Тихон, Белавин
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Тихон, Белавин

1865-1925

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Тихон (Белавин)

Патриарх Тихон. Портрет работы Виктора Шилова.

ТИХОН (Белавин, по другим данным, Беллавин Василий Иванович) (19 января 1865, Торопецкий у. Псковской губернии. - 7 апреля 1925, Москва). Родился в семье сельского священника. По окончании церковноприходской школы и Псковской семинарии (1883) как один из лучших учеников был послан в С.-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1888 году. [В семинарии его в шутку прозвали "архиереем", а в академии "патриархом" ("Совр. записки", 1925, т. 24, с. 251).] Преподавал в Псковской семинарии. В 1891 году принял постриг и стал иеромонахом Тихоном. В 1898 году епископ Люблинский, викарий Холмской епархии. С декабря 1898 года епископ Алеутский в США (Сан-Франциско, с 1905-в Нью-Йорке). Имел репутацию человека большого ума и житейской мудрости чрезвычайно простого и приветливого в обращении со всеми. В 1905 году возведён в сан архиепископа, в 1907 году назначен архиепископом Ярославским. Был председателем Ярославского отделения "Союза русского народа", в своей деятельности конфликтовал с губернатором, который добился перевода Тихона. С декабря 1914 года архиепископ Литовский. В ходе Первой мировой войны, во 2-й половине 1915 года, русские войска оставили Вильно, и Тихон переехал в Москву. В 1916 году участник совещания монархистов, выработавшего меры борьбы против Прогрессивного блока.

После Февральской революции 1917 и реорганизации обер-прокурором Врем. пр-ва в.н. Львовым Св. Синода старого ("распутинского") состава Тихон лишился членства в нём. В мае на выборах Петрогр. митрополита Тихон был среди осн. кандидатов. 19 июня съездом мирян и духовенства Моск. епархии избран архиепископом Московским и Коломенским. Подготовляемый с довоен. времени Св. Собор Правосл. Рос. Церкви должен был на заключительном этапе готовиться Тихон (Соборы на Руси не созывались с 1682). 13 августа возведён в сан митрополита. Поместный Собор открылся в Москве 15 авг. На первом заседании Собора 18 авг. Тихон был избран пред. Собора (руководил Собором вплоть до его избрания в патриархи). 28 окт. Собор восстановил патриаршество в Рус. правосл. церкви, 31 окт. были избраны кандидаты: архиепископ Антоний, архиепископ Арсений, митрополит Тихон 5 ноября иеромонах Алексий (старец Зосимовой Пустыни) выбрал по жребию из трёх записок ту, на которой значилось имя Тихона 21 нояб. возведён на патриарший престол в Успенском соборе в Кремле. В своей речи Тихон призвал паству к стоянию за веру и к защите церкви, подчёркивал, что последняя должна быть вне политики и противостоять надвигающимся гонениям на религию "мечом веры", а не оружием.

В своём Рождественском послании Тихон говорил: "Зло нашего времени, что новое гос-во строится без Бога, что люди полагаются только на свои силы, прильнули к земле, хлебу и деньгам и упились вином свободы. Церковь осуждает такое строительство" ("Вестник рус. студенч. христ. движения", 1975. № 115, с. 76). Выступал против декрета СНК об отделении церкви от гос-ва и заключения Брестского мира. В послании 18 янв. 1918 писал: "Опомнитесь, безумцы, прекратите кровавые распри. ...Гонения жесточайшие воздвигнуты на святую Церковь Христа: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, святые храмы подвергаются или разрушению через расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московского), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде), чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются безбожными властителями тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержащиеся на средства Церкви православной и подготавливающие пастырей церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия или прямо в рассадники безнравствия" (там же, 1968, № 89-90, с. 15-16). В пос-ланиии от 19 янв. Тихон, обращаясь к Сов. власти, писал: "Властью, данной нам от Бога, .„анафемствуем вас"; призывал "верующих и верных чад церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей... а если нужно будет, и пострадать за дело Христово зовём вас" ("Деяния Собора Рос. Правосл. Церкви. 1917-1918 гг.", КН. 6, в. 1, П. 1918, С. 4-5).

В мае 1918 Тихон приехал в Петроград (власти выделили ему одно место в почтовом вагоне, а железнодорожники предоставили отд. вагон). Провёл службы в Казанском и Исаакиевском соборах, в лавре, посетил, несмотря на угрозы моряков, Кронштадт, где его встречали тысячи верующих. Отслужил панихиду на могиле Иоанна Кронштадтского. На заседании Собора отслужил панихиду по царской семье. В 1918, опасаясь за жизнь Тихона, близкие к нему люди готовили его побег из России, но Тихон заявил: "Бегство патриарха было бы слишком на руку врагам церкви, они использовали бы это в своих видах. Пусть делают всё, что угодно": с дек. 1918 Тихон жил под домашним арестом на своём подворье, в нижнем этаже к-рого находились 3 красноармейца (см.: Протоиерей Рождественский, Святой Тихон, патриарх Московский и всея Руси. София, 1951, с. 19, 21).

В своём послании Совнаркому по поводу 1-й годовщины Сов. власти Тихон писал 25 окт. 1918: "...Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы. Народу, изнурённому кровопролитной войной, вы обещали дать мир без аннексий и контрибуций... Вместо "аннексий и контрибуций" великая наша Родина завоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы же вывозите в Германию не вами накопленное золото. Отечество вы подменили бездушным интернационализмом, хотя сами отлично знаете, что когда дело касается защиты отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями... Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по тяжести братоубийство. Но вам мало, что вы обагрили руки русского народа его братской кровью: прикрываясь различными названиями - контрибуцией, реквизицией и национализацией, вы толкаете его на самый открытый и беззастенчивый грабёж. В безнаказанном убийстве и грабеже заключается дарованная вами свобода... Мы знаем, что наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование... Отпразднуйте годовщину вашего пребывания у власти освобождением заключённых, прекращением кровопролития, насилия, разорения, спасения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани" ("Вестник.-', 1968, № 89-90, С. 19-23).

В послании патриарха от 25 сент. (8 окт.) 1919 говорилось: "...мы, служители и глашатаи Христовой истины, попали под подозрение у носителей совр. власти в скрытой контррев-ции, направленной якобы к низвержению Сов. строя. Но мы решительно заявляем, что такие подозрения не оправданны... Церковь не связывает себя ни с каким определённым образом правления, ибо таковое имеет лишь относит. ист. значение... Никакое иноземное вмешательство, да и вообще никто не спасёт Россию от нестроения и разрухи, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих" (там же, 1975, № 115, С. 74).

Патриарх отказался благословить Красную и Добровольческую армии, ибо у церкви нет места братоубийству, какими бы причинами оно не было вызвано. Провозгласил отказ церкви от политики, уход ей из гражд. войны (см- Совр. записки", т. 24, с. 251). Разрешил жертвовать на нужды голодающих ценные церк. предметы.

В его послании от 15 (28) февр. 1922 говорилось: "В августе 1921 был основан Всероссийский церковный комитет помощи голодающим и начался сбор денег, но подобная церковная организация была признана Советским правительством излишней. Однако в декабре 1921 правительство предложило нам делать сбор денег для оказания помощи голодающим мы разрешили жертвовать на нужды голодающим драгоценности, церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, о чём и оповестили православное население 6 (19) февраля особым воззванием, к-рое было разрешено пр-вом к напечатанию и распространению среди населения 13 (26) февр. ВЦИК постановил изъять из храмов все драгоценные церк. вещи, в т.ч. и священные сосуды и прочие богослужебные церк. предметы. С точки зрения церкви, подобный акт является актом святотатства" ("Вестник рус. студенч. христ. движения...", 1970, № 98, с. 63). 26 апр. 1922 начался суд. процесс над лицами, к-рые противодействовали изъятию церк. ценностей, Тихон привлекался в качестве гл. свидетеля. Процесс закончился 8 мая, а 9 мая патриарх был снова взят под домашний арест. 12 мая к нему явились 3 священника и заявили: если патриарх не передаст власть одному из находящихся на свободе иерархов и добровольно не удалится на покой, все осуждённые за сопротивление изъятию церк. ценностей будут расстреляны. Патриарх 3 июля временно передал управление церквью митрополиту Агафангелу, но последний не был допущен в Москву.

16 июня 1923 Тихон освобожден из-под ареста, в печати появилось заявление, в к-ром он раскаивался в "антисов. поступках". В послании от 1 июля Тихон писал: "... Сознавая свою провинность перед Сов. властью, выразившуюся в ряде наших пассивных или активных антисов. действиях... т.е. в сопротивлении Декрету об изъятии церк. ценностей в пользу голодающих, анафемствовании Сов. власти, возражении против Брестского мира, мы каемся и скорбим о жертвах, получившихся в ряде этой антисов. деятельности- Церковь аполитична и не желает быть "ни белой, ни красной" церквью" ("Вестник.-", № 115, С. 76). В марте 1924 Президиум ЦИК СССР постановил прекратить уголовное дело Белавина В.И. - патриарха Тихона 9 дек, 1924 неизвестные ворвались в его келью в Донском монастыре, келейник Я.С. Полозов заслонил Тихона и был выстрелом убит, покушавшиеся бежали. В своём завещании, признаваемом некоторыми специалистами поддельным (см. там же, с. 58), Тихон призвал верующих к сотрудничеству с Сов. властью, назначил себе в преемники митрополитов Кирилла, Агафангела и Петра. В 1988 Тихон был Рус. правосл. церковью канонизирован.

Использованы материалы статьи  M.E. Голостенова в кн.: Политические деятели России 1917.  биографический словарь. Москва, 1993.


Вернуться на главную страницу Тихона

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС