Туган-Барановский Михаил Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Туган-Барановский Михаил Иванович

1865-1919

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Михаил Иванович Туган-Барановский

Туган-Барановский Михаил Иванович (1865—1919) — экономист, публицист, общественный деятель. Приват-доцент Петербургского университета по кафедре политэкономии (1895). Сотрудничал в легальных марксистских изданиях. В 1898 защитил докторскую диссертацию. Активно участвовал в кооперативном движении, в 1909 возглавил журнал «Вестник кооперации».

Использованы справочные материалы издания: Наследие Ариадны Владимировны Тырковой. Дневники. Письма. [Сост. Н.И. Канищева]. М., 2012, Комментарии, с. 558.


Туган-Барановский Михаил Иванович (1865 - 1919) - известный русский экономист и историк. Окончил Харьковский университет (1888). Получил стопень магистра политэкономии за работу "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние иа народную жизнь" (1894). Первоначально представитель "легального марксизма", позже перешел на либерально-демократические позиции, вступил в партию кадетов. Известен как один из организаторов и видных деятелей дореволюционного кооперативного движения. Сотрудничал в журналах "Мир Божий", "Начало", "Вестник Европы" и других. Совместно с М. М. Ковалевским .и М. С. Трушевским редактировал издание "Украинский народ в его прошлом и настоящем". В 1917 - 1918 годах состоял министром финансов украинской Центральной Рады. Автор книг: "Русская фабрика в прошлом и настоящем" (1898), "Теоретические основы марксизма" (1905), "Основы политической экономии" (1909), "Социальная теория распределения" (1913).

+ + +

Туган-Барановский Михаил Иванович [8(20) января 1865, Харьковская губ. — 21 января 1919, близ Одессы] — русский экономист, социолог. В 1889 окончил Харьковский университет, став кандидатом по физико-математическому и юридическому факультетам. Опубликованная в 1894 магистерская диссертация «Промышленные кризисы в современной Англии» принесла Туган-Барановскому мировую известность. Преподавал в Петербургском университете, профессор Петербургского политехнического института. После Февральской революции 1917 уехал на Украину, где до января 1918 занимал пост министра финансов при Центральной Раде. Испытал влияние марксизма, кантианства, философии жизни, утопического социализма, австрийской школы экономики. Причислялся к легальному марксизму. Считая движущей силой исторического процесса материальные и духовные потребности человека, понимал под ними единство материальных условий жизни и активной воли. Признавая, что материальной и социальной основой общества является экономическое хозяйство, полагал, что по мере своего развития человеческое общество все больше определяется волей и моральным сознанием людей. Целью исторического развития является всесторонне, материально и духовно развитая личность. Будучи сторонником этического социализма, указывал, что гибель капитализма неизбежна не вследствие экономических закономерностей, а из-за того, что он противоречит моральной природе человека: эксплуатируя рабочего, капиталистическая система нарушает моральный императив — относиться к человеку как к цели, а не как к средству. По мнению Туган-Барановского, переход от капитализма к социализму будет сопровождаться сменой классовой борьбы кооперативным движением, осно-вывающимся не на защите интересов лишь одной социальной группы, а на общечеловеческих ценностях, провозглашающих своей главной целью интересы и права личности. Придерживаясь представления о коммунизме как обществе свободных производителей, считал, что задачей социалистического строя является не подчинение личности обществу или общества личности, а примирение этих двух начал.

И. В. Кувакин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 117.


Туган-Барановский Михаил Иванович (8(20) 01.1865, Харьковская губ. - 21.01.1919, близ Одессы) - экономист и социолог. В 1889 году окончил Харьковский университет, став кандидатом по физико-математическому и юридическому факультетам. В 1894 году получил степень магистра в Московском университете за работу «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь», которая принесла ему широкую известность. В 1898 году защитил в Московском университете докторскую диссертацию «Русская фабрика в прошлом и настоящем. История развития русской фабрики» (Т. 1). После Февральской революции уехал на Украину, где до января 1918 года занимал пост министра финансов при Центральной раде. Туган-Барановский ставил своей целью новую, согласующуюся с фактами истории и данными науки интерпретацию сформулированных К. Марксом принципов. Полагал, что «нужно пойти дальше Маркса, но через Маркса» (Основная ошибка абстрактной теории капитализма Маркса// Научное обозрение. 1889. №5. С. 973). Движущей силой социально-исторического развития Туган-Барановский считал человеческие потребности, определяя их как нерасчлененное единство материальных условий жизни и активной воли. Он выделял 5 групп потребностей: физиологические, половые, симпатические, эго альтруистические и потребности, не основанные на практическом интересе. В основе общественной жизни лежит хозяйство, понимаемое как деятельность, направленная на внешнюю природу и изменение материальных условий существования людей с целью создания средств для удовлетворения их потребностей. Если взаимодействие человека с природой составляет материальную сторону хозяйственной деятельности, то социальное значение хозяйства состоит в объединении людей в одно общественное целое. Общение людей друг с другом является каналом, по к-рому производство материальных благ определяет жизнь общества в целом. Туган-Барановский доказывал, что развитие человеческого общества не только зависит от хозяйственной деятельности, но все в большей степени становится продуктом сознательной человеческой воли. Отвергая Марксов монизм, он настаивал на равноправии материального бытия и сознательной воли человека. Туган-Барановский считал, что отождествление общественной жизни с производством и распределением материальных благ, а власти со средством достижения богатства лежит в основе ошибочного сведения Марксом всей человеческой истории к борьбе классов. В той степени, в какой человеческие потребности не сводятся к материальным, разделение общества на классы есть всего лишь одно из возможных его делений и составляет часть политической жизни. Даже при капитализме классовая борьба не исчерпывает собой всей политики, оставляя место для выражения религиозных, национальных и чисто властных интересов. Еще меньше значение классовых интересов в интеллектуальной и духовной деятельности людей. Туган-Барановский подверг критике тезис Ф. Энгельса, что каждый класс имеет свою собственную мораль, полагая, что попытка поставить на место нравственности принцип классовости выводит марксизм за рамки науки и делает его своего рода квазиморалью. Туган-Барановский является представителем так называемого «этического социализма». Экономически капитализм самодостаточен. Необходимость перехода от капитализма к социализму лежит не в области объективных законов, а в сфере морали. В самом доказательстве факта эксплуатации при капитализме нет ничего социалистического. Таковым его делает осознание того, что, эксплуатируя рабочего, капиталист относится к нему как к простому средству. Гибель капитализма неизбежна, потому что он противоречит моральной природе человека. В основе социалистической идеи лежит, по Туган-Барановскому этический идеал самоценности человеческой личности. В политической практике это означает постепенную смену классовой борьбы кооперативным движением, основывающимся на моральных ценностях и защищающим не узкоклассовые интересы пролетариата, а интересы и права личности. Вместе с тем Туган-Барановский не считал, что переход от капитализма к социализму возможен через простое распространение кооперации, признавал необходимость политической борьбы с капитализмом вплоть до социалистической революции. Поэтому чисто этическое обоснование возможности социализма, полагал Туган-Барановский, должно быть дополнено выяснением экономических условий существования социалистического общества. В работе «Социализм как положительное учение» (1918) Туган-Барановский продумывает механизм социалистической экономики, соединяя в своих построениях теорию трудовой стоимости Маркса и теорию предельной полезности австрийской школы. Так как задачей социализма является не подчинение личности обществу или общества личности, а примирение этих начал, то его организация представляет собой сложную систему, основанную на различных принципах. Социализм предполагает известную степень централизации и сохранение государства, которое полностью уничтожит всякую возможность насилия и господства и возьмет на себя исключительно функции организации хозяйства и общественной культуры. Главным идеалом социалистического сообщества является социальная свобода. Государственность и централизм должны быть дополнены организациями самоуправления и непосредственным контролем производителей. Высшим типом социализма как общества непосредственных производителей выступает кооперация, социальная природа которой является не классовой в собственном смысле слова, а общечеловеческой. При социализме, по мнению Туган-Барановского, социальные и хозяйственные проблемы отойдут на второй план Произойдет переоценка всех ценностей. Люди будут охвачены стремлением к прекрасному, к познанию внешнего мира и самого человека. Социализм явится возрождением гуманистических ценностей и идеалов для всего человечества. Однако социализм может претендовать лишь на преодоление социальных и экономических проблем и не может создать всеобщее счастье и гармонию. Страдания никогда не исчезнут из человеческой жизни. Проблемы жизни и смерти, любви и бессмертия вечны, а социализм ограничен. Туган-Барановский не отрицает религию, а допускает ее в той степени, в какой она утверждает самоценность каждой человеческой личности.

И. В. Кувакин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 652-653.

Сочинения: Теоретические основы марксизма. Спб., 1905; Современный социализм в своем историческом развитии. Спб., 1906; К лучшему будущему. Спб., 1912; Социальная теория распределения. Спб., 1913; Общественно-экономические идеалы нашего времени. Спб., 1913; В поисках нового мира. Социалистические общины нашего времени. Спб.. 1913; Социальные основы кооперации. М., 1916; М., 1989; К лучшему будущему, М., 1996.

Литература: Ленин В. И. Кадетский профессор // Полн. собр. соч. Т. 22; Анциферов А. Н. Туган-Барановский. Харьков, 1919; Кондратьев Я Д. Михаил Иванович Туган-Барановский. Пг., 1923; Татарникова С. Н. Туган-Барановский: В поисках новой соборности // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1990. № 1.


Туган-Барановский Михаил Иванович (1865, Купянский у. Харьковской губ. - 1919, ок. Одессы) - экономист. Род. в дворянской семье. Окончив классическую гимназию, поступил на физико-математический ф-т Харьковского ун-та. За участие в студенческом рев.-демократическом движении был исключен из ун-та, но революционером не стал. Осознавая необходимость полит. борьбы и мечтая о социализме, понимаемом им как общество без эксплуатации, в к-ром появится возможность переустройства всей духовной культуры и расцвета гармонической личности, Туган-Барановский основывал свою веру на постулатах И. Канта, считал, что "как верховная цель в себе, человек не может быть никогда обращен в средство для других целей", и поэтому отрицал якобинство. Получив разрешение вернуться в ун-т, Туган-Барановский в 1889 сдал экзамены за курс юридического и физико-математического ф-тов и был удостоен степени кандидата. С 1893 служил без усердия в департаменте Министерства финансов. Успешно преподавал в женском уч-ще Коммерческого счетоводства, Петербург, ун-те и на Высших женских курсах, но только после Февральской рев. 1917 был утвержден в звании профессора. В 1898 за исследование по истории капитализма "Русская фабрика в прошлом и настоящем" Туган-Барановский получил степень доктора полит, экономии. Принадлежал к "легальным марксистам" и писал, что "никогда не был неограниченным поклонником Маркса и всегда относился к его теории, признавая ее сильные стороны, критически". В 1908 Туган-Барановский критиковал тоталитарную утопию о миллионах бездумно послушных счастливцев и пастырях, несущих за них бремя власти и ответственности. Теоретические работы Туган-Барановский - "Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма" (1903), "Теоретические основы марксизма" (1905), "Социализм как положительное учение" (1918) и др. - формулировали реалистическую программу хозяйственного развития. Он полагал, что кооперация, основанная на свободной самоорганизации, - прообраз будущего общества. Туган-Барановский активно участвовал в кооперативном движении, пропагандируя его в научных работах, в журн. "Вестник кооперации", которым руководил с 1909. Член кадетской партии, Туган-Барановский выдвигался в Гос. думу, но не был избран. Октябрьской рев. не принял. После короткого пребывания на посту министра финансов украинской Центральной рады Туган-Барановский отошел от полит, деятельности, занимаясь преподаванием и наукой. Умер от приступа стенокардии.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Легальный марксизм (определение понятия).

Сочинения:

Теоретические основы марксизма. СПб., 1905;

Общественно- экономические идеалы нашего времени. СПб., 1913;

Влияние идей политической экономии на естествознание и философию. К., 1925;

Социальные основы кооперации. М., 1989;

К лучшему будущему. М., 1996 (библ.).

Литература:

Анцыферов А. Н. Туган-Барановский. Харьков, 1919;

Кондратьев Н. Д. Михаил Иванович Туган-Барановский. Пг., 1923.

Татарникова С.Н. М.И.Туган-Барановский - мыслитель, демократ, экономист // Вопросы истории. 1991. N 9 - 10.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС