Уинстенли Джерард
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ У >

ссылка на XPOHOC

Уинстенли Джерард

1609-1652

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Уинстенли Джерард

Уинстенли Джерард (1609— после 1652) — английский утопист 17 века, идеолог крайне левого течения в английской буржуазной революции, один из первых выразителей интересов экспроприированных народных масс. В обосновании своего социально-политического идеала не вполне освободился от теологии, но в основном перешел на позиции рационализма и трактовал теорию естественного права в духе решительного отрицания частной собственности. Материалистически истолковывал вопросы этики и морали. Его основное сочинение «Закон свободы» (1652) проникнуто идеями «уравнительного коммунизма», который Уинстенли пытался претворить в жизнь мирными методами. Черты реально существовавшего тогда в Англии способа производства сочетаются у Уинстенли с коммунистическим принципом распределения путем прямого продуктообмена. Политический идеал Уинстенли — последовательно демократическая республика.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 470.


Марксистский взгляд:

Джерард Уинстэнли (1609 - после 1652). В английской буржуазной революции XVII в., в период ее высшего подъема, родилось движение народных низов — «диггеров». «Диггеры» — буквально - «копатели» — это деревенская и городская беднота, предпринимавшая попытки захвата и коллективного возделывания как общинных, так и находящихся в частном владении, но пустующих земель. Своим идеалом они провозгласили «свободную республику», коллективную собственность и коллективный труд. Идеологом и вождем диггеров был Джерард Уинстэнли. Мы очень мало знаем о нем.

...Городок Уиган в Ланкашире. Семья Эдуарда Уинстэнли, «торговца шелком и бархатом». Сын его, Джерард, не получил сколько-нибудь систематического образования. В 30-х годах он обучался торговому делу в Лондоне, в 1637-м становится членом компании торговцев готовым платьем; есть сведения, что до 1643 г. он вел мелкую торговлю сукном. Экономическая депрессия, связанная с гражданской войной, разорила его. Пришлось переселяться в деревню...

С 1648 г. началась литературная деятельность Уинстэнли. Сначала — несколько небольших памфлетов на религиозные темы. В 1649 г. (в Англии к этому времени устанавливается республика) выходит первое социально-политическое произведение Джерарда — «Новый закон справедливости», затем — декларация от имени «бедного и угнетенного люда Англии».

Весной того же года небольшая группа людей (среди ее вожаков — и Уинстэнли) захватила в графстве Сёррей (приход Кобхем) пустующую землю и принялась совместно ее обрабатывать. Так было положено начало движению диггеров. Их колония продержалась — истовым трудом и неистовым упорством — только год. Несколько раз за это время окрестные лендлорды, новые власти предпринимали настоящие походы против нее, сносили постройки, вытаптывали посевы, разгоняли скот. В конце концов имущество кобхемских диггеров было полностью уничтожено.

Уинстэнли избежал ареста. Он пишет новые работы. Самая яркая из них — «Закон свободы», изданная в 1652 г.,— план коренного преобразования общества путем ликвидации частной собственности на землю, установления республики мелких производителей, основанной на общем пользовании землей и ее плодами... «Закон свободы» — последнее из сохранившихся произведений страстного проповедника равенства.

Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982, с. 103-104.


Готовил демократический аграрный переворот

Уинстэнли (Winstanley), Джерард (р. 1609 - ум. после 1652) - английский мыслитель, социалист-утопист, идеолог крайне левого крыла революционной демократии в период английской буржуазной революции 17 века, зачинатель выступления диггеров в 1649 году, возглавивший первый в новой истории "коммунистический эксперимент" - колонию "копателей" близ Кобема (графство Суррей). Из биографии Уинстэнли известно только, что родом он из г. Уиген в Ланкашире. Его отец был, по-видимому, торговцем сукном и шерстью. Где и чему обучался Уинстэнли, неизвестно. Однако если судить по написанному им, то становится несомненным, что перед нами один из народных самородков, ум которого - выдающийся и самобытный - был разбужен к интенсивной деятельности не столько школьной наукой, сколько трудными "университетами жизни". С 1630 года Уинстэнли жил в Лондоне - сначала в качестве ученика в компании торговцев готовым платьем, с 1637 года - в качестве полноправного члена этой компании. До 1643 года Уинстэнли, по-видимому, вел в Лондоне мелкую торговлю сукном. Полностью разорившись, Уинстэнли покинул Лондон, поселился в графстве Суррей и вынужден был работать по найму, как это делали тысячи подобных ему бездомных коттеров-батраков. В повседневном общении с себе подобными бедняками Уинстэнли вынес главные идеи своего учения. В богословских же памфлетах, составлявших в то время основного круг чтения человека из народа, он доискивался аргументов в пользу осуществления чаяний народных низов. Это привело его на стезю сектантского проповедничества - главной формы просвещения масс того времени. Прибегая к мистически окрашенной религиозной аргументации, Уинстэнли в многочисленных памфлетах, посвященных социальным вопросам (начиная с "Нового закона справедливости", 1649), изложил свое социальное учение. Оно состоит из трех тесно связанных между собой компонентов: обоснования закона социальной справедливости (своеобразная "программа-максимум"), обоснования необходимости осуществления демократического аграрного переворота ("программа-минимум") и проекта "Свободной Республики" - учреждения в совр. ему Англии свободной ассоциации тружеников взамен эксплуататорского строя. "Новым законом справедливости" назвал Уинстэнли общество без классов, состоящее из одних только тружеников, не знающее частной собственности (прежде всего на землю, все еще остававшуюся основным условием тогдашнего производства), без денег, купли-продажи, работы по найму, имущих и неимущих. "Новый закон справедливости" резюмируется словами: "работайте вместе и вместе ешьте (свой) хлеб". Для победы этого "закона" требовалось, по мнению Уинстэнли, продолжительное время (она связывалась им с "внутренним просветлением" имущих), поэтому им выдвигалась программа более непосредственная и реалистическая - демократического аграрного переворота в процессе происходившей революции. Двумя основными пунктами этой программы являлись: повсеместное разрешение бедным безвозмездно обрабатывать общинные пустоши в свою пользу и освобождение копигольда из-под власти манориальных лордов и превращение его во фригольд. Осуществление демократического аграрного переворота Уинстэнли считал непременным условием победы республики над монархией. Если же будет сохранена власть лендлордов, - предупреждал Уинстэнли, - то реставрация монархии станет лишь вопросом времени. Возглавленное Уинстэнли выступление диггеров весной 1649 года знаменовало кульминационный пункт развития революционно-демократического движения в Англии середины 17 века. Основанная им в это время колония близ местечка Кобем - наглядный пример захвата бедняками явочным порядком общинных пустошей как их "справедливой доли в одержанной победе". После окончательного разрушения лендлордами и их наемниками колонии (весна 1650 года) Уинстэнли пишет свое идеологическое завещание - коммунистическую утопию "Закон свободы" (1652). В форме готовой конституции в ней рассматриваются различные стороны социального и политического строя общества, в к-ром установлено истинное равенство. Он впервые отчетливо связывает идеалы коммунистического общества с социальными чаяниями бедняков-тружеников, а свободу гражданина мыслит прежде всего как свободу его от нужды. Отчаявшись в способности народных низов завоевать этот строй собственными силами, Уинстэнли передает свой проект на усмотрение О. Кромвеля (которому посвящает свое сочинение). Хотя Уинстэнли, как и все социалисты-утописты, не видел глубокой противоречивости подобного акта, тем не менее он сумел разглядеть еще на заре буржуазного строя некоторые условия подлинного освобождения трудящихся.

М. А. Барг. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.


Далее читайте:

Уинстэнли Джерард. Знамя, поднятое истинными левеллерами. Декларация властям Англии и всем властям в мире.

Уинстэнли Джерард. Новогодний подарок парламенту и армии.

Уинстэнли Джерард. Закон свободы, изложенный в виде программы, или восстановление истинной системы правления.

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Англии (биографический указатель).

Сочинения:

The works..., ed. by G. H. Sabine, Ithaca - N. Y., 1941; в рус. пер. - Избр. памфлеты, М. - Л., 1950.

Литература:

Сапрыкин Ю. М., Социально-политич. идеи диггеров, "Вестник МГУ, серия историко-филологич. наук", 1959, No 2;

Барг M. A., Народные низы в англ. революции XVII века, М., 1967 (библ.).

Барг М. А. Социальная утопия Уинстэнли.— В кн.: История социалистических учений. Сб. статей. М., 1962.

Волгин В. П. Диггеры и Уинстэнли.— В кн.: Дж. Уинстэнли. Избранные памфлеты. М.— Л., 1950.

Костюченко Л. Г., Селиверстов Д. А. Теоретическое обоснование социалистического идеала Д. Уинстэнли.— В кн.: Философско-методологические проблемы общественного развития. М., 1979.

Селиверстов Д. А. Социальная утопия Д. Уинстэнли.— В кн.: Научный коммунизм: проблемы и исследования. М., 1976, вып. 8.

Стальный В. Уинстэнли — идеолог коммунизма в Великой английской революции.— Известия АН СССР, 1935, № 1.

Стальный В. Утопия Джерарда Уинстэнли.— Исторический журнал, 1942, № 34.

См. также лит. при ст. Диггеры.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС