Уруинимгина, Урукагина
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ У >

ссылка на XPOHOC

Уруинимгина, Урукагина

XXIV в. до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Уруинимгина, Урукагина

Уруинимгина, царь шумерского государства Лагаш, правивший в 2318-2311 гг. до Р. Х.

Приход к власти Уруинимгины связан был с каким-то хотя и бескровным, но насильственным переворотом. Предыдущий энси Лугальанда, разоривший страну поборами и присвоивший себе большую часть храмовых и государственных богатств, был низложен (хотя и сохранил жизнь), а энси стал Уруинимгина, как видно, его свойственник. Новый правитель снизил налоги и пресек произвол чиновников, которые взятками и насилиями грабили народ и младших жрецов. Все присвоенные частными лицами земли были возвращены богам (то есть храмам).

В 2313-2312 гг. до Р. Х. Уруинимгине пришлось вести тяжелую войну с правителем Уммы Лугальзагеси. Уммийцы разорили и отторгли почти половину страны. Но столицу - город Нгирсу - они, кажется, не смогли захватить. Однако в 2311 г. до Р. Х. Нгирса была взята и разрушена аккадским царем Шаррумкеном. После этого о судьбе Уруинимгины ничего неизвестно.

Использованы материалы книги К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. М., "Вече". 2001.


Урукагина (правильнее - Уруинимгина) - царь Лагаша (2-я пол. 24 в. до н. э.). Вступил на престол в результате переворота, отстранив от власти своего родственника Лугальанду; провел ряд реформ с целью пресечения злоупотреблений царских контролеров (сборщиков налогов, судей и др.), уменьшения налогообложения и повинностей свободного населения, защиты храмовых владений от посягательств со стороны царской власти, а также уменьшения и упорядочения ритуальных оплат.

Вопрос о социальной направленности реформ Урукагины является спорным. В. В. Струве оценивает их как демократические, направленные против знати, в защиту интересов общинников и приведшие к увеличению числа полноправных граждан. И. М. Дьяконов полагает, что реформы были вызваны борьбой жречества и родовой аристократии, возглавленных Урукагиной, против царя и светской служилой знати за храмовое хозяйство, игравшее в Лагаше большую экономическую и политическую роль.

На 7-м году правления Урукагины потерпел поражение в борьбе с Лугальзаггиси, часть Лагаша была разрушена. От времени Урукагины до нас дошел большой хозяйственный архив из храма богини Бау (рус. пер. надписей Урукагины дан В. В. Струве в "Хрестоматии по истории Др. Востока", М., 1963, с. 177-83 и И. М. Дьяконовым в ст. "Реформы У. в Лагаше", "ВДИ", 1951, No 1).

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.


Деятельность Урукагины

Длительные войны, которые вели могущественные правители Лагаша, привели к дальнейшему развитию примитивного рабовладельческого хозяйства. В хозяйственных документах этого времени упоминаются деревянные плуги, которые окончательно вытесняют первобытную мотыгу. Значительно совершенствуется ремесло. В многочисленных мастерских работали самые разнообразные ремесленники. Металлургия получает широкое распространение. В документах перечисляются куски листовой меди и металлические предметы. Избыток продуктов сельского хозяйства и ремесленного производства продаётся на рынках внутри страны и даже вывозится в соседние страны в обмен на необходимые и ценные товары, как, например, на серебро, которое привозится из Элама. Усилился приток в страну пленных, которых обращали в рабство. Документы на продажу рабов свидетельствуют о росте рабовладельческой эксплуатации.

Однако развитие хозяйственной жизни приводило лишь к обогащению правящего класса рабовладельческой аристократии, в состав которого входили влиятельные чиновники и жрецы, владевшие огромными богатствами. Большие ценности сосредоточивались также и в храмах. Трудовое население, бедняки и рабы подвергались всё более жестокой эксплуатации со стороны богачей. Так усиливалось имущественное расслоение, которое привело к обострению классовых противоречий и к вспышкам классовой борьбы, на что указывают документы времени Урукагины (XXIV век до н. э.). Последние представители династии Ур-нанше становятся первосвященниками и захватывают в свои руки храмовое хозяйство с целью укрепления рабовладельческого строя и усиления авторитета царской власти. Однако это мероприятие вызывает недовольство как со стороны трудовых масс, главным образом общинников, так н со стороны жречества, которое управляло храмовыми хозяйствами и потеряло ряд своих привилегий в результате слияния храмового хозяйства с царским. Вследствие этого в Лагаше начались крупные народные волнения и резко обострилась классовая борьба. Весьма возможно, что даже произошло народное восстание. Жречество, недовольное тем, что царская власть захватила в свои руки храмовое хозяйство, подняло против царя широкие слои трудового населения. Последний царь из династии Ур-нанше по имени Лугальанда принуждён был уступить своё место Урукагине, который захватывает верховную государственную власть в результате насильственного переворота, очевидно, опираясь на поддержку, с одной стороны, жречества, а с другой стороны, широких народных масс, в частности свободных общинников. В своих надписях Урукагина не упоминает о своём царском происхождении. Наоборот, он говорит о том, что «бог Нингирсу, воин Энлиля, даровал Урукагине царство над Лагашем и дал ему власть над 10 сэрами людей» (10 cap — 36 тысяч).

Придя к власти, по-видимому в результате народного движения, организованного жречеством, Урукагина провёл целый ряд реформ, которые имели целью восстановить положение, существовавшее в Лагаше ранее, а также восстановить независимость жречества в управлении храмовым хозяйством. Одновременно с этим Урукагина был вынужден и несколько улучшить экономическое положение тех средних свободных слоёв населения, членов сельских общин, которые были его главной социальной опорой. Для того чтобы резче подчеркнуть социальный характер своих реформ, Урукагина в своих надписях противопоставляет жестокие формы эксплуатации бедняков, царившие в Лагаше до его прихода к власти, тому положению, которое установилось в результате его реформ. Судя по надписям Урукагины, в Лагаше до захвата им власти неограниченно господствовала верхушка рабовладельческой аристократии, возглавлявшаяся правителем — патэси. Всюду — на кораблях, при стадах и при рыболовных хозяйствах — находились надсмотрщики. Правитель взимал высокие налоги со всех доходов населения и наложил свою тяжёлую руку даже на храмовые владения. В свою очередь жрецы тоже притесняли население, требуя себе высокую плату за совершение религиозных обрядов. Богачи и чиновники могли безнаказанно грабить и притеснять бедняков. Урукагина ставит себе в особую заслугу то, что он прекратил эти злоупотребления и снова восстановил древний «порядок» и древнюю «справедливость». Он удалил надсмотрщиков и надзирателей, предоставив людям свободно заниматься их делом. Он восстановил права и привилегии храмов, изъяв храмовое хозяйство из ведения правителя и объявив его собственностью самих богов, иными словами, вернув его жречеству. Но в то же время он сократил ту плату, которую жрецы взимали ранее с населения за совершение религиозных обрядов. Ввиду частых злоупотреблений, когда начальники притесняли простых воинов, насильственно отнимая у них под видом покупки их имущество, Урукагина приказал в таких случаях платить за купленного осла или дом по справедливой цене или, как образно говорится в надписи, «хорошим серебром». Чтобы несколько улучшить экономическое положение средних свободных слоёв населения, Урукагина издал особые законы, которые должны были освободить «жителей Лагаша от долговой кабалы, потрав, воровства, убийства и грабежа домов. Свободу их он установил. Чтобы сироте и вдове сильный ничего не причинил, он заключил с Нингирсу этот завет». Таким образом, социальные реформы Урукагины были облечены в форму законов, которые должны были охранять интересы жречества и средних слоёв населения, получивших целый ряд прав в результате этих реформ.

Урукагина правил в течение 6 лет. За это короткое время Лагаш достиг большого процветания. С гордостью сообщает реформатор о тех храмах и дворцах, которые он построил, и о каналах, которые он соорудил. Однако Урукагино не удалось закрепить своего дела. Рабовладельческая аристократия соседних городов с тревогой смотрела на усиление общинников и средних свободных слоёв Лагаша. Очевидно, в этом была одна из причин разгрома Лагаша. С другой стороны, реформы, проведённые Урукагиной в интересах сохранения классового рабовладельческого общества, не могли дать решающих результатов. Они не могли сделать государство более устойчивым, так как они сохранили имущественное неравенство и классовую эксплуатацию, лишь в небольшой степени, и к тому же временно, улучшив положение средних слоёв населения.

Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 61-63.


Уруинимгина, Урукагина - правитель шумерского города-государства Лагаш (XXIV в. до н.э.). Его отец Энгильса был крупным сановником в Лагаше. Около 2360 г. Уруинимгина возглавил народное движение, направленное против засилья местной царской династии Ур-нан-ше в лице ее последнего представителя Лугальанды. Восстание имело успех, и народ провозгласил Уруинимгину энси* Лагаша, сохранив при этом жизнь Лугальанде и его семье. В награду за выдвижение Уруинимгина увеличил простым гражданам Лагаша размер месячного довольствия в два раза.
Затем он провел ряд реформ с целью облегчить положение народа. Была сокращена сумма натурального налога, взимавшегося с сельских общин. Уменьшены были и подати с ремесленников. За участие в общественных работах общинники стали получать дополнительное довольствие. Особым законом Уруинимгина запретил посягательство на движимое и недвижимое имущество беднейших слоев населения, равно как и на их личную свободу. Новый правитель Лагаша провел цензовую реформу, согласно которой число полноправных граждан государства увеличилось в десять раз по сравнению с прежними временами и достигло 36 000 человек.
На втором году правления Уруинимгина объявил себя лугалем**, сосредоточив в своих руках политическую и религиозную власть. Впоследствии он издал несколько законов, которые должны были оберегать граждан Лагаша от произвола ростовщиков, от обмана при взимании податей, от воровства, убийств и грабежей. В области религиозной жизни государства царь-реформатор восстановил права и привилегии храмов; отныне жрецы стали самостоятельно распоряжаться храмовым хозяйством, не испытывая какого-либо давления со стороны царя, как это было при предшественниках Уруинимгины.
Уруинимгина правил Лагашем в качестве лугаля шесть лет. За это время государство достигло полного процветания. В надписях тех времен сообщается о храмах и дворцах, которые он построил, и каналах, прорытых по его приказу. Однако реформаторская деятельность, направленная на ослабление лагашской знати и улучшение жизни простого народа, в немалой степени обеспокоила знать соседних городов-государств. Против Лагаша образовалась коалиция шумерских государств во главе с Уммой и Уруком. Назревала война. В этой обстановке Уруинимгина решил первым нанести удар по грозному противнику. Вначале ему удалось захватить несколько городов, но затем против него выступил правитель Уммы Лу-гальзагеси с сильным войском. Он разбил лагашское ополчение, опустошил поля и приступом взял Лагаш. Храмы и дворцы, возведенные Уруинимги-ной, были разрушены и сожжены, жители уведены в рабство. Сам Уруинимгина с отрядом воинов заперся в городской цитадели Гирсу и успешно отражал приступы противника. Он так и не капитулировал. Вскоре Лугальзагеси вынужден был оставить Лагаш в покое ввиду вторжения в Шумер войска Саргона Аккадского. О дальнейшей судьбе Уруинимгины ничего не известно.

Примечания:

* Энси - верховный жрец-правитель.

** Лугаль - царь.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.


Литература:

Дьяконов И. М., Обществ. и гос. строй древнего Двуречья, Шумер, М., 1959;

Струве В. В., Гос-во Лагаш., М., 1961.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС