Тимофеев Иван
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Тимофеев Иван

XVI-XVII вв.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иван Тимофеев

Тимофеев Иван (ум. ок. 1629) - русский политический деятель, дьяк, автор сочинения о России («Временник»). Впервые упомянут в качестве дьяка в 1598 году. В 1604-1605 годы Тимофеев - дьяк приказа Большого прихода, участвовал в походе против Лжедмитрия I. Зимой 1606-1607 годов Тимофеев находился в Москве, где перенес осаду ее войсками И. Болотникова. Принимал участие в походах правительственных войск к Калуге, а позднее - в осаде Тулы. С конца 1607 года жил в Новгороде, где наблюдал восстание горожан в конце 1608 года. После оккупации Новгорода шведами (1611) Тимофеев находился на службе у шведских властей. В 1618-1620 годы Тимофеев был дьяком в Астрахани, в 1622-1626 годы - в Ярославле, в 1626-1628 годы - в Нижнем Новгороде.

«Временник» Тимофеева - один из наиболее ценных источников по социальной и политической истории России 2-й половины 16 - начала 17 веков. Он сохранился в единственном и позднем списке. Начало работы над «Временником» относится ко времени до отъезда Тимофеева в Новгород, а редактирование проводилось, видимо, вплоть до смерти Тимофеева. «Временник» состоит из 6 частей. Первые 4 части посвящены правлениям Ивана IV, Федора Ивановича, Б. Ф. Годунова и Лжедмитрия I. Редактирование 5-й части (о царе В. И. Шуйском) и заключительного раздела («Летописец вкратце») не завершено. Тимофеев пытался осмыслить причины так называемой Смуты. Он видел объяснение событий в нарушениях старины, исконных начал политической структуры государства (опричнина и «восхищение» престола Б. Годуновым и Лжедмитрием I, «избрание от малых» царем В. Шуйского), не вызвавших противодействия со стороны боярства и духовенства. Их «молчание» вызвало к жизни внутренние мятежи и нашествие иноземцев. Изгнание иноземцев и подавление классовой борьбы осуществилось с помощью сильной власти избранника бога. Отсюда панегирик царю Михаилу Федоровичу и его отцу Филарету. Сочинение Тимофеева свидетельствует о его знакомстве с греческим и латинским языками, хорошем знании русских исторических сочинений (летописей, хронографов, Степенной книги).

В. Д. Назаров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.


Тимофеев Иван (2-я пол. XVI — 1-я пол. XVII в.?), автор «Временника», произведения о событиях Смутного времени.

Среди современников автор «Временника» Тимофеев слыл человеком начитанным, книжным, дьяки отзывались о нем с уважением и в 60-е XVII в.: «был де он книгочтец и временных книг писец». О его жизни и деятельности известно немного. Подпись дьяка Тимофеева стоит на избирательной грамоте Бориса Годунова 1598, затем в грамотах 1605, уже во времена Лжедмитрия I. В 1607 Тимофеев был послан царем Василием Шуйским в Новгород, здесь он стал очевидцем оккупации города шведами. Затем Тимофеев служил в Астрахани, Ярославле, Нижнем Новгороде, имя его теряется в документах после 1629.

Что же заставило дьяка Тимофеева взяться за перо? Сам Тимофеев так пишет о побудительных причинах своего литературного труда: потрясенный разорением великого Новгорода, зная о таком же унижении и опустошении Москвы, он думал о том, «как могло случиться, что недавно существовавшая невыразимая словами красота такого города и всего, что было в нем… как будто в один час разрушилась?.. В течение многих дней постоянно не переставал я размышлять в уме своем о таком разорении города… и ходил как умалишенный». По словам автора, мысль о необходимости описать и объяснить происходящее, «как пальцем, тыкала меня в ребра… она постоянно побуждала меня к этому и неотлучно напоминала, так что при моей слабости не мог я отогнать ее беспощадную докуку». Так из размышления над бедствиями родной земли, из стремления понять смысл всего происходящего, осознать причины разорения русских городов, опустошения государства рождается сочинение Тимофеева. Вероятно, отдельные записи сделаны им еще в Москве, большая часть работы была проделана в Новгороде, во время оккупации шведами. В 1616—1619 Тимофеев объединяет и редактирует написанное.

«Временник» сохранился в единственном списке, это не автограф, а копия 30-х XVII в., над которой трудились в разное время несколько лиц. В дошедшей до нас рукописи выделяется 5 самостоятельных частей, каждая из которых рассказывает о деятельности одного исторического лица — царя Ивана Грозного, царя Федора Ивановича, царя Бориса Годунова, Лжедмитрия I, царя Василия Шуйского; 6-я часть, озаглавленная «Летописец вкратце», является пересказом всего того, о чем писалось в первых пяти частях. Каждая часть, в свою очередь, делится на главы. Так, напр., в части, посвященной царю Борису Годунову, следующие главы: «Об избрании Бориса на царство», «О крестном целовании Борису», «Об утверждении имени Бориса письменами», «О Борисе же царе», текст последней главы прерывает «Глубокий плач из середины сердца» о разорении Новгорода, по содержанию он не связан с рассказом о царе Борисе Годунове.

Композиция «Временника» сложна и непоследовательна. Это осознает и сам автор, считая, что его произведение подобно скроенной, но не сшитой одежде, что отдельные части «не получили соединения в стройное сочетание по порядку». Но, говоря о нестройности своего сочинения, автор имел в виду не только эту чисто внешнюю неорганизованность текста. «Временник» не историческая повесть, в нем нет последовательного описания событий Смуты. Не факты и события в их причинно-временной взаимосвязи интересуют автора, а человеческая личность. Внимание автора «Временника» поглощено изображением сложности, изменчивости человеческого характера, его сочинение превращается в собрание характеристик деятелей времен Смуты. Тимофеев пытается разобраться в сложности человеческой натуры, объяснить, чем вызвано смешение в человеческой душе разных начал — добрых и злых, понять, что оказывает решающее влияние на характер человека. Особо пристальным вниманием к внутреннему состоянию человека, сложностям психологии полна характеристика царя Бориса Годунова. Желая быть объективным, Тимофеев много пишет о достоинствах царя Бориса, его уме, благочестии, умении расположить к себе людей и в то же время гневно осуждает царя Бориса за гордость, жестокость, коварство, пытаясь понять, почему умный человек становится жестоким, благочестивый — гордым. Автор далеко не равнодушно взвешивает на весах справедливости доброе и злое в душах тех людей, о которых пишет, и не скрывает, что это его личное мнение, его собственное истолкование событий.

«Временник» можно назвать мемуарами человека, который, будучи дьяком, многое видел, многое знал, ибо имел доступ к важным документам, был проницателен и пытлив. Он фиксирует интересные подробности, сцены, жесты, кажется, частные, незначительные, но помогающие живо, зримо представить и понять происходящее. Когда народ ходил упрашивать Бориса на царство, тот клялся, что никогда не будет царем. «Он держал в руках тканый платок, которым вытирал пот, в дополнение к своим клятвам… он обвернул этот платок вокруг своей шеи… дальним давая понять этим жестом, что он готов удавиться, если умоляющие не перестанут его принуждать». Понимая притворство Бориса, Тимофеев видит, как организуется это призвание. Некий отрок был хитро научен и посажен против келии царицы на крепостной стене, он все время «почти в уши государыни» «кричал одно и то же: чтобы повелела она брату своему быть царем». Тимофеев требователен к себе как писателю, стремится к правдивости и достоверности рассказа. Он описывает только то, чему был очевидцем, а если о чем-то знает с чужих слов, по слухам, то всегда указывает на это.

Изд.: «Временник» Ивана Тимофеева / Подг. к печати, перевод и коммент. О. А. Державиной. М.; Л., 1951; Из «Временника» Ивана Тимофеева / Подг. текста, перевод и коммет. В. И. Охотниковой // Памятники литературы Древней Руси: Конец XVI — начало XVII в. М., 1987.

Ист.: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. М., 1996. С. 214—216.

В. Охотникова

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Далее читайте:

«Временник», произведение о событиях Смутного времени. 1616-1619 гг.

Сочинения:

Временник, М.-Л., 1951.

Литература:

Полосин И. И., Иван Тимофеев - русский мыслитель, историк и дьяк XVII в., в кн.: Полосин И. И., Социально-политическая история России XVI - нач. XVII в., М., 1963; Черепнин Л. В., Материалы по истории русской культуры и русско-шведских культурных связей XVII в. в архивах Швеции, Тр. ОДРЛ, т. 17, М.-Л., 1961; Долинин Н. П., Общественно-политические взгляды И. Тимофеева, "Научные записки Днепропетровского государственного университета", 1954, т. 42, в. 2.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС