Шехтель Франц (Федор) Осипович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >

ссылка на XPOHOC

Шехтель Франц (Федор) Осипович

1859-1926

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Федор Осипович Шехтель

Федор Шехтель.
Памятник возле Ярославского вокзала.

Шехтель Федор Осипович (1859-1926), архитектор. Ведущий русский мастер стиля модерн. Художественную жизнь начинал как декоратор и рисовальщик. Знаменит как зодчий зданий в стиле московского модерна, органично сочетающем черты западноевропейского модерна и “русского стиля”, в т. ч. особняк Рябушинского на Малой Никитской (1900), Ярославский вокзал (1902), типография “Утро России” (1907). Много лет был председателем Московского архитектурного общества. До конца жизни преподавал в Строгановском училище.

+ + +

Шехтель Франц (Федор) Осипович (1859, Петербург - 1926, Москва) - архитектор. Родился в обрусевшей немецкой семье инженера-технолога. Окончил Тираспольскую римско-католическую епархиальную семинарию и частную гимназию. В 1875 Шехтель приехал в Москву и поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которое он оставил в 1878 году, не окончив курса. Начал самостоятельную работу, иллюстрируя и оформляя книги, журналы, создавая театральные афиши, эскизы декораций и костюмов для театра; занимался прикладным искусством, разрабатывая эскизы витражей, мебели, посуды, тканей и т.д. Со времени переезда в Москву стал серьезно заниматься архитектурой, разрабатывая новую пространственно-планировочную структуру и композицию особняков, загородных домов. Исследователь Е.И. Кириченко отметила: "Шехтель был в числе непосредственных создателей нового языка архитектуры, новой системы. Его творчество - одна из вершин первого этапа современной архитектуры, известного в России под названием "модерн". Сочетая работу с общественной и преподавательской деятельностью, Шехтель являлся одним из основателей Московского литературно-художественного кружка (1899); в 1908 - 1922 годы был бессменным председателем Московского архитектурного общества; в 1896 - 1926 годы преподавал композицию в Строгановском училище. Среди знаменитых работ Шехтелья - особняк С.П. Рябушинского на Малой Никитской, торговый дом М.С.Кузнецова на Мясницкой ул., фасады и внутренняя отделка Ярославского вокзала в Москве. В 1918 особняк, построенный Шехтелем для себя, был национализирован, а зодчий с семьей выселен. Последние 8 лет жизни Шехтель жил в коммунальной квартире.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Федор Шехтель с женой и сыном. 90-е годы XX века.
Фото из домашнего архива внучки архитектора М.С.Лазаревой-Станищевой

Шехтель Федор Осипович (1859—1926) — российский деятель культуры, архитектор, академик архитектуры Петербургской АХ (с 1902), художник-оформитель, театральный декоратор и педагог.

В начале творческого пути (конец 1870-х) занимался иллюстрацией книг и журналов, рисовал афиши, оформлял народные гулянья, выступал как театральный художник-декоратор. В 1880-х гг. увлекся архитектурой. В 1896— 1926 гг. преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище. В 1906—1922 гг. — пред. Московского архитектурного общества.

На его ранние работы большое влияние оказало романтическое течение и особенно готика (особняк Морозова на Спиридоновке, 1883). Влияние традиций средневекового русского зодчества (неорусский стиль) отразилось в постройке и оформлении павильонов русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901).

С начала 1900-х гг. в его постройках доминировал стиль модерн: бывший особняк Рябушинского на Малой Никитской улице (1900), Ярославский вокзал (проект — 1902, постройка в 1903—1904), перестройка (перепланировка и внутренняя отделка помещений) Московского Художественного театра (1902) — все в Москве.

В дальнейшем при проектировании сооружений разного назначения архитектор стремился к рационализму и использованию строгих форм — торговый дом Купеческого общества в Малом Черкасском переулке (1909), банк Рябушинского на Биржевой площади (1910), собственный дом архитектора на Большой Садовой улице (1909), библиотека в Таганроге (1910).

После Октябрьской революции 1917 г. — пред. Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, пред. жюри по кон-курсам, которые объявлялись Московским архитектурным обществом, ВСНХ и Наркомпросом. Выступал с докладами в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). Разработал ряд проектов, которые не были осуществлены (Днепрогэс, памятник 26 бакинским комиссарам, крематорий и др.). Умер в бедности.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 569-570.


Литература:

Кириченко Е.И. Большая Садовая улица, 4. М., 1989;

Марченков А.М., Чернухина В.Н., Кириченко Е.И. Улица Качалова, 6/2. М., 1990.

 

 

Создателей "нового языка архитектуры" начинал свое творчество с того, что будущие свои грандиозные постройки обкатывал на объектах существенно меньших по размеру - на предметах мебели. Кстати, это и чувствуется, когда входишь в особняк Рябушинского, то ощущаешь необыкновенное единство стен здания и интерьера. Всё необычно: перила лестницы - просто отдельные произведения искусста. И эксклюзивная мебель, подобную которой сегодня можно увидеть разве что на сайте www.krasdom.com/ . А уж насколько хорошо она впишется в интерьер вашего дома - сами прикидывайте.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС