Шелер, Макс
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >

ссылка на XPOHOC

Шелер, Макс

1874–1928

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Макс Шелер

Идеалист

Шелер Макс (1874—1928) — немецкий философ-идеалист, один из основоположников философской антропологии, феноменологической (Феноменология) аксиологии и социологии знания. В своих построениях Шелер пытался объединить принципы неокантианства и философии жизни на основе феноменологического метода Гуссерля. Первоначально философия Шелер выстраивалась как нравственная. Он рассматривал ценности как независимые от человека и человечества «предметные миры», каждый из которых обладает своей сущностью. При соотнесении с миром ценностей в животной телесно-душевной стихии возникает собственно человеческое начало — личность как носительница духовных актов; в этих актах, которые и составляют сущность человеческой личности, постигаются идеальные «предметы» — ценности. Следующий период, для которого наиболее показательна тема «крушения ценностей», вызванная первой мировой войной, характеризуется постепенным сдвигом интереса Шелера к собственно антропологической проблематике. Эта тенденция привела его к такому толкованию специфической сущности человека, которое уже не предполагало постулата о существовании «личного бога»: речь шла о понимании человека исходя из своеобразия его «положения в космосе». В ходе третьего, и последнего периода философской эволюции Шелера его теологические интересы явно вытеснялись естественнонаучными, а нравственно-философские — социологическими. Социология Шелера базируется на философско-антропологической посылке, согласно которой всякий «подлинно человеческий акт» одновременно и духовен и инстинктивен, может быть направлен либо на духовное содержание (сфера идеального), либо на содержание «жизненное», «витальное» (область реального). При этом Шелер стремится утвердить абсолютную самостоятельность сфер, с которыми социология имеет дело. Влияние Шелера на западную философию и социологию 20 в. многообразно. Его философия оказалась посредствующим звеном между философией жизни и экзистенциальной философией (Экзистенциализм); из нравственной философии Шелера немало почерпнули французские персоналисты (Персонализм). Он оказал существенное влияние на последующий процесс развития антропологического интереса в нем. социальной философии — как в его правоконсервативном (Гелен, Шельский и др.), так и леворадикальном (Франкфуртская школа) вариантах. Основные сочинения: «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (1913—16), «О вечном в человеке» (1921), «Положение человека в космосе» (1927).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 523-524.


Вернуться на главную страницу М. Шелера

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС