием окружающей среды. Между тем опыт работы небольшой группы сотрудников — Л. К. Шлегер, Л. Д. Азаревич, Е. П. Останиной — в детском саду подсказывал, как искать выход из возникавших затруднений: приглядываться к детям, наблюдать за детской деятельностью, изучать среду, окружающую ребенка. В этих условиях у С. Т. Шацкого возникла мысль о возобновлении работы летней детской трудовой колонии как постоянного учреждения с достаточным по размерам сельскохозяйственным участком. Устройство колонии давало возможность создать подходящие условия для проявлений настоящей детской жизни, свободной от внешних наслоений, сложившихся под неблагоприятным влиянием дурных сторон окружающей жизни взрослых. В 1911 году удалось получить подходящий участок земли в Калужской губернии, в 100 км, от Москвы, и возвести необходимые постройки. Колония содержалась на средства общества «Детский труд и отдых». Организуя летнюю трудовую колонию, С. Т. Шацкий стремился создать условия для организации дружного детского коллектива, для привития детям навыков общественной жизни, для развития творческих способностей детей. Основой жизни детей в колонии был физический труд: дети вместе с сотрудниками выполняли работы по приготовлению пищи, по самообслуживанию, по благоустройству колонии. Они трудились на огороде, в саду, в поле, на лугу, на скотном дворе, подростки учились работать на сельскохозяйственных машинах. [15] Таким образом колонисты овладевали разнообразными трудовыми умениями. Трудовая деятельность детей складывалась из дежурств по отдельным отраслям хозяйства (в кухне, в прачечной, на скотном дворе) и общественных работ, в которых участвовали все свободные от дежурств колонисты. Труд, который осознавался детьми как необходимый, как первое условие жизни в колонии, вносил организованность в их жизнь, сплачивал коллектив детей и сотрудников. Физический труд занимал около 5 часов в день. Свободное от выполнения работ время использовалось детьми по их желанию на чтение, музыку, пение, ритмическую гимнастику, игры, беседы. В жизни и в занятиях существовало разделение детей на три возрастные группы: младшие, средние и старшие. «Наша колония,— говорилось в одной статье Шацкого, помещенной в рукописном журнале колонии,— это место, где мы все устраиваем кругом себя хорошую жизнь, и чем дальше, тем лучше... Это — место, где мы работаем, один на всех и все на одного, где дети могут стать хозяевами, с достоинством отвечая за, все, что ими сделано, как люди, которые достаточно поработали. Наша колония должна быть местом радостной, дружной трудовой жизни» 1. В жизни колонии большое место занимало искусство: подготовка детских спектаклей-импровизаций, слушание музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах. Интерес к музыке развивали у детей С. Т. Шацкий и его жена и товарищ по педагогической работе В. Н. Шацкая — люди большой музыкальной культуры. Воспитывая детей в коллективе, С. Т. Шацкий жил и работал вместе с детьми и в то же время внимательно изучал их, наблюдал за проявлением их способностей и интересов, за их отношением к труду, к выполнению общественных обязанностей. Уже в этот период оформил- ____ 1. С. Т. Шацкий, Избранные педагогические сочинения, М., Учпедгиз, 1958, стр. 131. [16] ся один из педагогических принципов Шацкого — «изучать детей, непрерывно работая с ними». Описанию и анализу опыта педагогической работы летней трудовой .колонии была посвящена книга: В. Н. и С. Т. Шацкие, «Бодрая жизнь» (1915) 1. 'Из трехлетнего опыта совместной жизни руководителей с детьми в колонии С. Т. Шацкий сделал важный теоретический вывод: «...между основными сторонами детской жизни — физическим трудом, игрой, искусством, умственным и социальным развитием — существует определенная связь, обнаруживается постоянное взаимодействие, и в конечном итоге те или другие изменения в одном направлении (это касается и форм детских деятельностей и их организации) вызывают соответственные изменения в другой области» 2. Было установлено организующее влияние физического труда на жизнь детского коллектива: «...виды и формы детского труда и его организация, претерпевая в своем развитии ряд нормальных изменений — все к большему разнообразию в формах и большей стройности в организации,— влекут за собой соответственные изменения в социальной, эстетической и умственной жизни детей» 3. Вместе с тем колония являлась обществом детей и взрослых. «Руководители должны быть членами колонии, подобно детям, — считал С. Т. Шацкий, — но они в то же время регулируют общую жизнь и изучают ее, чтобы самим не стоять на месте, вводить все новые и новые пути для совершенствования нашей жизни» 4. С. Т. Шацкий и его сотрудники широко вносили в жизнь колонии и клубов произведения народного творчества, относящиеся к разным областям искусства. Русские народные песни часто исполнялись хором колонистов, они звучали на праздниках, на прогулках, прочно вошли в быт колонии. Народные сказки в обработке русских поэтов занимали видное место в спектаклях, которые ставили колонисты. Детские рукописные журналы колонии выходили в обложках, в художественном _____ 1. С. Т. Шацкий. Избранные педагогические сочинения, М. Учпедгиз. 1958, стр. 81—198. 2. Там же, стр. 83. 3. Там же. 4. Там же, стр. 197. [17] оформлении которых часто встречались мотивы народного творчества. Ребята делали мебель, покрывая ее резьбой в духе северных и волжских народных образцов. Народные подвижные игры внедрялись в быт колонии. Особенно много в области изучения народных подвижных игр и их распространения среди детей и подростков сделала одна из сотрудниц С. Т. Шацкого — Н. О. Массалитинова 1. Работа с детьми, которая проводилась под руководством С. Т. Шацкого, сопровождалась глубоким ее анализом. На основе тщательного коллективного обсуждения достижений и недостатков пройденного этапа ставились задачи для дальнейшей деятельности. Особенно отчетливо значение анализа работы для развития педагогического дела обнаруживается в опыте колонии «Бодрая жизнь», в которой план на каждый новый летний сезон намечался на основе внимательного разбора итогов предшествующего периода. Колония «Бодрая жизнь», детские клубы, детский сад и начальная школа, организованные С. Т. Шацким, носили характер опытных учреждений, в которых на практике проверялись некоторые педагогические закономерности. Анализ педагогической работы, которая по своему содержанию и методам являлась новаторской, не только служил средством, продвигавшим ее вперед, но сильно содействовал росту самих педагогов, их педагогическому самообразованию, которое подкреплялось также изучением русской и иностранной педагогической литературы. С. Т. Шацкий отмечает влияние, которое на него оказала педагогическая деятельность и взгляды Л. Н. Толстого. Основная сила педагогики Л. Н. Толстого, как подчеркивает Шацкий, заключается в целостном подходе к педагогической деятельности: он все время имеет в виду связное сцепление частей педагогического дела, их взаимодействие. «Для Толстого невозможно разбирать ____ 1. Массалитинова Надежда Осиповна (1876—1921) — ученица П. Ф. Лесгафта, видный педагог в области физического воспитания детей, с 1913 года принимала участие в работе общества «Детский труд и отдых». [18] отдельно идею школы, программу, методы работы, ученика, учителя и среду, в которой работает школа» 1 — замечает Шацкий. Такой подход к педагогическому делу характерен и для С. Т. Шацкого, который на опыте изучал взаимодействие основных элементов жизни в детском коллективе. Как известно, Л. Н. Толстой считал необходимым при обучении в школе учитывать личный жизненный опыт ученика, приобретенный им до школы и вне школы. «Громадное значение Толстой придавал среде, окружающей ребенка, и тем средствам, при помощи которых она может воспитать его» 2. С. Т. Шацкого привлекало в практике Яснополянской школы то, что учитель относился к ученику, как к человеку, который занят серьезным делом, имеет свои мысли, запросы, учитель и ученик работали вместе над общим делом. Подход С. Т. Шацкого к работе с детьми как к педагогическому опыту соответствует идее Л. Н. Толстого, что школа должна быть и орудием образования и вместе с тем опытом над молодым поколением, опытом, дающим постоянно новые выводы. На развитие педагогических взглядов С. Т. Шацкого оказал также влияние выдающийся русский педагог П. Ф. Лесгафт. Его идеи об уважении к личности ребенка, о гармоническом, всестороннем его развитии, о воспитании самостоятельности ребенка, о значении влияний среды в процессе формирования характера ребенка находят свое отражение в педагогических высказываниях С. Т. Шацкого, который считал П. Ф. Лесгафта «истинным создателем русской научной педагогики». Для изучения вопросов трудового воспитания Шацкий совершает поездки за границу, сначала в Скандинавские страны, а затем (в 1913—1914 годах) в Германию, Бельгию, Францию, Швейцарию. Знакомство с опытом передовых школ за границей показало Шацкому, что руководители этих школ были хорошими организа- _____ 1. С. Т. Шацкий, Избранные педагогические сочинения, М., Учпедгиз. 1958. стр. 396. 2. Там же, стр. 397. [19] торами, но в то же время чрезвычайно узкими людьми. Как замечает Шацкий, он не мог вынести ничего особенно ценного из западноевропейской педагогической теории и практики в области тех идей, над осуществлением которых он работал. В годы империалистической войны в Москве для детей, отцы которых были призваны на фронт, было организовано на средства общественности много очагов (так тогда назывались детские сады с длительным пребыванием в них детей), детских летних площадок для игр и клубов для школьников. Возникла настоятельная потребность в подготовке педагогов для этих учреждений. С. Т. Шацкий и его сотрудники стали принимать активное участие в проведении различных курсов по дошкольной и внешкольной работе с детьми, читали лекции на курсах по дошкольному воспитанию в Народном университете Шанявского, которые привлекали многочисленных слушателей. Однако лекционная форма подготовки педагогов не удовлетворяла Шацкого. Он организует для небольшой группы слушателей практические занятия, в основу которых берется изучение детей, анализ собственного педагогического опыта курсантов и их самостоятельная исследовательская работа, вытекающая из этого опыта, а также исследование материалов (песка, глины, бумаги, ткани, древесины и т. д.) для работы с детьми. Деятельность курсов дала хорошие результаты и послужила основой для дальнейшего развития идей Шацкого о подготовке педагогов. Курсы расширили круг людей, которые, получив педагогическую подготовку, стали работать в детских садах, детских клубах, на летних площадках для игр в разных городах России, а также в Москве. Многие из окончивших курсы включились в работу детских учреждений, которыми руководил С. Т. Шацкий. Это дало возможность постепенно расширять деятельность учреждений общества «Детский труд и отдых», создавать систему опытных детских учреждений. Мысли о широкой культурно-просветительной работе в районе (в условиях города и деревни), которая охватывала бы своим влиянием не только детей, но и взрослых, возникают у С. Т. Шацкого в обстановке оживле- [20] ния общественной жизни, связанного с новым революционным подъемом (1910—1914). Идея создания системы опытных просветительных учреждений для детей и взрослых нашла свое выражение в составленном С. Т. Шацким в 1916 году докладе «Белкинский межуездный опытный участок повышенного земского хозяйства с рядом мероприятий и учреждений просветительного характера». Предполагалось создать в районе деятельности летней трудовой колонии «Бодрая жизнь» ряд учреждений: школы — начальные и дополнительные, ясли, детские сады, мастерские, библиотеки для детей и для взрослых, курсы для взрослых, народный дом, которые должны быть связаны с работой агронома, врача, ветеринара. В основу этого проекта были положены следующие принципы: изучение местных условий, самодеятельность населения, совместная организованная работа всех деятелей культуры. Намечалась практическая опытная проверка всей системы культурно-просветительных учреждений и новых методов их работы. К этой системе учреждений, по мысли Шацкого, должны были быть присоединены педагогические курсы, имеющие целью ознакомить учителей с новыми методами работы в начальной школе, «основанными на принципе развития активности, самодеятельности и творческих способностей». В направлении педагогической деятельности С. Т. Шацкого в дореволюционный период можно отметить несколько характерных черт. Это направление, как уже отмечалось, было демократическим по общественным устремлениям его участников, по усилиям педагогов развивать общественность, коллективизм среди детей и подростков, по тенденции устанавливать тесную связь педагогической деятельности с жизнью народа. В педагогической работе видное место занимало использование в воспитательных целях народных подвижных игр, народных песен, народного изобразительного искусства. В основе педагогической деятельности С. Т. Шацкого и его сотрудников лежало глубокое уважение к развивающейся личности ребенка, побуждавшее их тща- [21] тельно изучать ребенка, заботиться об удовлетворении его запросов и интересов. В этом отношении С. Т. Шацкого можно считать продолжателем лучших традиций прогрессивной русской педагогики. Наблюдая жизнь детей рабочих и мелких ремесленников одной из окраин Москвы. Шацкий приходит к выводу: «У детей нет детства. Тяжесть жизни вторглась в него и разрушила». И он ставит благородную задачу: «помочь детям быть детьми» 1. Изучение детей, знакомство с данными психолого-педагогических исследований убеждают его, что нельзя лишать детей возможности двигаться, играть, исследовать окружающие их предметы и явления, что каждый возрастной период детства имеет свои особенности. На этом основании С. Т. Шацкий считал целью работы с детьми «осуществление возможно полной детской жизни сейчас, без мысли о том, что даст будущее» 2, он отвергал «идею необходимости подготовки детей к будущей жизни, деятельности, карьере...» 3. В условиях царской России эти мысли Шацкого имели прогрессивный характер, так как являлись протестом против целей старой школы, которые вели к подавлению личности ребенка, к затемнению его сознания. Однако замыслы Шацкого путем организации внешкольных детских учреждений «вернуть детям детство» при капиталистическом строе являлись утопическими. Шацкий в то время был далек от понимания роли рабочего класса в революционном преобразовании старого общественного строя, которое должно было привести к созданию новых, благоприятных условий для всестороннего развития детей. Вместе с тем противопоставление задач организации детской жизни и задач подготовки детей к будущей работе оказалось впоследствии для С. Т. Шацкого, в начале послереволюционного периода его деятельности, серьезным препятствием, которое мешало ему при- ____ 1. С. Т. Шацкий. Избранные педагогические сочинения, М.. Учпедгиз, 1958. стр. 86—87. 2. С. Т. Шацкий. На пути к трудовой школе, статья в сб. «Трудовая школа». М., 1918, стр. 75. 3. Там же, стр. 71. [22] знать цели, которые ставились перед новой трудовой школой. Изучение общественной организации жизни детей привело Шацкого к выяснению элементов, из которых складывается эта жизнь: физический труд, игра, искусство, умственный труд, социальная деятельность. Эти элементы (или стороны жизни детского коллектива), как установил Шацкий на практическом опыте, взаимно связаны между собою, причем ведущая роль принадлежит физическому труду. С. Т. Шацкий показал, что посильный, осознаваемой детьми как необходимый для их жизни физический труд по самообслуживанию и по созданию материальных ценностей имеет организующее воспитательное влияние на детский коллектив. В этом признании организующей роли труда для роста детского сообщества С. Т. Шацкий обнаруживает более глубокое понимание воспитательного значения труда, чем современные ему зарубежные педагоги, которые рассматривали физический труд или как педагогически гигиеническое средство в интернатах для детей буржуазии, или как средство для привития детям трудовых навыков ремесленного характера. Оценивая опыт, накопленный до революции коллективом педагогов, работавших под его руководством, С. Т. Шацкий писал: «...мы уже прочно связали педагогическую практику с ее анализом, мы создали методы изучения материалов, над которыми работают дети, установили взгляд на педагогическое дело, как на организацию детской жизни, и на курсы, как на организацию коллектива взрослых, работающих над общими вопросами, и собрали ценный материал по новому методу подготовки педагогов в процессе практической работы» 1. Вместе с тем наметились общие контуры организации системы опытных культурно-просветительных учреждений для детей и для взрослого населения района, связанных между собою общностью задач, применением новых методов работы и привлечением населения к активному в ней участию. _____ 1. С. Т. Шацкий, Наше педагогическое течение, статья в сб. «Этапы новой школы», М., изд-во «Работник просвещения», 1923, стр. 21. [23] Великая Октябрьская социалистическая революция привела к осуществлению в стране коренных демократических и социалистических преобразований во всех областях жизни общества. С. Т. Шацкий не сразу принял участие в строительстве новой трудовой школы, создававшейся под руководством Коммунистической партии и Советской власти. С. Т. Шацкому, как и многим другим интеллигентам, пришлось преодолеть немалые колебания и сомнения, мешавшие ему понять великую созидательную силу нового общественного строя. В преодолении этих колебаний свою роль сыграли, с одной стороны, демократизм С. Т. Шацкого, его борьба против казенщины старой школы, его новаторская практическая работа с детьми беднейших слоев населения, а с другой стороны, чуткое отношение к нему членов Коммунистической партии, с которыми он общался, в особенности Н. К. Крупской, с которой он впервые встретился в 1918 году. 16 октября 1918 года Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом был издан декрет «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которым устанавливались основы советской демократической системы школьного образования. Тогда же были опубликованы Государственной комиссией по просвещению «Основные принципы единой трудовой школы», определявшие направление учебно-воспитательной работы школы. Школа должна быть связана с жизнью, обучение с производительным общественно необходимым трудом. Школа должна обеспечить учащимся умственное, нравственное, физическое и эстетическое развитие, воспитывать детей в духе коллективизма и интернационализма, содействовать, развитию активности и самодеятельности. Ставилась задача создать ученические организации для участия во всей жизни и деятельности школы, а также различные кружки, преследующие образовательные и воспитательные цели. Педагогические идеи, изложенные в указанных документах, и общее направление реформы школы были близки С. Т. Шацкому. Он пишет в своей статье «Мой педагогический путь»: «Тот способ, которым мы разрабатывали нашу педагогическую практику, — изучение реальной действитель- [24] ности, изучение условий, в которых живут и воспитываются дети, самая постановка вопроса о создании опытного учреждения — это была такая идея, которая с неудержимой силой стала развиваться в первые годы революционного строительства; наконец, основное — вопросы детского самоуправления, С которыми мы уже в значительной степени свыклись и считали себя, вероятно не без основания, пионерами в этой области,— делало для нас постановку новых педагогических проблем особенно близкой. То же. что мешало нам ближе подойти к революционному строительству, — наше культурничество, аполитичность, обычное отношение интеллигента того времени к большевикам, как к разрушителям,— довольно быстро исчезло, как только мне и моим товарищам удалось ближе подойти к тем планам и способам их выполнения, с которыми мы познакомились в новых условиях работы» 1. С. Т. Шацкий включается в напряженную работу по социалистическому Строительству. «Подавляющее большинство старой интеллигенции, — говорил Н. С. Хрущев,— преодолело сомнения и колебания, стало на сторону Советской власти и своим талантом, творческими способностями, своим неутомимым трудом стало активно участвовать в великом деле социалистического строительства» 2. С. Т. Шацкий получает возможность применить разработанные и проверенные им ранее на практике педагогические идеи к строительству новой школы. В 1919 году он вносит в Наркомпрос предложение создать систему опытных педагогических учреждений — детских садов, школ, внешкольных учреждений в городе и деревне. Народный комиссариат просвещения поддержал этот проект. Создается Первая опытная станция по народному образованию в составе двух отделений: сельского — в Калужской области и городского — в Москве. Для сельского отделения избирается район, в котором находилась колония «Бодрая жизнь». В Калужское отделение входили 15 школ I ступени, две школы II сту- _____ 1. С. Т. Шацкий. Избранные педагогические сочинения, М., Учпедгиз, 1958. стр. 421. 2. Н. С. Хрушев. К победе в мирном соревновании с капитализмом, М., Госполитиздат, 1959. стр. 230. [25] пени (одна из них школа-колония «Бодрая жизнь»). Организуется педагогическая выставка, центральная библиотека для школьников, фундаментальная педагогическая библиотека для учителей, кабинет наглядных учебных пособий. Открываются 4 детских сада и внешкольные учреждения для взрослых. Учреждается бюро по изучению местного края с секциями ботанической, зоологической, агрономической и экономической, для изучения с помощью школ особенностей района деятельности опытной станции и подготовки краеведческого материала с целью его использования в занятиях с учащимися. Открываются курсы переподготовки, а затем повышения квалификации учителей. В московском отделении Первой опытной станции практическая работа с детьми велась в центральном детском саду, созданном в 1922 году под руководством Л. К. Шлегер, и в Первой опытно-показательной трудовой школе, которая вошла в состав учреждений Первой опытной станции в 1919 году и возглавлялась К. В. Полтавской. Большой размах в московском отделении получила деятельность педагогической выставки и отдела педагогических материалов (отчетов школ, докладов учителей и т. п.) по распространению передового опыта среди широких кругов педагогов. Для практических работников детских садов и школ Москвы были организованы занятия различных семинаров и курсов, а затем для подготовки учителей был создан педагогический техникум. Педагогическая библиотека под руководством Н. С. Киричко, хорошо знавшей иностранные языки, постоянно пополнялась современной иностранной литературой, что давало возможность сотрудникам критически использовать зарубежный педагогический опыт. Таким образом московское отделение Первой опытной станции, тесно связанное с сельским отделением, представляло собою своеобразный «педагогический институт», в котором многие педагоги повышали свою квалификацию под руководством С. Т. Шацкого. Располагая такой системой практических, методических и научных учреждений, опытная станция имела возможность исследовать вопросы содержания, организации и методов учебно-воспитательной и образователь- [26] ной работы всех этих учреждений в их взаимной связи в соответствии с теми задачами, которые в то время ставились Наркомпросом. С. Т. Шацкий осуществлял руководство практической и опытной работой всей системы учреждений. Единое руководство создавало особенно благоприятные условия для постановки опытной работы. Учителя привлекались к исследовательской работе: к накоплению материалов наблюдений, к собиранию детских работ, их анализу, к обобщению своего практического опыта. Научные работники принимали непосредственное участие в практической работе. Перестраивать работу школ на новых началах в районе деятельности Первой опытной станции в 1919 году приходилось в тяжелых условиях, когда Советская страна подверглась вооруженной интервенции империалистов, когда шла гражданская война: не хватало продовольствия, школы испытывали недостаток в учебниках, тетрадях, перьях. Под руководством С. Т. Шацкого учителя вводили новое в жизнь школы: труд по самообслуживанию, подвижные игры занятия рисованием, лепкой, пением, детское самоуправление. Увлечение учителей тем новым, что вводилось в жизнь школы, ослабление внимания к систематической работе по обучению чтению, письму, счету, а также нехватка необходимых учебных пособий привели к понижению уровня знаний и навыков школьников. Недостаточная грамотность учащихся вызывала недовольство родителей и настораживала их против всяких новшеств в школьной работе. Коллектив учителей Первой опытной стадии ответил на эти справедливые требования населения напряженной работой по улучшению преподавания в школах русского языка и арифметики что дало определенные результаты уже к концу 1922/23 учебного года. Это подняло авторитет школы среди населения и обеспечило положительное отношение к проведению в жизнь новых педагогических идей. Окончание гражданской войны, восстановление народного хозяйства в связи с переходом к новой экономической политике создали благоприятные условия для развития школьного дела и подъема культуры в дерев- [27] не. Школы Первой опытной станции широко развертывают общественно полезную работу детей, направленную на улучшение быта, хозяйства и культуры крестьянского населения. В этот период С. Т. Шацкий пересматривает свои прежние педагогические взгляды. Участие в общественной деятельности в советских условиях приводит С. Т. Шацкого к пониманию, что «капиталистический строй отживает, наступает царство трудящихся», что «проблемы нового строя входят в положительные идеалы воспитания» 1. В связи с этим С. Т. Шацкий отказывается от своего отрицательного отношения к постановке определенной цели воспитания. Он признает общую цель, которая настоятельно выдвигалась самой жизнью: «...гражданин будущего интернационален, коллективист, организатор, реалист, мастер своего дела, отдающийся своему настоящему призванию» 2. Этой общей цели подчиняется ближайшая цель — организация детской жизни. С. Т. Шацкий писал, что «организовать жизнь детей — значит организовать их деятельности, которые мы определяем как деятельности самосохранения (охраны здоровья), труда физического, игры, искусства, деятельности умственную и социальную. Мы указываем на то, что организация детских деятельностей должна отвечать их возрастным периодам, с одной стороны; с другой стороны, быть по возможности полной и жизненно Необходимой для них» 3. В каждой из этих областей детской деятельности учителя под руководством С. Т. Шацкого изучали, каковы условия жизни и личный опыт детей Той или другой возрастной группы, затем устанавливали, что должна делать школа в данной области, чтобы внести новое, полезное в жизнь ребенка, сделать эту жизнь более здоровой, содержательной, интересной. Например, изучая условия физического развития де- ____ 1. С. Т. Шацкий. Наше педагогическое течение, статья в сб. «Этапы новой школы», М., изд-во «Работник просвещения», 1923, стр. 23. 2. Там же. 3. Там же. [28] тей младшего школьного возраста, учителя под руководством Шацкого выясняли, в каких условиях жили дети крестьян, какие привычки у них были воспитаны. Учитывая результаты этого изучения, школы организовали рациональное питание, заботу о чистоте рук, тела, привлекая детей к активному участию в этом. На занятиях сообщались детям элементарные знания об устройстве и жизни человеческого тела и об охране здоровья. Детей упражняли в гигиенических навыках, учителя заботились о внедрении этих навыков в быт семьи. В тот период, когда страна была охвачена великой работой над переустройством жизни народа, когда деревня, в которой еще было немало бескультурья, предрассудков, оставшихся от старого строя, стремилась жить чище, лучше, эта работа школ имела большое общественное и воспитательное значение. Около тысячи детей района деятельности Первой опытной станции стали регулярно мыть руки, стричься, приходить в школу в чистой одежде; они охотно подчинялись организованному контролю школы в области личной гигиены. Крестьяне говорили: вы хотите не только учить грамоте, но и учить жить. Это верно. По крайней мере хоть наши дети будут жить по-иному. Педагогическая деятельность Шацкого и его сотрудников нашла высокую оценку у В. И. Ленина. Н. К. Крупская вспоминала: «Я рассказывала как-то Владимиру Ильичу о той работе, которую развертывает 1-я опытная станция Наркомпроса в Калужской губернии в деле физического воспитания деревенских школьников (тогда станция делала еще первые шаги в этом направлении, теперь эта работа у нее развернулась очень широко). «Вот это настоящее дело, а не болтовня», — заметил Владимир Ильич 1. Большая работа проводилась школами I ступени в области трудового воспитания. Учителя под руководством Шацкого изучали, в каких видах бытового и производительного труда участвуют деревенские школьники ____ 1. Н. К. Крупская, Совещание по физическому воспитанию школьников в массовой школе, Педагогические сочинения, М., Изд-во АПН РСФСР, т. 3, стр. 155. [29] дома, как выполняют трудовые задания в семье, сколько времени на них затрачивают. Собранный материал анализировался, намечалось, что должна в этой области делать школа. Школа вооружала учащихся необходимыми трудовыми умениями и навыками и активно вмешивалась в организацию труда детей в семье, вносила в эту организацию элементы сознательности и коллективности. В школах были устроены «трудовые уголки», в которых дети приобретали умения и навыки работы с бумагой, картоном, деревом, жестью, проволокой. На учебно-опытных участках они приучались к сельскохозяйственному труду. Создавались детские производственные кружки по цветоводству, огородничеству, садоводству, выполнявшие общественно полезную работу по благоустройству и озеленению деревни, по распространению новых овощных и плодово-ягодных культур. Работа сельскохозяйственных кружков при школах I ступени объединялась и направлялась школой II ступени — школой-колонией «Бодрая жизнь». Под руководством педагогов-агрономов С. М. Золалова и П. А. Завитаева колонисты приобретали в школе знания по агробиологии и навыки сознательного сельскохозяйственного труда, учились применять на практике знания по биологии, химии, физике, математике. «Ярко запечатлелись занятия в кабинете физики с Т. Т. Шацким (братом Станислава Теофиловича), — вспоминает один из окончивших школу-колонию, Ю. Дмитриев. — Здесь было много различных деталей, из которых мы при прохождении какого-либо раздела физики сами собирали приборы и самостоятельно проводили на них опыты» 1. Таким образом, учащиеся, работая в учебных мастерских и в учебно-опытном хозяйстве, знакомились в теории и на практике с механической обработкой материалов и с основами сельского хозяйства. Подготовку по электротехнике они получали на уроках и внеклассных занятиях по физике, а также в процессе дежурства на школьной электростанции. Большое значение для рас- ____ 1. См. сб. «Школа им. С. Т. Шацкого», М., Учпедгиз, 1940, стр. 15. [30] ширения политехнического кругозора колонистов имели экскурсии на различные предприятия — фабрики, заводы, электростанции, проводившиеся как в течение учебного года, так и во время летних дальних путешествий по родной стране. Конечно, все это были лишь первые шаги в области политехнического обучения. Но они несомненно содействовали осуществлению связи обучения с жизнью, с производительным трудом. Шацкий считал, что труд имеет наибольшую воспитательную ценность тогда, когда он посилен детям и когда они осознают его необходимость для детского коллектива, для народа, для страны, когда рассматривают свой труд как частицу общего труда по строительству новой жизни. С. Т. Шацкий придавал большое значение общественной стороне организации детской жизни. Школьники обучаются в школе не только чтению, письму, счету, не только усваивают доступные им знания о природе, труде людей и жизни общества, но также учатся жить и работать сообща. Детский коллектив в школах I ступени сплачивался на совместном выполнении различных дел, связанных с учением и жизнью детей в школе: школьники поддерживали порядок в своей группе, несли дежурства, выделяли «санитаров» для проверки чистоты и опрятности детей; в старших группах организовались комиссии: санитарная, хозяйственная, библиотечная и др.; комиссии отчитывались о своей работе на общих собраниях группы. Коллектив учащихся школы осуществлял подготовку и проведение революционных праздников, устройство общешкольных выставок детских работ, организацию общественно полезной работы школьников. Сельские школы широко развернули общественно полезную работу по участию детей в различных областях жизни. Это были — забота о младших братьях и сестрах, устройство школьных клубов, школьных кооперативов, помощь в благоустройстве своей деревни, организация детских «обществ» по разведению и распространению цветов, ягодных кустарников, помидоров и т. п. С. Т. Шацкий считал, что детские организации должны быть прежде всего деловыми, тогда на основе выполнения практических дел они завоюют уважение к себе взрослых, а это даст возможность обеспечить и из- [31] вестную Самостоятельность и своеобразие детской организации. «Мы говорим о детской организации, которая должна строиться силами детей, конечно, при нашей помощи. Не менее важно, чтобы детские организации были детскими, а не сплошной копией организации взрослых» 1 — писал Шацкий в 1924 году в статье «Деревенские дети и работа с ними». Детские организации в школах создавались при активном участии самих детей под руководством учителей. «Работать вместе с детьми — это значит признавать громадное влияние на детей детского общества,— говорил С. Т. Шацкий.— Школа должна быть заинтересована в развитии детских организаций, участвующих в строительстве жизни. Ей тогда легче будет работать. Огромную поддержку в этом деле могут оказать школе наши пионеры и комсомол, охватывающие наиболее энергичные элементы нашей молодежи» 2. С. Т. Шацкий рассматривал общественно полезную работу школьников прежде всего как средство их воспитания в коллективе. «Таким образом, школа и деревенский школьник пропитываются идеей строительства новой жизни, — говорил Шацкий,— упражняются в этом строительстве и, следовательно, соответственным образом воспитываются. Общественная работа школы становится сильным средством социалистического воспитания детворы» 3. Высказанная Шацким и осуществленная им на практике мысль, что воспитание есть организация детской жизни, не потеряла своей ценности и в настоящее время. Это положение имеет важное значение для теории воспитания: оно восполняет односторонность обычного определения воспитания как длительного планомерного воздействия на ребенка, подчеркивая в воспитании, как сложном общественном явлении, другие существенные стороны. В советской школе в настоящее время решается задача укрепления связи с жизнью, а, стало быть, школа должна влиять на улучшение жизни ребенка в семье, ____ 1. С. Т. Шацкий. Избранные педагогические сочинения, М., Учпедгиз. 1958, стр. 321. 2. Там же, стр. 292. 3. С. Т. Шацкий, Предисловие к сб. статей «Новая волость, сельсовет и школа», М., изд-во «Новая Москва», 1937, стр. 7. [32] в пионерской организации. При этом элементы или стороны детской жизни, указанные Шацким, могут помочь полнее раскрыть содержание понятия «всестороннее развитие детей». Правильно организовать детскую жизнь школа сможет, по мнению Шацкого, на основе изучения тех условий, той среды, в которой живут дети, и непременно при участии родителей и всего окружающего населения. При этом школа должна опираться на его передовые слои, поддерживать здоровые, прогрессивные тенденции, проявляющиеся в жизни, бороться с пережитками, отсталыми взглядами. С. Т. Шацкий считал, что школа должна найти пути совместной педагогической работы вместе с теми массами, которые повседневно занимаются воспитанием детей. В подтверждение этого положения Шацкий ссылался на слова В. И. Ленина, сказанные им на XI съезде партии (1922): «Сомкнуться с крестьянской массой, с рядовым трудовым крестьянством, и начать двигаться вперед неизмеримо, бесконечно медленнее, чем мы мечтали, но зато так, что действительно будет двигаться вся масса с нами. Тогда и ускорение этого движения в свое время наступит такое, о котором мы сейчас и мечтать не можем» 1. Школа в своей воспитательной деятельности тесно соприкасается с семьей, опыт работы детских учреждений Первой опытной станции с родителями в деревне и в городе показал, что родители охотно идут на вмешательство школы в быт семьи, если оно направлено на улучшение условий семейной жизни и успешное осуществление воспитательных задач. Школа, по мысли Шацкого, не может обойтись без совместной работы не только с отдельными семьями и объединенными вокруг школы родителями, но и со всей массой окружающего школу населения и теми учреждениями, которые ее организуют. Поэтому он рекомендовал школам «нащупать» правильный, деловой подход к совместной работе с общественными организациями деревни, а в городе — с заводским комитетом, жилищным товариществом. ____ 1. В. И. Ленин. Соч., т. 33, стр. 243. [33] Необходимо принять во внимание, что первые шаги в организации педагогической работы «вместе с населением» делались школами под руководством Шацкого в тот период, когда деревня состояла из единоличных крестьянских хозяйств. Нет надобности говорить о том, насколько более благоприятные условия для развертывания совместной работы школы и родителей по воспитанию детей существуют в настоящее время. Теперь идея о содружестве школы с родителями и общественными организациями в воспитательной работе получает более полное и плодотворное осуществление. В тесной связи с содержанием детской жизни в школе Шацкий рассматривал вопрос о метоле работы. Его прежде всего интересовали те общие основы метода, которые относятся не только «к умственной деятельности ребенка, но и к организации других элементов детской жизни. «Каков же наш метод? Он опирается прежде всего на реальный опыт ребенка, который известными-способами должен быть выявлен педагогом», — писал Шацкий в статье «Наше педагогическое течение». «На основании того, что мы знаем про опыт ребенка, полученный в результате его деятельностей, мы организуем для него занятия в школе; мы говорим, что он получает организованный опыт (лаборатория), и затем мы вводим ребенка в соприкосновение с накопленным человечеством опытом (готовые знания), все время устанавливая связь между этими тремя видами опыта. К этой работе мы присоединяем упражнения, дающие нужные для ребенка навыки» 1. Таким образом, школа проводит занятия, опровергающие или подтверждающие верность жизненных наблюдений ребенка, создает организованный опыт и устанавливает связь его с широким «готовым» опытом человеческой деятельности в труде, науке, искусстве и других областях, т. е. сообщает детям знания. Вместе с тем школа организует упражнения детей в различных областях деятельности: в умственном и физическом труде, в искусстве, в игре и в заботах об охране здоровья, в общественной работе. ____ 1. С. Т. Шацкий, Наше педагогическое течение, статья в сб. «Этапы навой школы», М., изд-во «Работник просвещения», 1923, стр. 24. [34] «Если школа хочет работать прочно, не распыляя своих сил, то она должна внести в свою практику культуру упражнений...» 1 — говорил Шацкий. Применение этого метода к организации умственной деятельности детей приводило к тому, что сообщаемые школьникам знания усваивались ими не формально, а становились их прочным достоянием и являлись действенными знаниями. При этом Шацкий придавал большое значение при-обретению учащимися не только знаний, но и умения работать. «Никто не может отрицать важности того, чтобы ученики наши твердо знали тот минимум необходимых сведений, которыми должен быть вооружен каждый советский гражданин, — но если эти знания получаются лишь путем работы памяти и если они не сопровождаются накоплением известных навыков умелой работы, то вряд ли эти знания представляют ценность...» 2. В статье «О количестве и качестве в школьной работе» (1928) Шацкий писал: «Если мы возьмем за правило, что вся та работа, которая проделывается учениками, должна быть качественно хороша, а это возможно только тогда, когда ученики наши будут приобретать все более и более совершенные методы работы, то мы будем иметь такие результаты: наши ученики будут знать с внешней стороны не так много, но ценность их знаний будет, несомненно, весьма велика, и они на этом сравнительно небольшом материале научатся основательно работать» 3. С 1923 года в РСФСР начинается разработка плана введения всеобщего обучения, а в 1925 году намечаются практические мероприятия по осуществлению этой задачи. С. Т. Шацкий со всей присущей ему энергией поддерживает это дело, имеющее большое общественное значение. В статье «Большие и больные вопросы современной школы» (1926) он пишет: «Мы стоим перед началом огромной общественной работы — введением всеобщего _____ 1. С. Т. Шацкий, Годы исканий, М., изд-во «Мир», 1924, «тр. 140. 2. Цит. по книге С. А. Черепанова «С. Т. Шацкий в его педагогических высказываниях», М., Учпедгиз. 1958, стр. 88. 3. С. Т. Шацкий. Избранные педагогические сочинения, М.. Учпедгиз, 4958, стр. 357. [35] обучения... Начало всеобщего обучения — событие исключительно важное в культурной жизни страны» 1. С. Т. Шацкий считал, что в связи с введением всеобщего обучения перед органами народного образования и советской общественностью стоят три конкретные задачи: сделать молодое население грамотным, создать при школах мастерские, улучшить положение учителя. «Под грамотностью мы должны понимать, — говорил Шацкий, — элементарные навыки как формального (учебного) характера, так навыки трудовые, гигиенические, организационные и общественные, с одной стороны, и элементарные знания, которые нужны ребенку для того, чтобы ориентироваться в современной жизни, с ее основными нуждами и потребностями» 2. С. Т. Шацкий хорошо понимал важное значение для будущего нашей страны правильной постановки учебно-воспитательной работы в школах всеобщего обучения. Свои мысли об этом он высказывал в статье «Живая работа» (1927): «Мы имеем сейчас восемь миллионов учеников. Должны их иметь не меньше двадцати... Затраты на воспитание этой массы, на то, чтобы у нее образовались элементарные организационные, мыслительные, технические навыки, вкус и интерес к строительству, та или иная степень общей культурности дадут свои результаты лет через восемь, когда эта молодежь вступит в жизнь... Если эта молодая свежая человеческая масса войдет в жизнь, в ее строительную работу с известным уменьем работать, если она знакома с некоторыми приемами техники, если она умеет не растрачивать времени зря, если она хорошо грамотна и развила вкус к строительству, — вообще, если эта молодежь деловая, здоровая, живая, то какой колоссальный вклад она сделает в развитие наших производительных сил» 3. В советской школе, по мысли Шацкого, необходимо тесно связать обучение с жизнью, удовлетворять разносторонние запросы учащихся, воспитывать умение работать. _____ 1. С. Т. Шацкий, Большие и больные вопросы современной школы, журн. «На путях к новой школе», 1926, № 2, стр. 29. 2. Там же, стр. 31. 3. С. Т. Шацкий, Избранные педагогические сочинения, М., Учпедгиз. 4958. стр. 311—342. [36] В этом направлении С. Т. Шацкий разрабатывал вопросы теории и практики обучения. С. Т. Шацкий считал, что «советская дидактика будет прежде всего отличаться от дидактики старой своей жизненностью и широтой взглядов; таким образом, советское искусство обучения, неразрывно связанное с за-дачами социалистического воспитания, будет искусством новым, требующим и живого человека и живого мастера своего дела» 1. До сознания детей, считал Шацкий, нужно всегда доводить цель обучения. Дети должны знать, для чего они учатся языку, счету, изучают природу и общество. Важно, чтобы учение для ребят имело общественный смысл, т. е. дети должны понять значение применения приобретаемых ими знаний к социалистическому строительству, почувствовать интерес к этому. Сильнейшим .стимулом к учению является общественно полезная работа, и школьники должны понимать, что для успешного ее выполнения нужны знания и умения. Выдающийся педагог призывал учителей всемерно развивать у детей интерес к учению, к овладению знаниями и практическими навыками. Он писал, что интерес к работе возбуждается у ребенка сознанием собственного продвижения. Интерес к учению у школьника возрастает, если он сознает, что способен овладеть предметом, поверит в свои силы. В связи с этим Шацкий высказал оригинальную мысль: ученики в процессе работы тратят свои силы, но в том-то и сущность учения, что чем больше они тратят свои силы, тем больше они их приобретают. В статье «О том, как мы учили и как следует учить» (1926) С. Т. Шацкий, говоря о недостаточной продуктивности уроков в школах, отмечал: «... работа в классе происходит между учителем и одной группой, весьма небольшой, учеников. Остальные являются участниками — наблюдателями этой работы в большей или меньшей степени. Но участниками по-настоящему многих назвать нельзя: они лишь присутствуют, скучают и в конце концов занимаются или своими мыслями, или своим делом» 2. _____ 1. С. Т. Шацкий, О советской дидактике и дидактическом материале, журн. «Вестник просвещения», 1928, № 11-12, стр. 100. 2. С. Т. Шацкий, Избранные педагогические сочинения, М. Учпедгиз, 1958, стр. 381. [37] И далее он подробно излагает свои соображения о такой организации работы учащихся на уроках, которая устраняет отмеченные недостатки. «Если мы хотим, — заявляет С. Т. Шацкий, — чтобы каждый ученик в школе энергично работал, ему надо помочь, подготовив самые задания. Они, действительно, должны быть готовы заранее, быть коротки, просты, понятны. Для их выполнения надо иметь под рукой в достаточном количестве пособия и книги. Ученик не должен по каждому незначительному случаю обращаться к учителю; у него под рукой должно быть то самое необходимое, в чем он при решении задания может нуждаться» 1. В статье «О том, как мы учим», относящейся к 1928 году, Шацкий снова возвращался к этому вопросу. Он настаивал на том, чтобы объяснения, которые дает на уроке учитель, отличались ясностью и были краткими. Это позволит больше времени отвести на уроке самостоятельной работе учащихся. Он требовал расчленения сложных заданий на такие связанные между собой части, чтобы каждая из них была посильна учащимся и помогала выполнению следующей. Шацкий считал, что при выполнении заданий учеников надо приучать обращаться за советом к учителю лишь в тех случаях, когда задания являются для них слишком трудными. Под руководством С. Т. Шацкого такие задания разрабатывались учителями школ I ступени, а также преподавателями учебных предметов в школе-колонии «Бодрая жизнь» Е. М. Кадомской, П. А. Фаворским, П. А. Завитаевым и другими и всегда способствовали повышению качества знаний учащихся, развивали у них уменье самостоятельно работать. В статье «О том, как мы учили и как следует учить» рассматривался также вопрос о правильной организации домашней учебной работы школьника. Положим, рассуждал педагог, уроки дома сделаны хорошо. Но так ли это на самом деле? Если спросить ученика, сколько он времени потратил, какими материалами пользовался, как сидел, кто ему мешал, кто его отрывал от дела, то результат оценки мог бы быть и иной: «Мы сказали бы, что потрачено слишком много времени, что ______ 1. С. Т. Шацкий, Избранные педагогические сочинения, М., Учпедгиз, 1958, стр. 385. [38] мальчик утомил себе глаза, что он сидел дома в душной комнате, что в конце концов он делал задачу в то время, когда должен был бы спать...» 1. Учителя школ Первой опытной станции разъясняли родителям, какие условия надо создать детям в семье для выполнения домашних заданий и как учащиеся должны дома заниматься. Много внимания уделял Шацкий поискам путей преодоления второгодничества, которое считал пережитком прошлого. Он не раз подчеркивал, что необходимо рационализировать педагогический труд, отмечал, что в наших школах нередко можно встретить «...унылые классы, сорок учеников, слушающих разговоры учителя с учеником у доски, скучающих...», «...а рядом — огромный завод, прекрасно оборудованный, с двенадцатью тысячами рабочих...» 2 Советская школа в отношении рационализации педагогического процесса должна ориентироваться на современное социалистическое производство — вот с каким призывом обращался С. Т. Шацкий к работникам народного образования. В 1929—1932 годах в СССР наряду с бурным ростом промышленности перестраивалось на новых началах сельское хозяйство. В деревне в ожесточенной классовой борьбе шел процесс кооперирования крестьянских хозяйств. Реконструкция народного хозяйства сопровождалась культурной революцией: в 1930 году было введено все-общее обязательное начальное обучение детей, в 1931 — всеобщее обучение неграмотного взрослого населения. Сельская школа не могла стоять в стороне от колхозного движения: учителя являлись пропагандистами и организаторами колхозов, школьники помогали в уборке колхозного урожая, участвовали в проведении агитации за выполнение хлебозаготовок, занимались проращиванием семян и проверяли их всхожесть, проводили опыты по выращиванию новых сельскохозяйственных культур и т. п. _____ 1. С. Т. Шацкий, Избранные педагогические сочинения, М.» Учпедгиз, 1958, стр. 383. 2. Там же, стр. 363. [39] В связи с новыми условиями жизни и новыми задачами Наркомпрос перерабатывает школьные программы. С. Т. Шацкий принял активное участие в составлении новой программы для школы I ступени. Вопросы воспитания в этой программе были выдвинуты на первый план как важнейшие вопросы работы школы. «Вопрос о кадрах, вопрос о подготовке новых строителей социализма является вопросом коренным в нашей современной работе, — говорил Шацкий. — Отсюда ясно, какое громадное значение мы придаем воспитанию именно в настоящее время, когда мы строим социализм, как серьезное практическое дело» 1. И Шацкий намечал конкретные пути социалистического воспитания детей при активном участии широких масс трудящихся, строящих социализм. С. Т. Шацкий отметил и новые методы воспитания, выдвинутые современной жизнью, возникшие в практике социалистического строительства. Оп относит к новым методам воспитания самокритику, общественный контроль, социалистическое соревнование. Эти новые методы, по мнению Шацкого, необходимо привести в систему, чтобы успешнее осуществлять задачи социалистического воспитания. «Это нам важно для того, чтобы ускорить темпы нашего социалистического строительства» 2, — указывал Шацкий. В основу новой программы для школ I ступени были положены идеи изучения окружающей жизни и участия в ней школьников. «Для того, чтобы организовать социалистическое воспитание, — утверждал Шацкий, — надо прежде всего, чтобы каждый человек, а следовательно, и ребенок, принимал участие в социалистическом строительстве. Мы должны построить наше дело так, чтобы гарантировать детям это участие в социалистическом строительстве, участие в доступной, понятной и интересной для них форме» 3. Эта правильная мысль сопровождалась, однако, ошибочными указаниями на способы ее осуществления: пред- _____ 1. С. Т. Шацкий. Основные принципы построения новых программ, М., Изд-во НКПТ. 1931, стр. 3. 2. Там же, стр. 12. 3. Там же. стр. 4. [40] лагалось общественную работу школьников считать основным делом школы, а ученье рассматривать как подготовку детей к этому практическому делу. Такая постановка школьной работы не могла не отразиться отрицательно на систематичности в усвоении знаний учащимися и вела к снижению объема и уровня общеобразовательных знаний, умений и навыков. Центральный Комитет партии в своем постановлении от 5 сентября 1931 года, отметив успехи, достигнутые школой в осуществлении всеобщего обучения и в разрешении воспитательных задач, указал на коренной недостаток школы, заключавшийся в том, что обучение в школе не давало достаточного объема общеобразовательных знаний. После постановлений ЦК ВКП(б) о школе, принятых в. 1931 и 1932 годах, С. Т. Шацкий как руководитель Центральной педагогической лаборатории Наркомпроса развернул энергичную деятельность по повышению качества работы школы, по разработке вопросов теории и практики урока, как основной формы организации учебной работы. С. Т. Шацкий строил работу Центральной педагогической лаборатории в соответствии с указаниями постановления ЦК ВКП(б) о школе, в котором предлагалось сосредоточить работу исследовательских институтов «главным образом на изучении и обобщении опыта, на-копленного практическими работниками школы...» 1. Центральная лаборатория собирала отчеты учителей, тетради учащихся, контрольные и другие работы из опытных и образцовых школ РСФСР. Под руководством С. Т. Шацкого научные сотрудники анализировали эти педагогические документы, делали обобщения и выводы о методах работы учителя в сопоставлении с достигнутыми результатами. Шацкий учил своих сотрудников на основе анализа постоянно поступающих новых материалов, непосредственного изучения живого педагогического опыта пересматривать старое и выдвигать новые задачи. Опираясь на марксистско-ленинскую теорию, Шацкий разрабатывал вместе с коллективом научных _____ 1. Директивы ВКП(б) и -постановления Советского правительства о народном образовании за 1917—1947 годы. вып. I, М.—Л., Изд-во АПН РСФСР, 1947, стр. 155 [41] сотрудников проблемы педагогики на основе изучения педагогической практики широкого круга школ и учителей. Основываясь на марксистско-ленинской теории познания, С. Т. Шацкий подчеркивал значение руководства учителя учащимися в процессе их мыслительной деятельности на пути от восприятия вещи «как таковой» через «особенное» к всеобщему, предостерегал учителей от быстрого перехода к общим формулировкам, чтобы не лишить ребенка возможности продуктивно работать. На каждом уроке тот материал, который учитель предлагает детям, должен быть обоснован на фундаменте прочных знаний, ранее усвоенных ими; новое должно быть теснейшим образом связано со старым, с известным. Вместе с тем Шацкий советовал учителям внимательно изучать детей. «Мы часто не учитываем роста ребенка, его продвижения, — говорил он в докладе о повышении качества урока, сделанном 26 ноября 1932 года, — по этой причине мы можем очень сильно тормозить развитие ребенка. И отсюда у нас частое явление — отсутствие у ребят интереса к занятиям» 1. При хорошей организации урока, подчеркивал он, в классе все учащиеся будут успешно овладевать знаниями. «Разве нельзя добиться, — спрашивал Шацкий, — что все, что предлагается ребятам, будут ими сделано? Конечно, мы можем это сделать, если отчетливо будем расчленять операции, которые дети должны выполнить» 2. Свой доклад о повышении качества урока Шацкий начал следующими словами: «Центральная проблема в уроке сводится к проблеме учителя: от него так много зависит в отношении качества урока, продуктивности, что мимо этой проблемы мы пройти не можем» 3. Огромное значение С. Т. Шацкий придавал повышению общей культуры учителя. Он настойчиво указывал на необходимость постоянной работы учителя над собой как в области выработки марксистско-ленинского мировоззрения, так и по овладе- ______ 1. С. Т. Шацкий, Избранные педагогические сочинения. 1958. стр. 367. 2. Там же. стр. 370. 3. Там же, стр. 365. [42] нию педагогическим мастерством в процессе коллективной педагогической работы. В программу летних учительских, курсов в Калужском отделении Первой опытной станции наряду с методическими вопросами включались вопросы организации жизни коллектива педагогов. Организация жизни учительского коллектива содержательной и интересной, заполненной напряженной умственной работой, физическим трудом, разнообразными видами искусства, являлась, по замыслу С. Т. Шацкого, своеобразным практикумом для учителей. Учителя практически обучались тем умениям, которые им впоследствии могли понадобиться при руководстве жизнью детского коллектива и при выполнении общественной работы в деревне. С. Т. Шацкий считал, что «учитель в работе своей должен сам почувствовать вместе со своими товарищами те элементы, из которых складывается новая школа: совместную деятельность, полную самостоятельных усилий, — т. е. дух коллективизма, привычку к физическому труду, складность и трудность общежития, он должен понять и развить в себе дух исследования, упражняться в наблюдательности, дающей ему огромное оружие в руку...» 1. На учительских курсах С. Т. Шацкий сам руководил теми занятиями, которые вооружали учителя уменьем наблюдать окружающую действительность. Это были занятия по природоведению с элементами физики, химии, географии. Часто можно было видеть летом учителей- курсантов в огороде, в поле, в лесу или в парке за выполнением заданий практического характера, которые входили в план учебных занятий, проводившихся Шацким. Непосредственным продолжением летних курсов были занятия учителей в течение учебного года на регулярно устраиваемых съездах (1—2 раза в месяц), которые проводились близ колонии «Бодрая жизнь». Материал из опыта, накапливаемый учителями, подвергался обработке и анализу на курсах-съездах, что позволяло приходить к некоторым теоретическим выводам, на основании которых перед школами выдвигались кон- ____ 1. С. Т. Шацкий, На пути к трудовой школе, статья в об, «Трудовая школа». М., 1918. стр. 114—115. [43] кретные задачи для следующего этапа практической работы, которая в дальнейшем снова анализировалась. С. Т. Шацкий придавал большое значение и изучению детских работ. Учителя сохраняли тетради, детские рисунки и другие работы, собирали отзывы о прочитанных детьми книгах. Детские работы служили материалом для изучения особенностей ребенка в различных областях его деятельности. Так, например, детские сочинения, написанные на заданные учителем и на свободные темы, заключали в себе богатый материал, раскрывающий круг представлений детей и детских интересов, а также особенности образного языка ребенка. На основе анализа этого материала учителя строили руководство детскими творческими работами, намечая пути развития способностей ребенка, обогащения его языка, с сохранением в то же время детской непосредственности, живости и образности изложения. Шацкий считал, что система педагогической работы должна складываться из трех элементов: научной деятельности, направляющей и освещающей практику; курсовой, организующей работу школ, и практической, претворяющей в конкретные формы то, что вырабатывается двумя первыми. С. Т. Шацкий, сам постоянно работавший над собою, вовлекал весь учительский коллектив в глубокую работу по практическому разрешению проблем строительства советской школы и воспитывал творчески работающих советских учителей, отдававших все свои силы воспитанию подрастающего поколения — будущих строителей коммунизма. Замечательные черты С. Т. Шацкого — его оптимизм, его бодрость и жизнерадостность, умение пробуждать и развивать у людей творческие способности — влекли к нему молодых педагогов, которых он вдохновлял своими идеями и своей непосредственной работой с детьми. С. Т. Шацкий наряду с вопросами повышения педагогического мастерства учителей рассматривал в своих статьях также проблемы педагогического образования. Он считал, что учительская молодежь должна учиться «в среде, насыщенной педагогикой... Для молодежи вредно замыкаться в круг академических интересов и приучаться смотреть на практическую деятельность со [44] стороны» 1. Он предлагал ввести для студентов возможно ранее практику в школах, от самых простых форм — участие в хозяйстве школы, подготовка пособий — до самостоятельных занятий с учениками. Молодежь должна, по мнению Шацкого, как можно скорее накоплять материалы педагогической практики, чтобы в дальнейшем подвергнуть их обработке и анализу. Практику студентов следует, по мысли Шацкого, проводить в массовой школе. Но для этого массовая школа должна быть хорошо организована, для чего необходимо, чтобы педагогические институты взяли на себя задачу организации педагогической работы во всех соседних с ними школах. В качестве недостатков работы педагогических институтов своего времени Шацкий отмечал «огромное накопление научных дисциплин, преимущественное чтение лекций, преобладание методов усвоения (да еще пассивного) над методами активной работы» 2. Для устранения этих недостатков Шацкий предлагал педагогическим институтам заняться научным исследованием педагогического процесса в окружающих школах, чтобы институты стали руководителями педагогической мысли учительских коллективов и организаторами учебно-воспитательной работы школ окружающего района, чтобы студенты привлекались как к практической работе в школе, так и к участию в педагогических исследованиях. Ознакомление со статьями Шацкого по вопросам педагогического образования и с его опытом подготовки учителей может быть весьма полезно для улучшения работы педагогических институтов на современном этапе их развития. Педагогический путь С. Т. Шацкого был путем исканий, которые не сразу приводили к успешному и правильному решению вопросов, порою сопровождались ошибками. Его педагогические искания были, искренними и честными, они были направлены на создание новой школы, соответствующей требованиям социалистического общества, интересам народа. Шацкий особенно ценил _____ 1. С. Т. Шацкий, Годы меканий, М., изд-во «Мир». 1924, стр. 212. 2.Там же. стр. 214. [45] живую, постоянно движущуюся вперед педагогическую деятельность: пусть она ошибается, ищет, как говорил Шацкий, пусть будет сложна и трудна, лишь бы жила и двигалась. Выдающийся педагог видел перед собою большую цель — создать наиболее эффективную советскую педагогическую систему, которая являлась бы нужной, жизненной для широких масс трудящихся, открывающих с колоссальной силой новые пути в жизни человечества. Мысли С. Т. Шацкого об изучении детей в процессе педагогической работы с ними, о связи школы с жизнью, о строительстве школы на основе тщательного изучения ее действительного состояния, о связи практической педагогической деятельности, курсов по подготовке педагогов и научной работы могут быть использованы в дальнейшем развитии педагогической теории и практики. Изучение педагогических идей и педагогической деятельности этого выдающегося советского педагога поможет успешнее решать в новых условиях насущные проблемы воспитания и образования детей и подготовки учителей. Л. Скаткин 20 апреля 1961 г. [46] Цитируется по изд.: Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в четырех томах. Том первый. М., 1962, с. 7-46.
Далее читайте:Педагогия (специальный проект портала "ХРОНОС. Всемирная история в интернете")
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |