Тренёв Константин Андреевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Тренёв Константин Андреевич

1876-1945

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Константин Андреевич Тренёв

Тренёв Константин Андреевич [21.5(2.6).1876, хутор Ромашево Харьковской губ.— 19.5.1945, Москва] — прозаик, драматург, публицист.

Сын крестьянина-бедняка, бывшего крепостного. В поисках «вольной земли» семья перебралась с Украины на Дон, где обосновалась на хуторе Мокрая Журавка, вблизи железнодорожной станции Миллерово. Бедняцкая доля сурово коснулась детства и юности будущего писателя. Время, совпавшее с занятиями в Донском земледельческом училище и духовной семинарии, Тренёв вспоминал как годы «тоскующего одиночества». Неуемная тяга к знаниям и упорство помогли, однако, талантливому юноше получить превосходное образование.

В 1903 он окончил Петербургский археологический институт и духовную академию, а в 1921 еще и агрономический факультет Таврического университета. Октябрьская революция застала его в Крыму, сделав очевидцем германской оккупации, а затем и кровопролитной Гражданской войны. После установления советской власти Тренёв продолжал жить в Симферополе, учительствовал, работал в Крымском отделе народного образования, руководил редакционно-издательской частью Крымиздата.

С 1931 навсегда поселился в Москве.

Начало литературной деятельности Тренёва относится к 1898, когда в газете «Донская речь» (Ростов-на-Дону) были напечатаны его первые бытовые очерки. В 1910-е он стал известен как автор «крестьянских рассказов». Лучшие из них («Затерянная криница», 1909; «Шесть недель», 1911; «На ярмарке», 1912; «Мокрая балка», 1913; «Батраки», 1916) привлекали не одной лишь достоверностью фактов, но и еще более — гражданской активностью художника, который открыто осуждал все жестокое, косное, мрачное в окружающей действительности и поддерживал силы, способные, как ему верилось, изменить ее к лучшему. Как исторически оправданный и неизбежный финал векового противостояния хозяев и батраков нарисовал он крестьянский бунт, «мстящая динамика» которого отражала «обиду и злобу» бедняцких масс. Первая пьеса «Почему порвались струны?» (1910; позже переименованная в «Дорогины», 1912) была написана в традициях М.Горького («Враги»). Антиклерикальная повесть «Владыка» (1915) подверглась запрещению цензурой за воинствующий критицизм.

Октябрьскую революцию Тренёв принял радостно, полагая, что наконец «прорвала плотину новая жизнь» и сбылась мечта о справедливом переустройстве российской действительности. «Народ в муках творит нечто новое и небывало прекрасное»,— писал он М.Горькому в 1921 (М.Горький и советские писатели. Неизданная переписка // ЛН. М., 1963. Т.70. С.445).

Первым значительным послереволюционным произведением Тренёв явилась пьеса «Пугачевщина» (1924), написанная в жанре народной трагедии и повествующая о бунте донских казаков во главе с Емельяном Пугачевым. Путь Пугачева на Голгофу прослеживается шаг за шагом — от первой встречи с будущими соратниками до восхождения на плаху в Москве. Тренёв показывал своего героя и как лихого вояку, и как умного вожака, но вместе с тем и как авантюриста «с огромной долей хлестаковщины», даже «яркого садиста», одержимого грешными страстями. Среди бунтовщиков тоже встречались далеко не идеальные люди, способные на предательство, ложь, жестокость. Однако само восстание оставалось в глазах писателя незапятнанным уже потому, что его высокие цели облагораживали участников, заставляя их подниматься над собственными слабостями во имя высокой общественной идеи. Именно эта вера художника в высшую гуманность справедливой народной борьбы сближала историческую пьесу с текущим днем. Премьера «Пугачевщины» состоялась в 1926 на сцене МХАТа при участии И.Москвина, А.Тарасовой, Н.Хмелева и других видных артистов. Ортодоксальная критика отнеслась к спектаклю негативно (не устраивала недостаточная «героичность» Пугачева и отсутствие в пьесе «рабочей массы»). Впрочем, и сам Тренёв остался не вполне доволен мхатовской постановкой, считая, что театр «споткнулся» на преувеличении трагизма пугачевского бунта. С успехом осуществил постановку «Пугачевщины» Александрийский театр в Ленинграде (Академический театр драмы им. А.С.Пушкина; в роли Пугачева — Я.Малютин, реж.— Л.Вивьен, И.Петров, А.Хохлов). Тренёв сообщал М.Горькому: пьесу поставили «очень неплохо — массово, страстно, ярко» (М.Горький и советские писатели. С.448).

В 1926 была завершена героическая драма «Любовь Яровая». Действие происходило в неизвестном провинциальном городе, где на протяжении одного-двух дней власть завоевывали то красные, то белые. Пьеса захватывала той особенной напряженностью, какая создается не развитием событий, а столкновением характеров. Тренёв явился одним из первых художников, кто начал изображать революцию в традициях классиков реализма. «Многоколесный механизм», как именовал Тренёв сложную систему образов этой пьесы, был подчинен утверждению революции как борьбы добра со злом. Революция притягивала к себе людей честных, бескорыстных, справедливых, а хищных, злобствующих, жадных отталкивала, разоблачала и боролась с ними насмерть. Высокую нравственную правду революции Тренёв доверил нести Роману Кошкину. «Товарищ красный комиссар просвещения» был нарисован как человек не очень грамотный, способный сочинить наивный манифест «О всеобщем фуксинировании образования трудящихся». Но суровая бескомпромиссность была его жизненным правилом. Не колеблясь, он рисковал собой, чтобы спасти из белогвардейского плена своих боевых друзей. И он же безжалостно расстреливал ближайшего помощника, узнав, что тот мародерствует. Особо видное место среди духовно близких Кошкину персонажей принадлежало матросу Фёдору Шванде, любимому герою писателя, характеру поистине народному, покоряющему каким-то по-детски открытым и немного лукавым «ликующим оптимизмом». Герой мечтает о справедливости «в мировом масштабе». Лагерь «белых» более всего походил в «Любови Яровой» на чудовищное торжище, где торговали всем — родиной и сахарином, офицерской честью и несуществующей собственностью. Особую нетерпимость проявлял Тренёв в отношении тех «интеллигентов», которые в жестокое военное время пытались нажить политический капитал фарисейскими призывами к милосердию, гуманности («либеральный деятель» Фольгин) или же, приспосабливаясь к меняющимся обстоятельствам, ревностно служили сначала красным, потом белым и наоборот («общественный деятель и журналист» Елисатов). Одиозная роль досталась в пьесе и некой Дуньке, бывшей профессорской прислуге. К финалу «Любови Яровой» ее образ превращался в своего рода шаржированный символ всего нечистоплотного, грубого, пошлого. Знаменитая реплика: «Пустите, пустите Дуньку в Европу!» — надолго стала крылатой фразой.

Сквозную лирическую коллизию пьесы образовали мучительные отношения любви-ненависти, сложившиеся между учительницей-революционеркой Любовью Яровой и ее мужем, белогвардейским поручиком Михаилом Яровым. Драму Любови Яровой Тренёв показал как драму жестокого разочарования, одновременно он раскрыл и нравственное преображение героини. Расставаясь со своей любовью (Михаил Яровой оказался не только бездушным политическим игроком, но и слабовольным, бесчестным человеком, предавшим свою любовь), героиня одерживала победу над своими прекраснодушными иллюзиями, но побеждала она «с глубокой раной в сердце» (К.Еланская). Первый спектакль «Любови Яровой» состоялся 22 дек. 1926 в Малом театре. Главные роли в нем исполняли такие известные артисты, как В.Пашенная, П.Садовский, Е.Гоголева. Постановка была одобрена критикой и названа «блестящей победой молодой драматургии и старого актерского мастерства на революционном участке нашего творческого фронта» (Правда. 1927. 15 янв. С.3). Анри Барбюс, посетивший московский спектакль в 1927, сравнивал настроение, царившее в зале, с «могучим дыханием свободы».

Тренёв прожил долгую творческую жизнь. В течение 1927-30 им было написано несколько произведений, посвященных популярной в те годы критике мещанства, предавшего завоевания революции ради меркантильных целей. Наиболее значительной среди них стала пьеса «Жена» (1928). Вскоре появилась драма «Ясный лог» (1931) о коллективизации в деревне, а немного спустя — две пьесы из жизни научных работников («Опыт», 1934; «Анна Лучинина», 1941). Неоднократно возвращался Тренёв и к своей излюбленной теме народно-освободительной борьбы. В 1936 он выступил с пьесой о революции 1905 — «Гимназисты», а в 1937 с пьесой о революционном Петрограде 1917-го — «На берегу Невы». Не терял писатель интереса и к далекому прошлому России, посвятив Отечественной войне 1812 две исторические драмы — «Навстречу» (1943) и «Полководец» (1945). В речах, статьях о драматургии Тренёв отстаивал реалистическое направление. Его последним и нереализованным замыслом было написание книги о Великой Отечественной войне. Про ее будущих героев он с нежностью и гордостью говорил: «Это дети моей Яровой».

«Любовь Яровая» оставалась непревзойденной творческой вершиной автора. Все последующие сочинения Тренёв не столь оригинальны, несколько рационалистичны, лишены былого пафоса и, главное,— смелого взгляда на жизнь. Действительность год от года становилась все более сложной и трагичной, вступая в противоречие с неколебимой верой писателя в непогрешимую праведность революции. Но отказаться от этой веры Тренёв не мог. По натуре своей Тренёв принадлежал к людям, не склонным менять убеждения, в особенности идеологические. Редкая цельность личности не только гармонировала с общим характером его творчества, но по-своему проявлялась даже во внешнем облике писателя; это был «человек рослый, сильный в кости, с большими красивыми руками работника, с крупными чертами лица, низким глуховатым голосом, с необыкновенным юмором, таящимся где-то в его усах» (Фадеев А. За тридцать лет. М., 1957. С.708). Тренёв вошел в историю русской литературы преданным художником романтического взлета революции, не догадывавшимся, однако, о всей горькой правде этого исторического потрясения.

В.В.Бузник

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 511-513.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Пьесы, статьи, речи. М., 1952;

Избранные произведения: в 2 т. М., 1955;

Избранные произведения, в 2 т. / вступ. статья, сост. Е.Треневой. М., 1986-1987.

Литература:

Сурков Б. К.А.Тренев. М., 1953;

Диев 3.Л. Творчество К.А.Тренева. М., 1960;

Фейнберг Р. К.А.Тренев. Очерки творчества. М.; Л., 1962,

Живой Тренев: сб воспоминаний. Ростов н/Д., 1963;

Устюжанин Д.Л. Драма К.А.Тренева «Любовь Яровая». М., 1972;

Мущенко Е.Г. Поэтика сказа. Воронеж, 1978. С.166-180;

Неводов Ю.Б. К.Тренев и споры вокруг Любови Яровой // Проблемы развития советской литературы: межвузовский научный сборник. Саратов, 1980. С.86-105;

Лепилин А. Серафимович и Тренев. Кубань. 1982.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС