Тилак Балгангадхар
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Тилак Балгангадхар

1856-1920

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Тилак Балгангадхар

Тилак Балгангадхар (23.VI.1856 - 1.VIII.1920) - руководитель индийского национально-освободительного движения, ученый и мыслитель. Родился в Ратнагири (Махараштра) в семье учителя; маратх по национальности, индус по религии, брахман по касте. В 1879 году окончил Деканский колледж в городе Пуне, получив звание бакалавра юридических наук. Уже в те годы вместе с группой своих друзей Тилак развернул большую политико-просветительную деятельность: в 1880 году в Пуне они основали независимый от колониальных властей колледж с тем, чтобы воспитывать учащихся в национально-патриотическом духе и облегчить получение образования малоимущим представителям средних слоев. В 1881 году они начали выпускать две газеты – «Махратта» на английском языке и «Кесари» на маратхском языке, ставшие в конце 19 - начале 20 веков популярными изданиями национально-патриотического направления. В 80-90-е годы 19 века формировались социально-политические взгляды Тилака как представителя демократического направления в национально-освободительном движении. Тилак резко критиковал колониальный гнет империализма в Индии. Выступая за самостоятельное экономическое развитие Индии и защищая интересы растущей национальной буржуазии, Тилак активно участвовал в движении свадеши. Выражая идеи мелкобуржуазной демократически настроенной интеллигенции, Тилак одним из первых в индийском национальном движении выдвинул идею о необходимости не только улучшения социального и материального положения широких масс трудящихся, но и вовлечения их в освободительную борьбу, а для этого, считал он, необходимо уделять большое внимание политическому воспитанию и организации широких масс. Вместе с тем, желая противопоставить идеологии колонизаторов национальные формы самосознания, объединить участников освободительного движения вопреки углублявшимся внутри него классовыми противоречиям, Тилак стремился придать идеологии этого движения религиозный характер. Он часто апеллировал к индуистским традициям и феодальным пережиткам в сознании масс, что отражало противоречивость и определенную классовую ограниченность мировоззрения многих мелкобуржуазных демократов.

В 90-х годах 19 - начале 20 веков Тилак принимал активное участие в деятельности Индийского национального конгресса, возглавил одно из крупнейших в Индии общественно-политических обществ «Пуна сарваджаник сабха», участвовал в руководстве движением по неуплате крестьянами налогов, открыто призывал к политической борьбе против колониальных властей. За антиимпериалистическую деятельность Тилак дважды (в 1882 году на 4 месяца, в 1897 году на 18 месяцев) приговаривался к тюремному заключению (в 1898 году под давлением индийской общественности Тилак был освобожден досрочно). В период революционного подъема 1905-1908 годов Тилак стал признанным общенациональным лидером мелкобуржуазных демократов - крайних, или экстремистов, в Конгрессе. На сессиях Конгресса в 1905-1906 годы Тилак выступал с требованием развертывания массового движения в борьбе за «сварадж» - независимость Индии. После раскола Конгресса в 1907 году на умеренных и экстремистов Тилак и его последователи пытались создать свою общеиндийскую Партию националистов, хотя Тилак и оставался сторонником объединения в Конгрессе экстремистов и умеренных.

Изучая опыт революционной борьбы народов России, Англии, Ирландии и других стран, Тилак пропагандировал его в Индии. Тилак и его сторонники под видом просветительских обществ развернули политическую и организационную работу в среде пролетариата Бомбея, подготавливая рабочих к осуществлению одного из «русских методов борьбы» - всеобщей политической забастовки. Тилак выступал с критикой методов индивидуального террора, распространившегося в стране, как неэффективных. Тилак тайно готовил кадры революционеров для руководства будущим восстанием народа против колониальных властей. Открыто призывал к «революции, т. е. коренному изменению власти» в стране, к созданию демократического правительства из «представителей народа» и «под контролем народа». В 1908 году вновь был арестован и приговорен к 6 годам каторги и штрафу. В знак протеста против приговора бомбейский пролетариат организовал всеобщую политическую забастовку, а население города - хартал - прекращение деловой деятельности (см. Бомбейская забастовка 1908 года).

Выйдя из тюрьмы в 1914 году, Тилак принял активное участие в организации массового политическом движения гомруль (за достижение самоуправления в рамках Британской империи), возглавил Лигу гомруля в Бомбее. В 1916 году участвовал в сессии Национального конгресса в Лакхнау, где произошло объединение крайних и умеренных на компромиссной платформе.

В 1917-1920 годы в условиях нового революционного подъема Тилак продолжал активную политическую и организационную деятельность по вовлечению масс в национально-освободительное движение, выступал с критикой ограниченности реформы Монтегю - Челмсфорда (см. «Монтегю-Челмсфорда реформа»).

В «Кесари», которую редактировал Тилак, публиковались статьи, приветствовавшие Октябрьскую социалистическую революцию в России, деятельность большевиков под руководством Ленина. Тилак стал выступать с пропагандой необходимости борьбы пролетариата за политическую власть, с тем чтобы рабочие смогли стать «хозяевами страны». Тилак умер в Бомбее. Похороны Тилака вылились в многотысячную политическую демонстрацию населения Бомбея, в которой приняли участие М. К. Ганди и Дж. Неру.

Перу Тилака принадлежит несколько научных работ, посвященных анализу Вед и датировке исходного этапа индийской цивилизации.

А. И. Чичеров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Индии (биографический указатель).

Сочинения:

Tilak В. G., His writtings and speeches, 3 ed.. Madras, 1922.

Литература:

Национально-освободительное движение в Индии и деятельность В. Г. Тилака, М., 1958: Новая история Индии, М., 1961: Райков А. В., К вопросу о революц. деятельности Тилака (1905-1909 гг.), "НАиА", 1965, No 2; Kelkar N. С., Life and times of Lokamanya Tilak, Madras, 1928; Bhat V. G., Lokamanva Tilak, Poona, 1956; Gopal R., Lokamanya Tilak, Bombay, (1965); Karmarkar D. P., Bal Gangadhar Tilak, Bombay, (1956); Shay T. L., The legacy of Lokamanya, (L.), 1956; Tahmankar D. V., Lokamanya Tilak, L., (1956); Parvate T. V., Bal Gangadhar Tilak, Ahmedabad, (1958).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС