Шевченко Тарас Григорьевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >

ссылка на XPOHOC

Шевченко Тарас Григорьевич

1814 - 1861

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Тарас Григорьевич Шевченко

ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич (9.03.1814-10.03.1861), малороссийский поэт и художник. Родился в семье крепостного крестьянина. В 1838 был выкуплен из крепостной неволи у помещика Энгельгардта и поступил в Петербургскую Академию художеств. Учился у К. П. Брюллова. По окончании академии в 1846 работал в Киевской археологической комиссии.

Литературную известность Шевченко получил изданием в 1840 сборника стихов “Кобзарь”. Литературные и общественно-политические взгляды Шевченко складывались под влиянием творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинского. Поэзия Шевченко отражала настроения, чаяния и думы малороссов. Эти настроения нашли отражение в поэмах Шевченко “Катерина” (1838), “Гайдамаки” (1841), “Сон” (1844), “Наймичка” (1845).

В 1846 Шевченко вступил в основанное в к. 1845 преподавателями и студентами Киевского университета Кирилло-Мефодиевское общество, преследовавшее цель создания федерации славянских народов. Шевченко примкнул к левому крылу этого общества. В апреле 1847 общество было раскрыто полицией. Участники его без суда подверглись в административном порядке разного рода наказаниям. Самому суровому наказанию подвергся Шевченко, который был сослан рядовым солдатом в Оренбургскую губ. с запрещением “писать и рисовать”. В 1850 Шевченко был переведен в Новопетровское укрепление на о. Мангышлаке. По амнистии 1856 Шевченко в 1858 вернулся в Петербург. В 1859 Шевченко выехал в Малороссию, но за революционную пропаганду был арестован и отправлен в Петербург под надзор III отделения.

Из живописного наследия Шевченко хорошо известны его картина “Катерина” (1842), офорты “Живописная Украина” (1844), серия рисунков “Притча о блудном сыне” (1856 — 57), портреты, акварельные пейзажи.

Л. Н. Вдовина

Русское небо


Шевченко Тарас Григорьевич (1814—1861) — украинский поэт, художник, основоположник революционно-демократического направления в украинской общественной мысли. Родился в семье крепостного. В 1838 был выкуплен у помещика и поступил в Петербургскую академию художеств. Был связан с петрашевцами. В 1847 за участие в «Кирилло-Мефодиевском обществе» был арестован, приговорен к ссылке и определен рядовым в отдельный Оренбургский корпус под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать. После окончания ссылки (1857) Ш. сблизился с Чернышевским, Добролюбовым и др. сотрудниками журнала «Современник». Поэзия (сборник стихов «Кобзарь», поэмы «Гайдамаки», «Сон», «Кавказ» и др.) и деятельность Шевченко были направлены против царского самодержавия и крепостничества Выступал против буржуазных националистов, за дружбу русского и украинского народов, боролся за развитие национальной культуры. По своему мировоззрению Ш. был материалистом. Утверждал, что сила духа немыслима без материи. Подчеркивая неизбежность гибели феодально-крепостнического строя, он видел в народных массах решающую силу развития общества. Шевченко резко критиковал религию и церковь. В эстетике стоял на позициях реализма, боролся за жизненную правдивость, народность и идейность искусства. Философские и эстетические взгляды поэта ярко отражены в его «Дневнике».

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 523.


Шевченко Тарас Григорьевич (9.III.1814 - 10.III.1861) - украинский поэт и художник, революционер-демократ. Родился в селе Моринцах (ныне [на 1976 год] Звенигородского района Черкасской области УССР) в семье крепостного крестьянина. В 1838 году был выкуплен прогрессивными русскими и украинскими культурными деятелями из крепостной неволи. Закончив под руководством К. П. Брюллова Академию художеств в Петербурге (1845), с 1845 года работал в Киевской археолографической комиссии. В 1840 году вышел первый сборник стихов Шевченко «Кобзарь». В 1846 году вступил в Кирилло-Мефодиевское общество, где принадлежал к революционно-демократическому крылу. В 1847 году арестован, сослан солдатом в Оренбургскую губернию, а в 1850 году - в Новопетровское укрепление на полуострове Мангышлак (ныне город Форт-Шевченко) с запрещением писать и рисовать. В 1858 году по амнистии вернулся в Петербург, где сблизился с русскими и польскими революционерами-демократами. Находясь в 1859 году на Украине, Шевченко вел революционную агитацию, за что был арестован и отправлен в Петербург под надзор Третьего отделения. После смерти Шевченко его тело согласно завещанию было похоронено на Чернечей (ныне Тарасовой) горе около города Канева. Памятники Шевченко установлены в Киеве, Москве, Харькове и во многих других городах.

В творчестве Шевченко отразились его пламенная любовь к Родине, ненависть к крепостничеству, царскому самодержавию, национально-колониальному угнетению (поэма «Кавказ»), призыв к дружбе и единству славянских народов (поэма «Еретик»). Будучи выразителем интересов крепостного крестьянства и зачинателем революционно-демократического направления в украинской общественно-политической мысли, Шевченко впервые на Украине выдвинул идеи крестьянской революции и общей революционной борьбы трудящихся всей России против самодержавия и крепостничества, причем гневно обличал украинских помещиков, воспевал дружбу и единство украинского и русского народов *. Шевченко мечтал об общественном строе без эксплуатации. В своем творчестве Шевченко часто обращался к истории, особенно к истории Украины (поэмы «Иван Подкова», «Тарасова ночь», «Гайдамаки», драма «Никита Гайдай» и другие; картины «Смерть Олега, князя древлянского», «Дары в Чигирине 1649 г.», «Смерть Богдана Хмельницкого» и другие). Историю Шевченко представлял как непрерывный процесс развития общества, в котором значительную роль играет технический прогресс. В историческом развитии важным фактором Шевченко считал деятельность народных масс. Большое внимание он уделял крестьянско-казацким восстаниям на Украине и крестьянским войнам в России, восстанию декабристов, борьбе русского и украинского народов против иноземных захватчиков. Исторические взгляды Шевченко оказали влияние на развитие украинской историографии и способствовали росту революционно-демократического направления в историографии других славянских народов.

И. А. Гуржий. Киев.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ-ТЯНЬ - ЯШТУХ. 1976.

Примечания ХРОНОСа

* — «…воспевал дружбу и единство украинского и русского народов…» — В те годы, когда жил Тарас Шевченко, никто не выделял такой якобы отдельно существующий украинский народ, а население территории Российской империи, теперь входящее в состав Украины, в массе своей считалось (и себя считало) русскими великороссами. Украинцами их в ту пору считал разве что сам Т. Шевченко и та ничтожно малая численно группа интеллигенции, которая выкупала Шевченко из крепостной зависимости.


Шевченко Тарас Григорьевич (1814 - 1861), украинский поэт. Родился в селе Моринцы Киевской губернии в семье крепостного крестьянина. Детские годы прошли в родном селе, затем в селе Кириловка. Рано осиротев, познал бесправную долю крепостного. Грамоте его учил сельский дьячок.

В 1828 попал в услужение в дом помещика П.Энгельгардта в селе Вильшана, через год служил в его доме в Вильно, а с 1831 - в Петербурге. Обнаружив способности мальчика к рисованию, Энгельгардт решил сделать из него домашнего живописца и послал его в 1832 в обучение к художнику В.Ширяеву.

В 1836 Шевченко познакомился с украинским художником И.Сошенко, а через него - с К.Брюлловым, В.Григоровичем, В.Жуковским, которые решили б освободить молодого художника из крепостной зависимости. В 1838 портрет Жуковского, написанный Брюлловым, был разыгран в лотерее, и на полученные 2500 руб. Шевченко был выкуплен у Энгельгардта. В том же году был принят в Академию художеств, где стал учеником и товарищем Брюллова. Учился жадно, много читал, изучал искусство, овладел мастерством рисунка и живописи. Хорошо знал творчество украинских и русских писателей.

В 1840 в Петербурге был опубликован первый украинский сборник стихов Шевченко - "Кобзарь", начавший новую эпоху в истории украинской литературы. Ранние произведения Шевченко написаны в жанре баллады, поэмы, "думки". Значительные произведения этого периода - поэмы "Катерина" (1838) "Гайдамаки" (1841). На русском языке им были написаны поэмы "Слепая" (1842), "Бесталанный" (1844), драма "Назар Стодоля" (1843).

В 1843 возвращается на Украину, в течение года путешествует, посещает родных, наблюдает жизнь народа, много рисует. Выпустил альбом "Живописная Украина".

В 1844 Шевченко окончил Академию художеств, получив звание "неклассного (свободного) художника", и вновь едет на Украину, решив поселиться в Киеве. К этому времени определяются его революционно-демократические взгляды (знакомится с некоторыми из петрашевцев), рождаются замыслы больших произведений обличительного характера: поэма (комедия) "Сон" (1844); "Кавказ" (1845); "Еретик".

В 1840-е написал множество прекрасных стихотворений, вошедших в сборник "Три года", который завершался стихотворением "Как умру, похороните..." (1845).

В 1846 вступил в тайное политическое общество - "Кирилло-Мефодиевское братство", члены которого были арестованы по доносу провокатора. Шевченко был арестован в 1847 и, пройдя каземат Третьего отделения, за революционные стихи в сборнике "Три года", найденные при аресте, был сослан в солдаты в Орскую крепость с приговором Николая 1: "Под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать". Но Шевченко продолжал тайно писать стихи, пряча их: поэмы "Варнак" и "Марина" (1848), цикл "Цари" и целая серия лирических стихов, выразивших горячую любовь к Украине, написаны в крепости.

В 1848 Шевченко как художник был включен в состав экспедиции по обследованию Аральского моря, где он много рисовал и создал 350 акварельных пейзажей и портретов. В 1850 по доносу одного из офицеров поэт был арестован в Оренбурге, по этапу отправлен в Орскую крепость и заключен в каземат. Вскоре был переведен на полуостров Мангышлак Каспийского моря, в Новопетровское укрепление.

В 1851, несмотря на усиленный надзор, Шевченко вновь включен как художник теперь в состав геологической экспедиции в горах Каратау. В Новопетровске с разрешения коменданта укрепления поэт в свободные от службы часы писал повести на русском языке, надеясь напечатать их под псевдонимом в русских журналах. Так были написаны повести "Княгиня" (1853), "Музыкант" (1854), "Несчастный" (1855) и др. Здесь же было создано много пейзажей, портретов, жанровых рисунков.

После смерти Николая 1 Шевченко был освобожден по амнистии, но не сразу, а лишь после настойчивых хлопот друзей. По дороге в Петербург вынужден был задержаться в Нижнем Новгороде, так как ему был запрещен въезд в обе столицы. Здесь была написана поэма "Неофиты" (1857), триптих "Доля", "Муза", "Слава".

Друзья Шевченко добились для него разрешения жить в Петербурге, и по приезде туда он оказался в центре внимания. Сблизился с кругом "Современника", "Искры", со многими русскими и польскими революционными демократами (Чернышевским, Курочкиным и др.). В 1860 Совет Академии художеств присвоил ему звание академика по классу гравюры.

В годы революционной ситуации в России Шевченко использовал библейские и евангельские сюжеты для воплощения революционных идей: "Подражание II псалму", "Подражание Иезекиилю. Глава 19" (1859), поэма "Мария" и др. В 1860 написал смелое и сильное стихотворение "Свете тихий! Свете ясный!.."

В 1861 день своего рождения Шевченко встретил тяжелобольным (расстройство печени, сердца, водянка). Под утро он скончался. Это случилось 26 февраля (10 марта н.с.) в Петербурге.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


По следам Пушкина и Пугачева

ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич (1814 - 1861) - украинский народный поэт, художник, мыслитель.

С самого начала творческой жизни проявлял огромный интерес к поэзии А.С.Пушкина и к его прозаическим произведениям. Много подтверждений этому в записях "Дневника" и повестях периода неволи ("Художник", "Близнецы").

Как и Пушкин, Шевченко глубоко интересовался событиями Крестьянской войны 1773-1775 годов под предводительством Ем. Пугачева. В 1847-1850 гг. он побывал во многих местах боевых действий повстанцев - тех, где некогда "пугав Пугач над Уралом" ("Москалева криниця"). В повести "Близнецы" есть такие строки: "...И любуясь этим величественным горизонтом, я незаметно въехал в Татищеву крепость. Я отдал подорожную смотрителю, а сам остался на улице, и, пока переменяли лошадей, я припоминал "Капитанскую дочку", и мне как живой представился грозный Пугач в черной бараньей шапке и в красной епанче, на белом коне..." Дневник Т.Шевченко (записи 19 июля, 8 и 13 декабря 1857 г.) запечатлели замысел его поэмы "Сатрап и дервиш" (как писал он сам, "вроде "Анджело" Пушкина"). Наиболее широко тема охарактеризована в книге Ф.Я.Приймы "Шевченко и русская литература XIX века" (М.-Л., 1961).Биографическая справка перепечатывается с сайта
http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom2/tom2_fr.html
 


И.Н. Крамской. Портрет украинского писателя и художника Т.Г. Шевченко. 1871.

Шевченко Тарас Григорьевич (25.02[9.03].1814—26.02 [10.03].1861), малороссийский поэт, художник, мыслитель. Родился в с. Моринцы Звенигородского р-на Черкасской обл. в семье крепостного крестьянина. Рано осиротел; был пастухом, батраком, с 14 лет «казачком» у своего помещика П. В. Энгельгардта. Грамоте учился у сельского дьячка. С 1829 жил с помещиком в г. Вильнюсе, а с его переездом в Петербург (н. 1831) был отдан (в 1833) в обучение к «разных живописных дел цеховому мастеру» Ширяеву. Весной 1838 Шевченко был выкуплен из крепостной неволи. Первые из дошедших до нас произведений Шевченко — баллада «Порченая», стихотворение «Думка» («Течет вода в сине море»), «Вечной памяти Котляревского» и поэма «Катерина» — датируются 1837—38.

В 1840 вышел сборник поэтических произведений Шевченко «Кобзарь», где были впервые опубликованы стихи «Думы мои», «Перебендя», «Думка» («Нащо менi чорнi брови…»), «К Основьяненко», «Иван Подкова», баллада «Тополь», поэмы «Катерина» и «Тарасова ночь». Раннее творчество Шевченко, итоги которого были подведены появлением «Кобзаря», развивалось в русле романтизма. В балладах и поэмах реальность тесно сплетается с фантастикой народных легенд и преданий; в основе сюжетов лежит несчастная, трагически обреченная любовь. Однако уже в ранних произведениях Шевченко заметна мощная струя реализма: его героини полны неподдельно правдивого чувства, за их страданиями видятся конкретные жизненные обстоятельства. «Катерина», напр., — вполне реалистическая поэма о горькой судьбе, отчаянии и самоубийстве простой крестьянской девушки, обманутой офицером и брошенной им с ребенком на руках. С течением времени тема любви и женской доли приобретает в творчестве Шевченко все большую историческую определенность. Оправдывается и освящается беспощадная месть угнетателям за поруганное человеческое достоинство (поэмы «Слепая», 1842, «Княжна», 1847, «Марина», 1848).

То же движение к реализму и в исторической теме. От ранних произведений «Тарасова ночь» (1838), «Иван Подкова» (1839), проникнутых романтикой старинных преданий, поэт все ближе подходит к теме национально-освободительной борьбы. В самой крупной из его исторических поэм «Гайдамаки» (1841) изображены события великого народного восстания 1768, известного под названием «Колиивщина», против шляхетского польского гнета. Эта поэтическая эпопея исторически правдива и притом вся обращена к современности: воспоминаниями о славе предков Шевченко стремился воззвать угнетенный малороссийский народ к борьбе за свое освобождение от польских оккупантов.

В мае 1843 Шевченко поехал в Малороссию, намереваясь поселиться в Киеве. Впечатления от поездок по Киевской, Полтавской, Черниговской и Волынской губерниям (в качестве художника Киевской археографической комиссии), в особенности от тяжелого положения закрепощенного крестьянства, заметно усилили освободительные устремления Шевченко. Во время поездок он писал антикрепостнические стихи, занося их в альбом («Три года»), читал их знакомым, давал переписывать. В 1846 Шевченко вступил в тайное Кирилло-Мефодиевское общество, где занимал наиболее левые позиции; в апр. 1847 был арестован и затем отдан в солдаты в Орловскую крепость (в Оренбургскую губ., а в 1850 — в Новопетровское укрепление на п-ове Мангышлак, ныне г. Форт-Шевченко) за то, что, как сказано в приговоре, «сочинял стихи на малороссийском языке, самого возмутительного содержания».

В годы ссылки были написаны реалистические повести на русском языке «Княгиня» (1853), «Музыкант» (1854—55), «Несчастный», «Капитанша», «Близнецы» (все — 1855), «Художник» (1856); ранее были написаны повести «Наймичка» (1844) и «Варнак» (1845); после ссылки — «Прогулка с удовольствием и не без морали» (1856—58); все они проникнуты антикрепостническими настроениями. В центре повестей «Варнак», «Музыкант», «Художник», «Прогулка…» — личность крепостного интеллигента, в судьбе которого много автобиографических черт. Во взглядах героя на искусство звучит голос автора — убежденного сторонника реализма, близкого теории и практике «натуральной школы» в русской литературе.

В 1860 появилось новое (наиболее полное из трех прижизненных) издание «Кобзаря» (однако поэмы «Сон», «Кавказ», «Еретик», стихотворение «Завещание» и подобные им произведения не могли войти в него). Ряд стихотворений, не вошедших по цензурным условиям в «Кобзаря», друзья поэта опубликовали в 1859 в Лейпциге (сборник «Новые стихотворения Пушкина и Шевченки»).

Произведения 1857—61 — вершина поэзии Шевченко, теперь еще более богатой и разнообразной по темам (общественно-политическая, философская), настроениям, палитре красок в стихах о природе, глубокой мудрости размышлений о поэзии (триптих «Доля», «Муза», «Слава», 1858, и др.), по ритмике и высокой культуре выразительных средств и мастерству художественной образности. К самым большим достижениям этого периода относятся поэмы «Неофит», «Юродивый» (обе — 1857), «Мария» (1859) и лирика 50-х — н. 60-х. Подражания псалмам и библейским мотивам («Подражание 11 псалму», «Осии, глава XIV», поэма «Мария») использованы Шевченко для выражения освободительных идей.

Поэтика Шевченко, близкая к народной традиции, эволюционировала (не порывая с нею) к все большей и неповторимой оригинальности. Ритмико-интонационная структура поэзии Шевченко опирается на малороссийский народный стих, но ей свойственно богатейшее разнообразие форм и вариантов, ритмики и строфики силлабического (12—11- и 14-сложного) и силлабо-тонического стихосложений (напр., 28 видов строфики только в стихах, написанных четырехстопным ямбом). Шевченко внес в малороссийскую поэзию невиданное богатство тем, радикально расширил ее культурные и интеллектуальные горизонты, включив в нее исторические и современные мотивы из жизни многих европейских народов, идеи и образы европейских литератур.

Многие произведения Шевченко положены на музыку Н. В. Лысенко (см. его сб. «Музыка к “Кобзарю” Шевченко») и др. малороссийскими (К. Г. Стешенко, Я. С. Степовый, С. Ф. Людкевич и др.) и великорусскими (М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов) композиторами. Стихотворения «Думы мои, думы мои», «Завещание», начало баллады «Порченая» («Реве та стогне Днiпр широкий») стали народными песнями; «Завещание» вошло в круг народных песен.

Смерть Шевченко была воспринята как большая потеря для русской литературы. На его похоронах присутствовали многие литературные и общественные деятели, среди них М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков и др. Н. А. Некрасов написал стихотворение «На смерть Шевченко».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Далее читайте:

Владимир СИРОТЕНКО. Неизвестный Тарас Шевченко. Глава 1. Детство.

Исторические лица Украины (биографический справочник).

СЛАВЯНСТВО (Специальный проект ХРОНОСа в рамках программы "Форум славянских культур").

Сочинения:

Полное зiбрання творiв. Т. 1—10. Київ, 1939—64;

Повне зiбрання творiв. Т. 1—6. Київ, 1963—64; в рус. пер. — Собр. соч. Т. 1—5. М., 1964—65.

Собр. соч., т. 1-5, пер. с укр., М., 1955-56.

Литература:

 Ленин В. И., К вопросу о национальной политике, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25 (т. 20); Новиков М. И., Общественно-политические и философские взгляды Т. Г. Шевченко, М., 1961; Кирилюк Е. П., Тарас Шевченко. Життя i творчiсть, 2 вид., К., 1964; Назаренко I. Д., Суспiльно-полiтичнi, фiлософськi, естетичнi та атепстинi погляди Т. Г. Шевченка, 2 вид., К., 1964; Iсторичнi погляди Т. Г. Шевченка, (3 б. ст.), К., 1964; Шаблiовський Е. С., Шевченко i росiйська революцiйна демократiя, 2 вид., К.,1958; Листи до Т. Г. Шевченка. 1840-1861, К., 1962; Т. Г. Шевченко. Бiблiографiя лит-ри про життя i творчiсть. 1839-1959, т. 1-2, Киiв, 1963.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС