Умар II ибн Абд ал-Азиз
       > НА ГЛАВНУЮ > ДИНАСТИИ ПРАВИТЕЛЕЙ > УКАЗАТЕЛЬ У >

ссылка на XPOHOC

Умар II ибн Абд ал-Азиз

-

ДИНАСТИИ ПРАВИТЕЛЕЙ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Умар II ибн Абд ал-Азиз

Правление халифа Умара II ибн Абд ал-Азиза (717-720)

Умар II был сыном брата халифа Абд ал-Малика - Абд ал-Азиза. В 706 году ал-Валид I назначил его наместником Медины. Там Умар создал совет из десяти благочестивых знатоков Корана и хадисов и постоянно обсуждал с ними законность или незаконность тех или иных административных мер халифа и его чиновников. Умар правил кротостью и этим привлекал сердца. В 712 году по донесению сурового администратора ал-Хаджжаджа халиф сместил Умара с поста наместника.

Став после смерти Сулаймана халифом, Умар II не изменил себе и вернул высшей власти ту полноту духовности, которая была принесена в жертву жестокому порядку. Идеалом Умара II было правление первых халифов - Абу Бекра и Умара ибн ал-Хаттаба. Он полагал, что следующие за ними халифы хотя и старались во саву ислама, но со временем сильно исказили установления Пророка, так что необходимо было, обращаясь Корану, сунне и советам благочестивых, сделать все, чтобы вернуться на истинный путь.

Установления Пророка неприкосновенны и неизменны; халифу нужно лишь следовать им. Поэтому первым делом Умар II отменил незаконный налог - джизью для новообращенных мусульман, введенный по распоряжению ал-Хаджжаджа. В отношении покупки земель мусульманами последовало возвращение к установлению Пророка о том, что земля принадлежит умме. Также халиф отменил налог харадж с горожан, поскольку это был поземельный крестьянский налог. Все деньги, собранные незаконным путем, были возвращены. Но поскольку государственные чиновники уже привыкли к безаконию, то и при Умаре II они продолжали красть под видом возвращения денег пострадавшим от произвола. Таким образом казна опустела.

С другой стороны, воспрянули духом шииты, видя столь решительную перемену в уме и душе халифа. Они снова заговорили о законных правах Алидов на халифат. Умар II не препятствовал этому брожению умов, пока действия шиитов не переступали границ дозволенного.

Умар II отменил проклятие халифа Али. В свое время ал-Хаджжадж потребовал от мусульман во время пятничной молитвы повторять публичное проклятие имени Али, провозглашаемое с минбаров, и казнил всех, кто отказывался делать это.

Также и потомки Аббаса ибн Абд Мутталиба, дяди Мухаммеда, стали вести работу по возвращению Халифату законного правителя. Сын Аббаса, Абдаллах, выступал на стороне Али в его споре с Муавийей. После третейского суда Абдаллах удалился в Мекку, а затем перебрался в Таиф. Абдаллах ибн Аббас был первым толкователем Корана и пользовался у современников великим почетом. Его сын Али ибн Абдаллах, живя в Дамаске, проявлял чрезвычайную набожность - иногда в молитве он проводил целые дни. Халиф ал-Валид I выслал его из Дамаска, и Али ибн Абдаллах поселился в местечке к югу от Мертвого моря. Именно здесь во времена халифа Сулаймана, как гласит легенда, Абдаллах, сын Мухаммеда ибн ал-Ханафийя, внук халифа Али, торжественно передал права Алидов на халифат Мухаммеду, сыну Али ибн Абдаллаха. Впоследствии сын Мухаммеда, Абдаллах ибн Мухаммед ибн Али ибн Абдаллах ибн Аббас, родившийся в 722 году, претендовал на титул халифа. Аббасиды выдвинули лозунг: "Халиф - из семьи Пророка".

В разгар всех этих событий халиф Умар II внезапно умер. После кратковременного правления Йазида II, халифом стал сын Абд ал-Малика - Хишам, правивший 724-743 годах. Вернулись к прежним способам государственного управления, установленным его отцом и ал-Хаджжаджем.

При халифе Умаре II в 719 году арабы завоевали провинцию Согд. Согдийцы, не принявшие ислам, ушли в верховья реки Заравшан и по ее притокам - в южном и северном направлениях.

Халиф Умар II избегал администрирования. Амил города Химса в Сирии написал халифу: "Разрушилась стена крепости Химса, надо ее поправить. Как распорядится повелитель правоверных?" Умар II написал в ответ: "Устрой крепости Химса стену из справедливости, очисти дороги от грабителей и страха, тогда не будет нужды в глине, кирпиче, камне и извести".

Халиф Умар II в силу своей простоты, очищающей веру, и мудрости был чрезвычайно популярен у берберов. Притягательность такого образа правления так передал ученый-законовед Абу Сайд Хасан ал-Басри (ум. в 728 г.): "Не тот мудрый, кто больше знает по-арабски и владеет большим числом изящных выражений и слов арабского языка. Мудрец тот, кто сведущ в каждом знании. Для этого годится всякий язык, который знаком. Если кто-либо будет знать все предписания шариата и толкований к Корану на языке тюркском, персидском или румийском, а арабского не знает, все равно он является человеком возвышенного знания. Конечно, лучше, если он знает арабский! Всевышний ниспослал Коран на арабском, и Мухаммед - будь над ним благословение и мир Аллаха! - был арабом. А если у государя будет блеск небесного величия, державность и вместе с тем возвышенное знание, то он приобретет счастье двух миров, ибо не совершит ни одного поступка без знания, ни в чем не уступит неведению".

Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Челябинск, 2000, с. 132-136.

Далее читайте:

Арабы - группа народов, населяющих страны Западной Азии и Северной Африки.

Арабские государства (справочная статья и описание домусульманских государств).

Арабский халифат.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС