Трефолев Леонид Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Трефолев Леонид Николаевич

1839-1905

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Трефолев Леонид Николаевич

Трефолев Леонид Николаевич (9[21].09.1839—28.11 [11.12].1905), поэт. Родился в г. Любиме ныне Ярославской области в небогатой помещичьей семье. Окончил Ярославскую гимназию (1856). Был помощником редактора, а в 1866—1871 — редактором «Ярославских губернских ведомостей», где опубликовал свое первое стихотворение (1857). После 1872 занялся земской деятельностью, увлекался краеведением. В своем творчестве Трефолев показал положение крестьянства (стихотворения «Обоз», «Батрак», «Деревенская долюшка-доля», «На бедного Макара шишки валятся»), городской бедноты (стихотворения «Грамотка», «Шут», «Честный должник»), тяжелую долю женщины (стихотворения «Красные руки», «Таинственный ямщик», «Дуня»).
С 70-х Трефолев стал выступать с сатирическими стихами в «Искре», «Будильнике» и «Осколках», обличая как либералов, так и патриотов (М. Н. Катков, К. П. Победоносцев, П. П. Цитович) и даже самого царя (стихотворения «Царь наш — юный музыкант», «Музыкант», «Александр III и поп Иван»). Как и поэты «Искры», Трефолев откликался на злобу дня, тяготел к жанрам песни, куплета, сценки, писал пародийные стихи. Образ писателя-гражданина запечатлен в стихах «Памяти Ивана Захаровича Сурикова», «Памяти сатирика М. Е. Салтыкова», «Мы собрались почтить певца» (о Н. А. Некрасове) и др. Трефолев часто пользовался жанром стихотворной новеллы, включавшей бытовые сценки и живой народный диалог, обращался к фольклорным мотивам. Широко известными, популярными в народе стали песни на стихи Трефолева: «Дубинушка», «Песня о камаринском мужике», «Ямщик» («Когда я на почте служил ямщиком…») и др.

И. Щ.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Пережил своих собратьев по перу, поэтов «некрасовской школы»

Леонид Николаевич Трефолев (1839—1905). Трефолев намного пережил своих собратьев по перу, поэтов «некрасовской школы», он скончался на исходе 1905 года. Застал русско-японскую войну, Цусиму, восстание на броненосце «Потемкин», был свидетелем расстрела 9 января («кровавого воскресенья») и умер в самый канун баррикадных боев на Красной Пресне в дни декабрьского восстания.

Эти события, однако, не отразились в его поэзии. По своим взглядам он остался «шестидесятником». Но и это было великим достоинством. Он сохранил демократизм, пронес его через народнические увлечения, захватившие часть русского общества, и доживал свой век, когда декаденство уводило русскую литературу от народа и борьбы за его права. Не даром «Русское богатство» писало, что Трефолев хранитель «забытых слов», главное из которых — «народ». Это касалось если не всей литературы, то во всяком случае современной поэзии; Трефолев — «рыцарь правды». «Русское богатство» откликалось на вышедший в 1894 г. в Москве сборник «Стихотворений» поэта: «Прекрасное, бодрящее впечатление производит сборник г. Трефолева, — читаем в журнале, — в особенности теперь, в разгар декадентского, символистского, импрессионистского и прочего нытья, опротивившего истинно до омерзения» 1.

_______

1. Русское богатство. 1894. № 10. Новые книги. С. 30.

[83]

Трефолев считался забытым писателем. Только очень знающие люди помнили и ценили его. К сожалению, Трефолев, окончив Ярославскую гимназию, почти не выезжал из родных мест (он родился в г. Любим, ныне Ярославской области, в небогатой помещичьей семье). Ряд лет он работал в «Ярославских губернских ведомостях», сначала в качестве помощника редактора, а затем и редактора. Годы ушли на земскую деятельность, краеведение. Только незадолго до закрытия «Искры» он начал выступать в ней с сатирическими стихами. Но в основном ему пришлось сотрудничать в типичных для 80—90-х годов развлекательных журналах «Будильник», сначала издававшихся в Петербурге, а затем в Москве, который вели после Н. А. Степанова малозначи-тельные литераторы; печатался и в «Осколках» Н. А. Лейкина, журнале юмористическом, но отличавшимся поверхностной критикой нравов чиновников, купцов.

Трефолев прокладывал курс серьезной гражданской поэзии. Он рисковал, как истинный «некрасовец» писал эпиграммы, обличительные стихи на М. Н. Каткова, К. П. Победоносцева, П. П. Цитовича и даже на самого царя (стих «Царь наш — юный музыкант», «Музыкант», «Александр III и поп Иван»). Не всегда выдерживалась им твердая линия, были колебания, но демократическое направление оставалось основой его поэзии.

В «некрасовской школе» у Трефолева — свое особое место: он — песенник. Песенная традиция идет у него от Некрасова, от «суриковцев» (недаром он написал два стихотворения памяти И. 3. Сурикова), многое брал из народной поэзии. Особенно прославили Трефолева песни, сочиненные на стихи («Дубинушка», «Песня о камаринском мужике», «Ямщик» («Когда я на почте служил ямщиком»).

Во всяком случае ярославская газета «Северный край» писала о своем земляке в связи с сорокалетием его литературной деятельности и состоявшимся чествованием: «Являясь носителем поэтической традиции Некрасова (...) Леонид Николаевич и в своем творчестве — один из симпатичнейших по содержанию поэтов наших» 1.

Характернейшей для «некрасовской школы» прием «перепевов» чужих мотивов у Трефолева приобрел особые черты, по сравнению с Курочкиным, Минаевым. В его «перепевах» нет и тени шаржа или пародии. Он «перепевал», углубляя содержание произведения. Все три названных нами стихотворения, ставшие песнями, суть «перепевы». Например, та «Дубинушка», которую мы все знаем с детства, начинающаяся словами: «Много песен слыхал я в родной стороне...», написана В. И. Богдановым, «поэтом «Искры». Напечатана она была в 1865 г. в журнале «Будильник», редактором которого стал Н. А. Степанов, только что отошедший от В. С. Курочкина, чтобы завести свое дело. Этот «Бу-

___________

1. Северный край. 1899. № 360.

 [84]

дильник» еще во многом был похоже на «Искру». Богдановскую «Дубинушку» переделал и дополнил демократически настроенный поэт А. А. Ольхин (1895 г.), сделав ее чрезвычайно популярной революционной песней. «Дубинушка» Трефолева, появившаяся в печати в 1867 г., занимает промежуточное положение между богдановским и ольхинским вариантами. Трефолевская «Дубинушка» близка к некрасовским мотивам о Волге — матушке-реке. Перед нами — живая картина бурлацкой жизни:

...От Самары до Рыбинска песня одна;
Не на радость она создана:
В ней звучит и тоска, похоронный напев,
И бессильный страдальческий гнев.

Трефолевская «Песня о камаринском мужике» (1867) — обработка давней народной песни «Ах ты, милый мой, (вариант: сукин сын) камаринский мужик, Ты зачем, скажи, по улицам бежишь?» Поэт наполняет стихотворение определенным сюжетным содержанием:

Как на улице Варваринской
Спит Касьян, мужик камаринский.
Борода его всклокочена
И дешевкою 1  подмочена.

Речь идет о мужике Касьяне, загулявшем в день своих именин (Касьянов день празднуется один раз в четыре года, в високосный год, и приходится на 29 февраля). Несмотря на курьезное содержание, стихотворение использовалось в революционной пропаганде — ведь не от хорошей жизни Касьян загулял.

И, наконец, «Ямщик» (1868) — не что иное, как перевод, что и было обозначено в подзаголовке: «Из Владислава Сырокомли» с посвящением неизвестной нам А. Ф. Яровицкой. Трефолев любил этого польского поэта за народность его сюжетов, простой разговорный язык, Трефолеву вообще нравилась славянская поэзия: у него были переводы и переложения из украинской (Шевченко), сербской поэзии. Переводил он также и французских, английских, немецких, датских, ирландских, голландских поэтов. Понравилось ему стихотворение Сырокомли «Почтальон» по жанру «Gaweda gminna» (т.е. местный, сельский «рассказ»), В основе стихотворения — разговор ямщика-почтаря со случайным седоком. Неизвестный композитор положил стихотворение Трефолева в сильно сокращенном виде на музыку.

«Имя Трефолева, — пишет исследователь, — должно быть названо в первом ряду имен поэтов-«некрасовцев», поэтов, подхвативших некрасовский поэтический голос»  2. Трефолев употребляет разговорный язык, изображает текущие события народной жизни,

_____

1. Дешевка — дешевая водка.

2. Айзеншток И. Поэт-демократ Л. Н. Трефолев. 1839—1905. Ярославль. 1954. С. 196.

[85]

знает, что главное достоинство поэта — гражданское мужество, честность, неподкупность:

Мой бедный неуклюжий стих,
Плохими рифмами наряжен.
Ты, как овечка, слаб и тих,
Но, слава богу, не продажен.

(«К моему стиху», 1870).

Мы не должны ограничиваться похвалами будничности описаний у демократов. Такие похвалы всегда снисходительно сентиментальны и натянуты. Еще Белинский, Салтыков-Щедрин указывали, что «второстепенные» писатели тоже важны в познавательном и общетеоретическом смысле. Без них, как и без гениальных, нельзя представить себе лицо национальной литературы, внутренние закономерности ее истории. Большое достоинство Трефолева в том, что он изображает «...ту безвестную жизнь масс, где совершаются дела и события, почти всегда находящиеся в явном противоречии с показаниями истории, писанной и щеголяющей именами» 1. Жизнь и деятельность народных масс и есть подлинная история. Об этом говорил Ф. Энгельс: «Представление, будто громкие политические деяния, есть решающее в истории, является столь же древним, как и сама историография. Это представление было главной причиной того, что у нам сохранилось так мало сведений о том развитии народов, которое проходит в тиши, на заднем плане этих шумных выступлений и является действительной движущей силой»  2.

Не подходит по отношению к такого рода писателям определение «бытовики». Они описывают те миллионы реальных свершений в народной жизни, при помощи которых двигается история. Возьмем, например, стихотворение Трефолева «Пошехонские леса» (1870). Оно развивает мотив некрасовского «Школьника». И в непроходимое Пешехонье пробился луч света, пришла грамотность. Кругом чудные бесконечные леса, населенные лешими и медведями. Рука не поднимется рубить заповедную сосну или елочку. Зеленый шум сменился другим шумом. Пусть жалуются дикие дебри:

Доля выпала суровая! —
Зашумели глухо елочки: —
Здесь стоит изба тесовая,
Вся новехонька, с иголочки.

Земской школой называется,
Ребятишек стая целая
В этой школе обучается
И шумит, такая смелая!

_______

1. Салтыков-Щедрин М. Е. Полн. собр. соч. М., 1937. Т. 8. С. 297.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 163.

[86]

И мешает нам дремать в глуши,
Видеть сны, мечты туманные...
Хороши ли, путник, — сам реши, —
Эти школы окаянные?

Удостоился чести быть воспетым и пресловутый Макар, который куда-то телят гонял и на которого все шишки валятся. Так и называется у Трефолева стихотворение в девяти частях «На бедного Макара и шишки валятся» (1872), представляющее собой расширенный вариант русской пословицы. Что не задумывает Макар, все у него не ладится: хотел разжиться, кобылу продать, а кобылку украли, пошел бурлачить на кормилицу Волгу, а вернулся с медной гривною, пошел просить отсрочки подати, а отделался побоями. И речь идет не об одном Макаре (как и о Касьяне), — тут вся мужицкая судьба.

Макар все может:

Он и кроток, и смел,
И на все он ходок,
Даже сделать сумел
Петербург-городок.

(«Макар», 1884).

Все, что видим вокруг, все, что построено, посеяно и пожато, — все Макары да Касьяны сделали:

Красны руки, рабочие руки!
Много узнали вы горя и муки.
Много трудились вы ночью и днем...

(«Красные руки», 1882).

Именно рабочего человека называет Трефолев «перлом создания» природы.

Над Землей когда-нибудь да сжалится
Батько-Солнце, светлый чародей,
И Земля пред Солнышком похвалится,
Приютив работников-людей.
На Земле не будет пушек грохота,
Навсегда умолкнет звук мечей,
И народ, сквозь слезы, после хохота,
Позабудет предков-палачей.
Мир-Любовь украсится победою,
И окрепнет царствие Труда...
Это будет, будет... Сердцем ведаю,
Но когда? — Не знаю, господа!

(«Перл создания», 1892).

[87]

В.И. Кулешов. Русская демократическая литература 50-60-х годов XIX века. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Русский язык и литература». Москва, Высшая школа, 1989, с. 83-87.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Стихотворения. М., 1894;

Собр. стихотворений. М.; Л., 1931;

Неизданные стихи и автобиография // Лит. наследство. Т. 3. М., 1932;

Избранное. [Ярославль], 1951;

Стихотворения. Л., 1958;

[Соч.] // Трефолев Л. Н., Суриков И. З., Дрожжин С. Д. Стихотворения. М.; Л., 1963.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС