Шолохов Михаил Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >

ссылка на XPOHOC

Шолохов Михаил Александрович

1905 - 1984

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Михаил Александрович Шолохов

Премию за роман перечислил в фонд обороны страны

ШОЛОХОВ Михаил Александрович (11[24].05.1905—21.02.1984), писатель. Родился на хуторе Кружилин Донецкого округа Области Войска Донского (ныне Шолоховский р-н Ростовской обл.). Отец, выходец из Рязанской губ., до самой смерти менял профессии, был «шибаем» (скупщиком скота), сеял хлеб на арендованной казачьей земле, служил приказчиком в коммерческом предприятии хуторского масштаба; мать — «полуказачка, полукрестьянка», служила горничной. Насильно выданная замуж за казака-атамана Кузнецова, она оставила его, сойдясь с А. М. Шолоховым. Шолохов появился на свет незаконнорожденным (отчасти об этом у него автобиографический рассказ «Нахаленок», 1925). В 1912, после смерти Кузнецова, родители Шолохова обвенчались. До этого он носил фамилию первого мужа матери, имел казачий пай земли и все привилегии казачьи. Усыновленный после смерти Кузнецова фактическим отцом, Шолохов стал считаться «сыном мещанина» (т. е. «иногородним»). В 1910, прожив в Кружилине 5 лет, Шолоховы переехали на хутор Каргин (позднее стал станицей). С 1911 Шолохов берет уроки у домашнего учителя, через год поступает в Каргинское приходское училище. В 1914, по поводу болезни глаз, отец отвозит Шолохова в Москву, в глазную клинику доктора Снегирева (сюда Шолохов поместит потом своего героя Григория Мелехова). После излечения Шолохов был определен в подготовительный класс московской гимназии им. Г. Шелапутина. В 1915 родители переводят Шолохова в богучарскую гимназию. Обучение было прервано революционными событиями. Некоторое время Шолохов учился во вновь открытой Вешенской гимназии. Полный курс завершить не удалось (закончил только 4 класса). Детство Шолохова прошло между казачьим куренем и тихим Доном, коридорами гимназий и бесконечной лазоревой степью, военно-земледельческим укладом казацко-крестьянской жизни и бытом вольных хуторян — детство между городом и селом на стыке мирной и военной жизни. В годы гражданской войны Шолохов жил на территории белого казачьего правительства. Шолохов оказался в эпицентре гражданской междоусобицы, видел белый стан изнутри. Видимо, это обстоятельство предрешило выбор ракурса художественного исследования в «Тихом Доне»: показать не борьбу красных с белыми, а, наоборот, белых с красными. В марте 1919 он стал очевидцем трагических событий Верхне-Донского контрреволюционного восстания, вспыхнувшего в тылу Красной

Армии. Начиная с 1920, с «момента окончательного установления советской власти на Дону», Шолохов 15-летним подростком работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения в хуторе Латышеве (февр.—сент. 1920), служащим в станичном ревкоме, счетоводом, канцелярским работником, журналистом. С 1920 долго служил продработником. Осенью 1920 попал в плен к Махно и лишь по счастливой случайности остался в живых. В мае 1922 закончил краткосрочные курсы продовольственной инспектуры в Ростове, был направлен в станицу Букановскую. «Я работал в жесткие годы, 1921—22 годах, на продразверстке. Я вел крутую линию, да и время было крутое; шибко я комиссарил, был судим ревтрибуналом за превышение власти…» Действия Шолохова по сбору налога в чрезвычайной обстановке были истолкованы как «попустительство» («превышение власти»). Он был приговорен к расстрелу, который потом заменили условным сроком наказания. Трибунал принял во внимание несовершеннолетие Шолохова. «Два дня ждал смерти… А потом пришли и выпустили… Жить очень хотелось…» Осенью 1922 Шолохов приехал в Москву с намерением поступить на рабфак. Не имевший комсомольской путевки (Шолохов не был комсомольцем), он очутился в нэповской Москве в положении безработного. Регистрировался на бирже труда, несколько месяцев жил на средства, добытые трудом чернорабочего. Осенью 1923 устроился в жилуправление. С этого времени стал посещать литературные вечера и семинары группы «Молодая гвардия» на Покровке. Начало литературной деятельности Шолохова связано с публицистическими жанрами. «Пробой пера» явились фельетоны «Испытание», «Три», «Ревизор», опубликованные (за подписью М. Шолох) в газете «Юношеская правда». Они стоят в преддверии «Донских рассказов». Публицистика не стала определяющим жанром в творчестве Шолохова. «Никакой я не газетчик. Нет хлесткой фразы… нет оперативности… Материал действительности мне представляется в ином виде… у меня потребность изобразить явление в более широких связях — написать, чтобы рассказанное вызывало в читателе думу. По этой причине <…> в начале своей литературной работы перешел от фельетона и очерка к рассказу». В к. 1923 Шолохов возвращается на Дон. 11 янв. 1924 он венчается с М. П. Громославской, возвращается в Москву. С этого времени литература становится его профессией. «Настоящая тяга к литературной работе появилась в Москве в 1923, когда писались первые рассказы из донской жизни». Первый рассказ Шолохова «Звери» (позднее опубликован под названием «Продкомиссар»), присланный в редакцию альманаха «Молодогвардеец», встретил непонимание: «ни нашим, ни вашим». 14 дек. 1924 в газете «Московский ленинец» появился рассказ Шолохова «Родинка», явившийся прологом донского цикла. Вслед за ним выходят «Продкомиссар», «Пастух», «Илюха», «Жеребенок», «Лазоревая степь», «Семейный человек», «Смертный враг», «Двухмужняя» и др. Рассказы были своеобразным ответом на спор в литературе «о мужике», путях развития перестраивающейся деревни. Шолохов объединил их в три сборника — «Донские рассказы», «Лазоревая степь» (оба — 1926) и «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927). В 1931 они составили итоговый сборник — «Лазоревая степь. Донские рассказы. 1923—1925». Крестьянско-казацкий мир в «Донских рассказах» предстает в состоянии социального и семейного раскола. Сюжетно-композиционным лейтмотивом рассказов становится противоборство между «отцами» и «детьми», красными и белыми, казаками и «иногородними». Человек у Шолохова поставлен в нравственную коллизию выбора, пытается соединить полярные стихии жизни — кровное и социальное. Именно здесь открылся в творчестве Шолохова «гуманизм непривычного масштаба», некая шолоховская «философская доминанта».

Во время работы над «Донскими рассказами» Шолохов задумал большое произведение о сложных путях казачества в революционную службу. Покинув Москву, он возвращается на родину и осенью 1925 приступает к работе. Первоначально роман назывался «Донщина» и мыслился как произведение о корниловском мятеже, участии казаков в походе на Петроград. Написав несколько печатных листов, Шолохов отложил написанное, начал «Тихий Дон» (таким, каков он есть) с описания казачьего дореволюционного быта. В центре повествования появляется фигура Григория Мелехова (первоначально именовался Абрамом Ермаковым). Первая книга романа была написана к весне 1927, вторая — к осени (в нее вошли фрагменты «Донщины»). Первая книга «Тихого Дона» была опубликована в журнале «Октябрь» за 1928 (№ 1—4), вторая книга — в № 5—10 за этот же год. Роман получил высокую оценку критики. Весной 1929 распространились слухи о плагиате. Шолохов обращается за поддержкой к друзьям, привозит в Москву черновые рукописи, подготовительные материалы к роману и предъявляет их для ознакомления комиссии. После разбирательства в газете «Рабочая трибуна» (1929, 24 апр.), а также в «Правде» (1929, 29 апр.) появляется заявление, подписанное пятью членами комиссии, что слухи являются ложью и клеветой на Шолохова. Осенью 1929 Шолохова обвиняют в аполитичности и пособничестве кулакам.

В 1929—31 Шолохов продолжал работать над третьей, главной книгой в структуре эпопеи. Печатание ее было приостановлено в 1929. Шолохову предлагались сокращения и исправления, совершенно для него неприемлемые. Его обвинили в оправдании Верхне-Донского восстания в третьей книге. Шолохов вынужден был разъяснять свою позицию по отношению к Григорию Мелехову: «…Григорий Мелехов, в моем мнении, является своеобразным символом середняцкого донского казачества… не один Григорий Мелехов и не десятки Григориев Мелеховых шатались до 1920 года, пока этим шатаниям не был положен предел. Я беру Григория таким, каков он есть, таким он был на самом деле… от исторической правды мне отходить не хочется».

В ходе работы над 3-й книгой «Тихого Дона» у Шолохова возникает замысел «Поднятой целины», где также был представлен исторический вопрос об отношении к среднему крестьянству. В июне 1931 состоялась встреча Шолохова с И. В. Сталиным на даче Горького под Москвой, на которой решилась судьба 3-й книги «Тихого Дона». Книга пошла в печать. В янв. 1932 завершается публикация 3-й книги романа, одновременно с ней в журнале «Новый мир» Шолохов публикует 1-ю книгу «Поднятой целины».

В 1932 Шолохов работает над 2-й книгой романа о коллективизации, однако от работы его отвлекают чрезвычайные события в крае. Он принимает участие в борьбе с грубыми нарушениями в колхозном строительстве, обращается с письмом к И. В. Сталину: «расследовать не только дела тех, кто издевался над колхозниками и над советской властью, но и дела тех, чья рука направляла эти действия». В борьбе с перегибами Шолохов проявил подлинное гражданское мужество.

Стремясь завершить 4-ю книгу «Тихого Дона», Шолохов оставляет работу над 2-й книгой «Поднятой целины». Внимание писателя сосредоточено на судьбе Григория Мелехова: «У Мелехова очень индивидуальная судьба, и в нем я никак не пытаюсь олицетворять середняцкое казачество. От белых я его, конечно, оторву, но в большевика превращать не буду. Не большевик он!». Отрывая героя от белых, Шолохов выдвигает на первый план враждебное отношение его к офицерству, ненависть к белым генералам и интервентам, сыновнюю любовь героя к родине, его человечность. Весной 1940 последняя, завершающая часть эпопеи была напечатана в сдвоенном номере «Нового мира». Шолохову была присуждена Сталинская премия 1-й степени за роман «Тихий Дон».

Основное внимание в романе-эпопее «Тихий Дон» уделено изображению казачества, наряду с этим в нем дана широкая панорама народной жизни. Шолохов изображает действительных участников исторических событий тех лет (Иван Лагутин, Федор Подтелков, Михаил Кривошлыков и др.). Основные герои его романа вымышленные (семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Листницких), как вымышлен и сам хутор Татарский. Мелеховы, Астаховы, Кошевые — это хлеборобы-труженики. Казачество раскрывается в эпопее многогранно — в быту, в семье, в грандиозных исторических событиях века. Первая мировая война изображена Шолоховым как страшное народное бедствие, рисуются ужасы войны, картины массовой гибели людей, запустения. Шолохов показал, как мировая война усилила социальные разногласия людей. Одним из центральных эпизодов романа стала расправа с экспедицией Подтелкова и Верхне-Донское восстание. Они осмысляются как трагические события гражданской войны на Дону. В «Тихом Доне» видное место занимают женские характеры (Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и др.). Они представлены в романе тремя поколениями. В галерее народных характеров эпопеи наиболее притягательным, отражающим сложность, противоречивость исканий казачьей массы, является Григорий Мелехов. Некоторые критики увидели в его судьбе трагедию человека, оторвавшегося от народа и ставшего отщепенцем; др. считали, что его трагедия есть трагедия исторического заблуждения. Но подобные трактовки упрощают роман. Образ Григория Мелехова — крупнейшее художественное открытие XX в. Шолохов наделил своего героя поразительным человеческим «очарованием», он открыл в нем неведомые литературе духовные глубины. Григорий Мелехов предстал перед читателем как одно из лучших воплощений мировой жизни. В своих метаниях от одного лагеря к другому Мелехов старается найти ту правду, которая ближе народу, которая отвечает зову земли, зову жизни. Одним из самых драматических эпизодов является участие Григория в Верхне-Донском восстании, где он становится командиром повстанцев. Оказавшись в эпицентре сложнейших политических событий ХХ в., Мелехов потерял почти все, чем жил (дом, любовь, семья, труд на земле, лучшие годы своей жизни). В финале романа Григорий Мелехов возвращается к своему порушенному гражданской войной дому, видит маленького сына, — а перед его глазами встает ослепительно сияющий черный диск солнца. Это было предзнаменование тяжкой грядущей судьбы. Писатель оставил Григория Мелехова на пороге новых жизненных испытаний.

Эпос и трагедия органически сливаются в шолоховском повествовании.

Роман «Поднятая целина» (первоначальное название «С потом и кровью») — о судьбах народа в годы коллективизации. Первая книга была опубликована в 1932. Рукопись второй книги была утрачена в годы войны с обширным архивом писателя. Шолохову пришлось писать ее «заново и по-новому» — с 1951 по 1960. Процесс ломки крестьянского сознания в книге показан как сложный и болезненный процесс. Первая книга построена на конкретно-исторических фактах эпохи (собрания бедноты и актива, раскулачивание, обобществление скота, птицы, собирание семенных фондов и т. п.). Композиционно-стилевое своеобразие первой книги определено контрастными сопоставлениями дня и ночи, переходом природы к весне, совпавшим с движением крестьян в колхоз. Сюжетное действие второй книги романа предстает иным, оно развивается медленно. Автор сосредоточен преимущественно на раскрытии внутреннего мира героев. Отсюда множество вставных новелл, в которых герои сами рассказывают о себе (исповедь Ивана Аржанова, преподанный им урок Давыдову о «человеческой чудинке»; беседы Шалого с Давыдовым, Нестеренко с Давыдовым). Повышенное внимание уделено интимной жизни персонажей (Давыдов — Лушка — Варя Харламова, Нагульнов — Лушка и др.).

Во 2-й книге «Поднятой целины» Шолохов раскрывал мироощущение своих героев уже с позиции тех десятилетий, которые были прожиты Россией после осуществления коллективизации.

При всем том, что сюжет «Поднятой целины» (и 1-й, и 2-й книг) вел героев через все трудности и жертвы к принятию коллективизации, Шолохов не скрывал того горького несчастья, в которое так или иначе оказались погружены герои романа. Неуютные, страдальческие судьбы сопровождают по сути всех героев «Поднятой целины». Успех коллективизации оборачивался тоскливой человеческой неустроенностью. В таком повороте событий раскрывалась, надо полагать, самая существенная сторона содержания романа.

Особенностью шолоховского повествования является сочетание эпичности с лиризмом, драматизма с юмором (образ деда Щукаря и др.). Юмор вкрапляется в наиболее драматические ситуации.

На второй день войны Шолохов перечислил свою премию за роман «Тихий Дон» в Фонд обороны страны. В июле 1941 Шолохов, полковой комиссар запаса, был призван в армию, направлен на фронт, работал в Совинформбюро, был военным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды», участвовал в боях под Смоленском на Западном фронте, под Ростовом на Южном фронте. С первых дней войны писал статьи, очерки о неразрывности фронта и тыла («На Дону», «В казачьих колхозах» (оба — 1941), о трудной борьбе русских людей с оккупантами («По пути к фронту», «Первые встречи», «Люди Красной Армии», «На Смоленском направлении», «Гнусность», «Военнопленные» — все 1941). Очерки Шолохова не только показывали военные события, рисовали портреты героев войны, но были своеобразной подготовкой писателя к большой прозе. Особое место среди произведений периода Великой Отечественной войны занимает рассказ «Наука ненависти» (1942). В образе лейтенанта Герасимова воплощены лучшие черты воюющего народа («И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются»). Рассказ «Наука ненависти» явился ступенью к роману «Они сражались за Родину». Главы романа печатались в мае 1943 на страницах «Правды». Они вводили читателя в атмосферу фронтовых будней, напряженных боев летнего отступления на втором году великой войны. Герои этого незавершенного произведения — рядовые солдаты: Стрельцов, Лопахин, Звягинцев, их боевые товарищи, испытывающие горечь поражений. Со страниц произведения встает коллективный образ воюющего народа.

Рассказ «Судьба человека» (1957) — одно из лучших произведений Шолохова, созданных им в послевоенный период. В образе Андрея Соколова сосредоточены черты русского национального характера. По жанру «Судьба человека» предстает как рассказ в рассказе. Повествование обрамлено авторским зачином и краткой концовкой. Авторский зачин носит черты эпического повествования, концовка являет собой лирическое отступление, в которой автор подчеркивает свою причастность к судьбе героев. В любви к мальчику-сироте Андрей Соколов нашел преодоление своей личной трагедии.

В послевоенные годы Шолохов вернулся к работе над романом «Они сражались за Родину». Встреча с генералом Лукиным, человеком трагической судьбы, внесла в замысел существенные коррективы. Шолохов вводил новый материал и новых персонажей, раздвигал временные рамки. Однако так и не завершил это произведение. Рукопись романа писатель сжег незадолго до смерти.

Запевалов В.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Вернуться на главную страницу М. Шолохова

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС