Тургенев Иван Сергеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Тургенев Иван Сергеевич

1818-1883

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иван Сергеевич Тургенев

Тургенев Иван Сергеевич (28.10 (09.11). 1818, Орел - 22.08 (03.09). 1883, Буживаль, близ Парижа) - писатель, политический мыслитель. Родился в дворянской семье. В 1837 году окончил словесное отделение философского факультета Петербургского университета. С 1838 по 1841 годы учился в Берлинском университете, где слушал лекции ученика Гегеля К. Вердера (1806-1893); до этого познакомился с учениями Канта и Фихте, а также Шеллинга (в основном слушая лекции его последователей в России). Испытал влияние Станкевича, Грановского, М. А. Бакунина, Белинского и Герцена. Наблюдая жизнь крестьян, пришел к решительному отрицанию крепостного права, дал «аннибаловскую клятву» бороться с ним «до конца». В 1842 году выдержал экзамен в Петербургском университете на звание магистра философии. В этот период Тургенев считался «гегелистом»; в то же время он был знаком с идеями французских (в первую очередь Вольтера и Руссо) и английских (Д. Юма) мыслителей.

Постоянно следил за эволюцией философской мысли в Германии, в частности, изучал груды Б. Бауэра, М. Штирнера и особенно Фейербаха; были в его библиотеке и труды К. Маркса. Его оценка в 1847 году «смешных и странных видов», которые принимает «Логос (или Мысль, или Дух, или прогресс, или человечество - названий много в вашем распоряжении)», знаменовала прощание с идеями, «добросовестно, медленно и тяжко» развиваемыми германскими умами («Письма из Берлина», 1947) В 50-60-е годы в его взглядах доминируют позиции умеренности; в последний период жизни Тургенев большее внимание уделял философии А. Шопенгауэра и Б. Паскаля, а также трагическим сторонам мировоззрения Шекспира. Еще в 1840-х годах он высказал мнение, что в отечественных условиях именно писательство выступает как форма выработки философских убеждений. Его романы пронизаны философскими, социальными и этическими идеями, касаются самых различных сфер жизни России и Европы, в них фиксировались основные мировоззренческие сдвиги в русском обществе 1850—1880-х годов.

Тургенев ввел понятие «лишнего человека» - но при этом он отразил постепенную вовлеченность «лишнего человека» в практическую жизнь: «гегелист» Рудин не может осуществить ни один практический замысел («Рудин», 1856), Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859) занимается хозяйством, «пашет» землю, старается пахать ее лучше, а Соломин («Новь», 1877) выступает как успешный предприниматель. Тургенев создавал и некоторые проективные образы; так, Толстой утверждал, что тип тургеневской девушки появился сначала на страницах его романов, а Тимирязев говорил о подражании Базарову («Отцы и дети», 1862) в своей научной и общественной деятельности. Тургенев был вовлечен в философские споры на отечественной почве, начиная с 1840-х годов - участвовал в кружках (в частности, в кружке Станкевича), в острых дискуссиях о путях развития России с представителями различных течений общественной мысли (Тургенев отводил себе при этом роль «центральной натуры» в столкновениях между западниками и славянофилами, провозглашая «своей религией «Письмо к Гоголю» Белинского»; призывал к сдержанным оценкам «нигилистов» - сам этот термин получил широкое распространение в России после выхода в свет романа «Отцы и дети»; полемизировал с Толстым и Достоевским, признавая их при этом выдающимися мыслителями); выступал с критическими и публицистическими статьями (здесь следует выделить философское эссе «Гамлет и Дон-Кихот» (1860), ставшее образцом для дальнейших работ в данном жанре).

Философско-этические и эстетические идеи свойственны и его поздним произведениям, включая «Стихотворения в прозе». Хотя в контексте политической философии он оставался западником, это было своеобразное западничество, поскольку Тургенев глубоко вжился в русскую душу, признавая ее самобытность, о чем свидетельствуют, в частности, его «Записки охотника» (1852). Западничество Тургенева послужило одним из источников его установки на постепеновство, что проявилось в первую очередь в переписке с Герценом и в противостоянии кружку «Современника» Она просматривается и в основных романах, где оценивается дело неизбежного преобразования России; отстаивая ее, Тургенев предстает как демократически настроенный политический мыслитель-гуманист. Данную позицию Тургенев не только защищал перед отечественными охранителями и радикалами, но и транслировал на Запад, где считался наиболее известным и авторитетным русским писателем, он способствовал донесению в Европу идейного богатства рус. классической литературы, взял на себя миссию ее репрезентации как нового слова в познании человека и человечества. Аттестуя себя пессимистическим атеистом в этике и приверженцем идеи «автономии» искусства в эстетике (Тургенев полемизировал по проблеме его соотношения с жизнью с Чернышевским к Добролюбовым, а затем с представителями революционного народничества), в России он явился выразителем духа перемен, поддерживал за границей деятелей революционного толка (оказывал большую материальную помощь Бакунину, Лаврову и др.). В целом Тургенев придерживался умеренных взглядов и считал, что Россия будет следовать по западноевропейскому пути развития, постепенно преодолевая свое отставание от передовых стран.

И. E. Задорожнюк

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 653-654.

Сочинения: Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. М., 1978-1988.

Литература: Недзевицкий В. А. Тургенев: логика творчества и менталитет героя. М., 2011; Николин В. В. Русский антропологический проект. И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой. Томск, 2008; Генералова Н. П. И. С. Тургенев: Россия и Европа. СПб., 2009; Иван Тургенев и Общество любителей российской словесности, М., 2009; Задорожнюк И. Е. Постоянство постепеновства или пароксизмы революционаризма? // Вопросы философии. 2010. № 6; Orwin D. Consequences of consciousness. Turgenev, Dostoevsky and Tolstoy. Stanford, 1997.


Вернуться на главную страницу И.С. Тургенева

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС