Толстой Лев Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Толстой Лев Николаевич

1828-1910

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Русский мыслитель

Толстой Лев Николаевич (1828— 1910) — русский писатель и мыслитель. В своем творчестве и учении Толстой отразил главным образом эпоху пореформенного-развития России (с 1861 по 1905), историческое своеобразие «всей первой русской революции, ее силу и ее слабость» именно как «крестьянской буржуазной революции» (Ленин В. И. Т. 20. С. 20). Отсюда «кричащие» противоречия в его воззрениях: с одной стороны, беспощадная критика капитализма, официальной церкви, антинародной сущности государства, с другой — проповедь смирения, непротивления злу насилием, утонченной формы религии. На религиозно-философские взгляды Толстого (сложившиеся окончательно после духовного кризиса в конце 70-х гг.) помимо христианства оказали влияние идеи буддизма, других восточных религиозных систем, а также Руссо, Шопенгауэра и славянофилов. В основе учения Толстого — понятие веры, которую он во многом толкует этико-рационалистически: вера — знание того, что такое человек и в чем смысл его жизни. Последний видит в преодолении отчуждения и свободном объединении людей на основе любви, в слиянии их с богом путем осознания каждым в себе разумно-божественного начала. В этом, с его точки зрения, состоит достигаемый через личное самосовершенствование идеал «истинного», освобожденного от исторических искажений вероучения Христа, включающего и бессмертие духовно-разумной жизни. Согласно Толстому, государство как форма насилия, частная собственность, церковь, вся чуждая народу цивилизация препятствуют воплощению этого идеала, порождая социальные недуги. В итоге он приходит к отрицанию государственности (анархизм), ценности науки и культуры, призывает к опрощению, идеализирует крестьянский труд, общину. Человек, по Толстому, свободен лишь в сфере личностно-духовной, в служении богу (добру, или безусловному, «всемирному невидимому началу»). Социально-исторический процесс направляется божественной волей (провиденциализм) и осуществляется через деятельность масс, отдельная же личность, даже царь, является орудием истории (фатализм). В работах по эстетике («Что такое искусство?», 1897— 1898, и др.) он выступил против декадентства и официальной, «господской», культуры. Толстой понимает искусство как одно из средств общения индивидов (передача чувств друг другу), как деятельность, призванную объединять людей, помогать им побеждать зло, улучшать себя. Поскольку высшую цель человечества Толстой видел в реализации «царства божьего» на земле, он приходит к выводу, что руководящей для искусства должна быть идея нравственно-религиозная, а не эстетическая. Глубоко ошибочна точка зрения буржуазных историков философии, согласно которой заслуга Толстого состоит в том, что он сделал попытку преодолеть секуляризм, т. е. обосновать социально-культурные идеалы с помощью религии. Толстой велик как художник-реалист («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и др.), как мыслитель-гуманист, выразивший протест масс против несправедливости, социального неравенства и угнетения. Всестороннюю научную оценку творчеству Толстого дали Ленин и другие марксисты. Основные философско-религиозные сочинения Толстого: «Исследование догматического богословия» (1880), «Исповедь» (1880— 1884), «В чем моя вера?» (1882—1884), «Царство божие внутри нас» (1891), «Путь жизни» (1910).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 461-462.

Дом-музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне.


Вернуться на главную страницу Л.Н. Толстого

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС