Татищев Василий Никитич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Татищев Василий Никитич

1686-1750

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Татищев Василий Никитич (19.(29).04.1686, ок. Пскова -  15(26).07.1750, с. Болдино, ныне в Солнечногорском районе Московской обл.) - историк, государственный и общественный деятель. Сподвижник Петра I, организатор горного дела на Урале, в 1741—1745 годы - астраханский губернатор. Автор работ по экономике, литературе и языку, географии, внес большой вклад в развитие отечественной науки. Главный труд Татищева - «История Российская с самых древнейших времен», над которым он работал 20 лет. Его общественно-политические и философские взгляды изложены в «Разговоре... о пользе наук и училищ» (1733), в «Духовной моему сыну» (1749), в «Предизвещении к «Истории Российской...». Татищев - сторонник теории естественного права; он сочувственно ссылается на труды Г. Гроция, С. Пуфендорфа, X. Вольфа, отрицательно отзываясь вместе с тем о сочинении Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка. Естественный закон предполагает вольность человека. Но воля полезна лишь в случае, если она употребляется «с разумом и рассуждением». Поскольку человек не может обойтись без помощи других, он вынужден ограничивать себя. В итоге «воле человека положена узда неволи для его же пользы». Эта «узда» бывает 3 видов: «по природе», «по своей воле», «по принуждению», 1-й вид предполагает подчинение младенца родителям; к этому же разряду относится и власть монарха. 2-й вид связан с договором. Из него происходит неволя холопа или слуги. Такой договор справедлив лишь в том случае, если он выполняется обеими сторонами, что свойственно и общественному договору, на котором построены «общенародния или республики». 3-й вид - «рабство или невольничество» - противоестествен.

Формы правления зависят, по Татищеву, от ряда условий, к которым относятся местоположение, размер территории и состояние населения. Демократия осуществима только в городе-государстве или в маленькой области; аристократия применима и полезна в островных государствах (вообще в хорошо защищенных от неприятельских нападений странах), особенно у просвещенного народа, привыкшего к соблюдению законов без принуждения и жестокого страха; Россия же, Франция, Испания и некоторые другие страны, «яко великие государства, не могут иначе правиться, как самовластием». Для обоснования принципа самодержавия Татищев широко использует примеры из русской истории: «Великие же и от соседей не безопасные государства без самовластного государя быть и в целости сохраняться не могут... особливо, где народ не довольно учением просвещен». При этом он считал важным, что, во-первых, «по закону естественному» монархическая власть как договорная должна утверждаться «согласием всех подданных, некоторых персонально, других через поверенных» и, во-вторых, законодательные права монарха (как таковые, они не подвергаются Татищевым сомнению) могут быть царем рассредоточены: «от любви отеческой к подданным, храня пользу оных» монарх может доверить составление законов «другим в законах довольно искусным и отечеству беспристрастно верным». Татищев неоднократно выступал за обновление российского законодательства. Усматривая благодетельную роль «вольности купечества» в умножении богатств страны, он считал необходимым и полезным для России жесткую регламентацию предпринимательской деятельности. Он признавал ошибкой Бориса Годунова введение крепостного права, тем более что «вольность крестьян и холопов... во всех европейских странах узаконена и многую в себе государствам пользу заключает». Однако вместе с тем полагал, что отмена крепостничества может породить «смятение, распри, коварства и обиды» и гибель самого крестьянства. Татищев разделял убеждение своего века о всесилии просвещения, законов, разумного правления. Как «Макиавеллические плевелы» он порицал рассуждения, будто непросвещенным народом легче управлять. Сам много делал для развития образования в стране, но, исходя из мысли, что народ просвещен мало, Татищев строгими законами в какой-то степени хотел оградить крестьянство от произвола со стороны владельцев. Главным для него неизменно выступал интерес не какого-либо сословия, но государства как такового. В деле просвещения, борьбы с предрассудками Татищев важное место отводил философии (любомудрию), считая, что под воздействием логики и диалектики рушатся крепостные стены невежества и застоя.

Философия, по Татищеву, отвечает на самые сложные вопросы: что такое Бог, природа, ее «вещные проявления», что представляет собой человек, его «физия» и «дух», как они между собой соотносятся и правомерно ли говорить о их смертности и бессмертии. Тело в его представлении обречено на судьбу всего конечного, земного, «душа» есть вечная «сила» бытия, своеобразная «энтелехия», проявляющая себя в вещах и человеческом сознании. Оба «начала» в человеке связаны в процессе познания; через «телесные» органы (зрение, слух, обоняние), а также посредством «сил души» («внешние вещи душой в понятии представляются»). Подчеркивая просветительскую роль науки, Татищев создал свою классификацию наук, в основание которой положил принцип их общественной полезности, разделив их на необходимо-полезные (все естественные и гуманитарные науки, сюда же Татищев включал богословие и философию), щегольски-увеселительные (искусства, гимнастика и т. п.) и тщетно-бесполезные (алхимия, астрология, хиромантия, шаманство и т. п.). Он осуждал идеи всякого рода «еретиков», «ересиархов», производителей «зловерия», заявлял о необходимости средствами теории, науки обосновывать положения о «нерушимости человека», самодостаточности его «природного существования», автономности и неприкосновенности его прав.

В. И. Коваленко

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 625-626.

Сочинения: История Российская. М.; Л., 1962-1968. Т. 1-7; Избр. произв. Л., 1979; История Российская: В 3 т. М,, 2003-2005; Собр. соч.: В 8 т. М., 1994.

Литература: Попов Н. В. Н. Татищев и его время. М., 1861; Он же. Ученые и литературные труды В. Н. Татищева. Спб., 1886; Чупин Н. К. Василий Никитич Татищев. Пермь, 1867; Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии // Соч. М., 1989. С. 67-69; Дейч Г. М. В. Н. Татищев. Свердловск, 1962; Гордин Я. А. Хроника одной судьбы. М., 1980; Кузьмин Л. Г. Татищев. М., 1981; Толочко А. «История Российская» Василия Татищева: источники и известия. М., 1990; Татищева М. Д. В. Н. Татищев - государственный деятель России первой половины XVIII века. М., 2004; Jran С. Der Wirtschaftsorganisator, Staatsmann und Wissenschaftler W. N. Tatisnev (1680-1750). В., 1963.


Вернуться на главную страницу Татищева.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС